Личностные качества педагогов.
Профессионально важными компонентами воли учителя являются смелость, самостоятельность, самообладание, целеустремленность, твердость, решительность, настойчивость, требовательность и дисциплинированность. Волевые компоненты значительно усиливаются под влиянием мотивации, осознания высокой ответственности за результаты деятельности, от того, насколько ясно педагог представляет цель действия, умело ориентируется в обстановке и четко видит средства достижения поставленной цели.
Понятие«педагогические способности»впервые появилось в литературе примерно в середине XIX века, когда просвещение получило сравнительно широкое распространение. Дистервег, Ушинский, Макаренко.
Наиболее полную концепцию формирования педагогических способностей дала Н.В. Кузьмина.
Под педагогическими способностями Н.В. Кузьмина понимает «ансамбль свойств человеческой личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей».
В структуру педагогических способностей Кузьмина включает следующие компоненты:
1) Педагогическая наблюдательность–способность по небольшим, на первый взгляд не заметным, явлениям и признакам увидеть тенденции развития ученика, формирование его знаний, умений и навыков, воли и характера, понять по неуловимым переменам в поведении его состояние, зарождение в нем новых потребностей и интересов, приобретение новых навыков и привычек или потерю их, его прогресс или регресс, по деталям и частностям вовремя обнаружить симптом неблагополучия в развитии ученика.
2)Педагогическое воображение–это способность проектировать будущиезнания учащихся, предвидетьвозможные для них затруднения при восприятии учебного материала, преподносимого учителем, и соответственно предупредить эти затруднения выбором определенных методов и приемов изложения; предвидеть, что может быть учащимися понято превратно, какие возможны логические ошибки и затруднения,где житейские представления, уже имеющиеся для учащихся могут помочь имлучше понять излагаемое, а где - помешать правильному научному пониманию материала; предусмотреть трудности, которые могут возникнуть при приготовлении домашнего задания, когда он останется наедине с книгой.
3)Требовательностькак черта характера – способность предъявлять строгие требования к учащимся на основании высокой требовательности к самому себе. Не требовательного педагога учащиеся не уважают. В то же время требования педагога принимаются учащимися только в том случае, когда они видят опору этим требованиям в личности и характере самого учителя. Требования педагога принимаются учащимися тогда, когда они являются логическим продолжением уважением к ним.
4)Педагогический такт – способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость, проявляемая во всей системе многообразных отношений с учащимися, их родителями, в разрешении порой чрезвычайнотонких психологических вопросов, которые возникают в процессе педагогической деятельности.
5) Распределенное внимание – способность сочетать фронтальную работу с индивидуальной. Распределенного внимания требует как учебная, так и воспитательная деятельность учителя. Оно направлено на контроль за деятельностью: а) самого учителя (что делать, каки в какой последовательности); б) каждого учащегося; в) всего коллектива в целом.
6) Организаторские способности–это умение педагога использовать коллектив как важнейшие инструмент в воспитании каждой отдельной личности, реализуя принцип параллельного действия в работе с детьми. Эта работа включает в себя организацию:
а) учебной деятельности учащихся, их поведения на всех этапах урока при использовании различных методов обучения, особенно таких,как беседа и лабораторные, практические занятия (последние обычно вызывают наибольшие трудности);
б) коллективной трудовой, общественно-полезной, игровой деятельности учащихся (распределение коллективных и индивидуальных заданий, осуществление контроля, учет и оценка различных видов деятельности учащихся);
в) всех возможных влияний на классный коллектив (со стороны учителей, родителе, школьного коллектива и др.);
г) влияние классного коллектива на окружающих (на семью, школьный коллектив) и т. д.
Все выше названные компоненты педагогических способностей тесно взаимосвязаны и в решении любой педагогической задачи участвуют в той или иной степени.