Изучение мотивов учащихся в деятельности
( Л.В. Байбородова, профессор)
Данная методика нацелена на выявление мотивов учащихся в деятельности.
В ходе её проведения ребятам предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответов используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - привлекает в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0- не привлекает совсем.
В процессе обработки и интерпретации результатов для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы ( п.3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Далее представлен сам текст.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определённые черты характера
«Фантастический выбор»
Метод «фантастического выбора» позволяет выявить направленность личности учащихся. Он предполагает искусную игровую педагогическую инструментовку. Дети должны быть увлечены предлагаемой для них волшебной ситуацией. Анализ полученных результатов производится через группировку высказанных желаний школьников: чего хотят и для кого хотят? Интересным станет соотношение духовных и материальных интересов, потребительских и созидательных, эгоистических и коллективистских и т.д.
Инструментовки могут быть следующими.
· Три ответа на один вопрос: « Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?»...
· Оставшуюся жизнь ты проведёшь на необитаемом острове. С собой ты можешь взять, что хочешь, Но назвать ты имеешь право всего пять слов. Назови их.
· Перед Новым годом Дед Мороз принимает все пожелания. не очень отягощая его многочисленными просьбами, напиши, о чём бы ты его попросил.
· Представьте, что у Вас в руках Цветик - Семицветик. Отрывая мысленно лепестки, напиши свои самые сильные желания.
« Ситуация выбора »
( Л.В. Байбородова, профессор)
Данная методика позволяет выявить направленность личности. Для её проведения можно использовать час творчества, который проводится в классном коллективе. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:
· разработка программы вечера;
· изготовление подарков для детей детского сада ( дома );
· подготовка сюрприза для учащихся младших классов;
· овладение навыками самообороны;
· изготовление украшений для вечернего платья.
При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:
· проявить свои таланты;
· сделать приятный сюрприз для друзей;
· весело провести время;
· оказать помощь детскому саду (дому) или его воспитанникам;
· приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.
Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.
При обработке данных необходимо сопоставление результатов учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:
а) преобладание общественных мотивов;
б) преобладание личностных мотивов;
в) преобладание престижных мотивов.
При изучении направленности личности учащихся можно определить устремлённость: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределённую направленность.
Ранжирование
Данный метод ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, столь значимое для человека. Испытуемые расставляют из предложенного списка 5-10 слов в очередности согласно степени личной значимости. Список слов составляется из существительных, глаголов, причастий. наречий. Однако не исключён вариант, когда предлагается по рангу расставить местоимения:
Они Она
Я Он
Мы Вы
Ты Оно.
(Следует учитывать, что в младших классах дети могут расставлять слова в алфавитном порядке).
Обработка результатов возможна от первых трёх мест. Например.
вежливый красивый весёлый гуманный трудолюбивый коллективист изящный | искусство труд деньги человек школа государство каша | играть бездельничать есть бороться думать спать работать и т.д. |
Сочинение
Через анализ сочинений можно узнать, каковы идеалы, предпочтения учащихся, стремление к положительному или отрицательному образу. Время выполнения - в пределах 30 минут. Примерная тематика может быть следующей:
- Самое радостное событие в моей жизни.
- Моя будущая семья.
-Интересный человек.
- Мой лучший друг.
- Что бы я сделал, если бы мог всё...
- Бедность - не порок?..
- Оправдывает ли цель любые средства?
- Любовь - это...
- Моя вера.
- Взрослые моими глазами.
Дневник моего настроения
(по А.Н. Лутошкину, для учащихся 6-8 классов).
В течение месяца учащиеся заполняют «Дневник настроения» (вариант «Срез настроения в классе(школе) за день», в этом случае вместо даты-уроки, перемены, внеурочные дела).
Дата | Моё настроение сегодня | Настроение моего класса |
Тональность настроения обозначается разными цветами: радостное - оранжевым, восторженное - красным, приятное - жёлтым, спокойное - зелёным, грустное - синим, тревожное - фиолетовым, крайне неудовлетворительное - чёрным.
Тест - игра «Моё настроение в учебных делах»
Суть теста в выборе ребёнком своего места в классе, которое отвечает его усилиям, вкладываемым в учёбу. Для этого важно представить себе, что окна классной комнаты символизируют максимальные усилия человека хорошо учиться, а двери- минимальные. По тому, какое место школьник выбирает себе в пространстве, педагог косвенно судит о степени учебной мотивации ребёнка.
Тест «Время на уроке»
В конце урока дети кладут в условное место символ, отражающий их представление о продолжительности урока, длинный, очень длинный, короткий урок. По тому, для скольких детей урок был длинным или коротким, учитель с определённой степенью условности судит о положительных или отрицательных мотивах их учебной деятельности.
Этикометрия
(для учащихся 1ё0-11 классов, В.М. Шепель)
Цель: получить более полный банк данных об учащихся.
Этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.
1.Мои основные ценности - это _______________________________________________, потому что___________.
2.Наиболее устойчивыми моими целями являются__________________________________ ,
потому что _________________________________________________________________.
3. Мои повседневные привычки ____________________________________________, потому что______.
4. Я могу написать о своих родителях____________________________________________ ласковых слов, потому что_________________________________________________________ .
5. Моё поведение я могу охарактеризовать как поведение человека______________________
_______________
________________________________________________________ потому что______________
____________ .
Познай себя