Под РО понимается новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному (традиционному – ТО) способу.

Сегодня вносятся серьезные изменения в целевой компонент работы школы (В.В.Давыдов). Тем не менее массовая школа сохраняет примат информированности личности над ее культурой; преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Культура – сфера духовной жизни людей: предметные результаты деятельности и человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ЗУН, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировозрение, способы и формы общения).

Духовность – сопричастность с жизнью. Проявления духовной культуры:

1. Отношение к материальному миру (очеловечивание предметов).

2. Речь –отражает определенный уровень культуры. Коррекция!

3. Поведение.

4. Деятельность: созидательная – признак духовности; потребительская – растление.

А.К.Дусавицкий:

ТО РО
Труд по внешней необходимости – сложившиеся формы. Социальная функция – приспособление к обществу. Форма – обучение (система норм – инструментальных и поведенческих образцов). Результат – развитие частных потребностей и способностей. Труд – средство для самоосуществления. Социальная функция – развитие универсальных способностей индивида к изменению общества. Форма – воспитание (образцы человеческой культуры, в которых проявляется человеческая сущность). Результат – система потребностей и способностей личности, обеспечивающих возможность саморазвития.

2. РО учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.Педагогические воздействия опережают, стимулируют направляют, ускоряют развитие наследственных данных личности.

В РО ребенок – полноценный субъект деятельности.

Одна из целей РО – формирование субъекта учения: целеполагания, планирования, организации, реализации целей, анализа результатов деятельности. Только субъектность развивает самостоятельность и ведет к самоизменению. Чрезвычайно важна мотивация деятельности субъекта. По мотивации различаются технологии:

- на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);

- на индивидуальный опыт личности (И.С.Якиманская);

- на творческие потребности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер);

- на социальные инстинкты (И.П.Иванов).

4. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. РО = ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП.

ЗУН – знания, умения, навыки.

СУД – способы умственных действий:

- рассудочно-эмпирические СУД (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент);

- диалектико-логические СУД (В.В.Давыдов: );

- общеучебные СУД (умения и навыки планирования учебной деятельности; умения и навыки организации своей учебной деятельност; умения и навыки восприятия информаци; умения и навыки мыслительной деятельности; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий).

СУМ – самоуправляющие механизмы личности:

- потребности;

- направленность (интересы, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, моральные принципы, мировозрение);

- «Я-концепция» (я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я владею).

СЭН – эмоционально-нравственная сфера: эстетические и нравственные ценностные ориентации, мироощущение.

СДП – деятельностно-практическая сфера:

- трудовые ЗУН;

- трудолюбие (активность, прилежность, сознательность);

- трудовая нравственность (взаимоотношения, стимулы, отношение к результатам…).

Все группы качеств личности взаимосвязаны и представляют собой сложную динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, способностей. Необходимо всестороннее их развитие.

Наши рекомендации