Под РО понимается новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному (традиционному – ТО) способу.
Сегодня вносятся серьезные изменения в целевой компонент работы школы (В.В.Давыдов). Тем не менее массовая школа сохраняет примат информированности личности над ее культурой; преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Культура – сфера духовной жизни людей: предметные результаты деятельности и человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ЗУН, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировозрение, способы и формы общения).
Духовность – сопричастность с жизнью. Проявления духовной культуры:
1. Отношение к материальному миру (очеловечивание предметов).
2. Речь –отражает определенный уровень культуры. Коррекция!
3. Поведение.
4. Деятельность: созидательная – признак духовности; потребительская – растление.
А.К.Дусавицкий:
ТО | РО |
Труд по внешней необходимости – сложившиеся формы. Социальная функция – приспособление к обществу. Форма – обучение (система норм – инструментальных и поведенческих образцов). Результат – развитие частных потребностей и способностей. | Труд – средство для самоосуществления. Социальная функция – развитие универсальных способностей индивида к изменению общества. Форма – воспитание (образцы человеческой культуры, в которых проявляется человеческая сущность). Результат – система потребностей и способностей личности, обеспечивающих возможность саморазвития. |
2. РО учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.Педагогические воздействия опережают, стимулируют направляют, ускоряют развитие наследственных данных личности.
В РО ребенок – полноценный субъект деятельности.
Одна из целей РО – формирование субъекта учения: целеполагания, планирования, организации, реализации целей, анализа результатов деятельности. Только субъектность развивает самостоятельность и ведет к самоизменению. Чрезвычайно важна мотивация деятельности субъекта. По мотивации различаются технологии:
- на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
- на индивидуальный опыт личности (И.С.Якиманская);
- на творческие потребности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер);
- на социальные инстинкты (И.П.Иванов).
4. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. РО = ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП.
ЗУН – знания, умения, навыки.
СУД – способы умственных действий:
- рассудочно-эмпирические СУД (сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация, гипотеза, эксперимент);
- диалектико-логические СУД (В.В.Давыдов: );
- общеучебные СУД (умения и навыки планирования учебной деятельности; умения и навыки организации своей учебной деятельност; умения и навыки восприятия информаци; умения и навыки мыслительной деятельности; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий).
СУМ – самоуправляющие механизмы личности:
- потребности;
- направленность (интересы, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, моральные принципы, мировозрение);
- «Я-концепция» (я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я владею).
СЭН – эмоционально-нравственная сфера: эстетические и нравственные ценностные ориентации, мироощущение.
СДП – деятельностно-практическая сфера:
- трудовые ЗУН;
- трудолюбие (активность, прилежность, сознательность);
- трудовая нравственность (взаимоотношения, стимулы, отношение к результатам…).
Все группы качеств личности взаимосвязаны и представляют собой сложную динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, способностей. Необходимо всестороннее их развитие.