Организационно-методические материалы по практике
Педагогический факультет
Утверждаю
Заведующий кафедрой педагогики и психологии
_________________________Ю.И. Щербаков
Протокол № ____ от «___»_________20____г.
Утверждаю
Декан педагогического факультета
_____________________А.В. Антонова
«____»________________20____г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(в школе)
Программа и методические рекомендации
для студентов 4 курса очно-заочного, заочного отделений
по специальности «Педагог-психолог»
Москва, 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
В процессе прохождения практики студент закрепляет базовые педагогические понятия, полученные на учебных занятиях. Развиваются умения применять научные знания в педагогической деятельности в стабильной и изменяющейся ситуации.
Формируется наличие собственных суждений в области теории и практики педагогики, умение конструировать творческие педагогические решения.
Происходит овладение технологией непрерывного педагогического самообразования.
Практика студентов по специальности «Педагогика и психология» может проводиться в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах и др.
Все типы практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями.
В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей.
Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРАКТИКЕ
Общая цель практики:
Подготовка студентов к целостному выполнению функций педагога психолога: преподавательской, воспитательной, общественно-педагогической, организационно-управленческой; формирование системного подхода к педагогической деятельно овладение компонентами профессионального мастерства; формирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требования стандартов университетского педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста.
Задачи практики:
- углубление и совершенствование теоретических знаний, и установление их связи с практической деятельностью;
- развитие личностных качеств;
- формирование профессиональных умений и навыков;
- освоение современных социально-педагогических технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями детей;
- создание условий для развития способностей и самореализации студента, для формирования его собственного стиля деятельности;
- формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
- развитие навыков профессиональной рефлексии.
Умения, которыми должны овладеть студенты:
- наблюдать, анализировать, планировать, самооценивать и осуществлять учебно-воспитательную работу ;
- разрабатывать конспекты внеклассных занятий; работать с методической литературой, творчески отбирать материал, наглядные пособия к занятиям;
- выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства проведения занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
- проводить диагностику личности и коллектива учащихся; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственно деятельности, а также анализировать уроки и внеклассные занятия других практикантов;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, помочь выбрать эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность учащегося и коллектив в условиях класса; проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).