Ознакомление с окружающим. 10 страница
Некоторые дети уже научились самостоятельно снимать и складывать одежду на стульчик. Воспитатель помогает и одновременно показывает эти действия детям, которые еще не овладели данным навыком. Перед дневным сном малышам предлагается посетить туалетную комнату, при этом особое внимание обращается на умение детей пользоваться горшком или унитазом.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Кукла Зоя ложится спать» 2. Физкультура. № 21—22 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание песни М. Раухвергера «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, ел. Т. Мираджи). Повторение прибаутки «Зайка». Упражнение «Тихие и громкие звоночки» (муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского). Игра «Догони зайчика», свободная пляска 2. Конструирование. «Маша гуляет по парку» |
Среда | 1. Рисование красками. «Коврик для кукол» 2. Действия с предметами. «Соберем пирамидку». |
Четверг | 1. Речь. «Спать пора» 2. Физкультура. № 21—22 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение и закрепление материала предыдущего занятия 2. Лепка. «Разноцветные колечки для пирамидки» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Кукла Зоя ложится спать»
Задачи.Познакомить детей с постельными принадлежностями, их функциональным назначением (матрасик, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником). Закреплять представления детей о предметах нижней одежды людей, о процессе последовательного раздевания и складывания предметов одежды на стульчик. Активизировать слова: «сон», «спать», «засыпать», «проснуться», а также сочетания слов — «ложись спать», «закрой глазки», «ляг на бочок», «укройся одеяльцем» и т.п.
Материалы.Кроватка или колыбель для куклы с полным набором постельных принадлежностей: матрас, простынка, подушка в наволочке, одеяло с пододеяльником. Кукла (40—45 см), соразмерная всем аксессуарам для сна. (Желательно иметь куклу с закрывающимися глазами.)
Содержание занятия.Воспитатель собирает малышей, говорит, что к ним в группу пришла кукла. Дети рассматривают наряд куклы. «Спросим, как ее зовут?»
Педагог стремится активизировать малышей в «разговоре» с куклой (за куклу говорит воспитатель). Из беседы выясняется, что куклу зовут Зоя1. Она долго ехала к малышам на поезде, на машине, поэтому очень устала и хочет спать. Воспитатель ставит перед детьми вопрос: «Что же нам делать? Как помочь кукле Зое?» Если дети затрудняются, взрослый предлагает: «Уложим Зоечку спать? Что нам для этого необходимо?» Далее перечисляются и выставляются все предметы, необходимые для сна куклы (кроватка, стульчик, постельные принадлежности). Педагог последовательно оформляет кроватку для куклы: каждый предмет показывается, называется, уточняется его предназначение.
Кукла Зоя стоит рядом с кроваткой и «наблюдает». Воспитатель активизирует речь детей, обращается то к одному, то к другому малышу с вопросом или предложением что-то сделать.
Кукла «говорит», что ей очень нравится кроватка. Педагог подчеркивает состояние куклы — хочет спать, читает колыбельную песенку:
Ходит Сон Близ окон, Бродит Дрема Возле дома, И глядят — Все ли спят?2 ,
Кукла «раздевается», воспитатель складывает одежду на стульчик: кофточку, юбочку, платочек, ленточку, носочки, ставит туфельки под стульчик и укладывает куклу в кроватку. Кукла закрывает глазки:
...А ворота скрип, скрип. Вы, ворота, не скрипите, Нашу Таню (Зою) не будите3.
Тихо читает песенку взрослый.
Воспитатель говорит с детьми тихим голосом, обращает внимание детей на это и поясняет: «Потому что куколка спит». Педагог предлагает спеть Зое колыбельную песенку.
' В случае отсутствия такого имени у детей в группе, можно использовать любое другое.
2 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 94.
3 См.: Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститу
та, коллекция М.Н. Мельникова.
Ой, баю-баю, баю, Баю куколку мою! Баю-баю-баиньки... В огороде заиньки! Зайки травоньку едят, Кукле спатеньки велят.
(Л.Н. Павлова)
Воспитатель предлагает детям посмотреть: заснула ли куколка? «Тихо, тихо. Пусть кукла Зоя поспит, а мы пойдем гулять», — поясняет педагог, заканчивая занятие.
Во второй половине дня(после дневного сна) желательно продолжить разыгрывание эпизодов с куклой Зоей: кукла проснулась, отдохнула, встает с постели, одевается. В процессе показа закрепляются названия всех предметов одежды и постельных принадлежностей. Кроватка аккуратно застилается и ставится в кукольный уголок. Далее игра с куклой разворачивается по ситуации.
Физкультура. № 21-22
Задачи.Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, держась за руки. Учить перепрыгивать линию, веревку, отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Приучать ориентироваться в пространстве.
Материалы.Длинный шнур, мячи.
Содержание занятия. Вначале занятия дети закрепляют ходьбу и бег в разных направлениях, умение останавливаться по сигналу, реагировать на него. Воспитатель сопровождает ходьбу и бег хлопками или игрой на бубне.
Затем воспитатель говорит: «Встаньте свободно по всему залу, повернитесь ко мне лицом. Сейчас мы с вами будет делать упражнения. Слушайте внимательно». Воспитатель показывает и выполняет упражнения вместе с детьми.
1. Стоя, руки опущены вниз, поднять руки вверх, потянуться
(«вот какие большие»), присесть обхватить колени руками («вот
какие маленькие») встать, выпрямиться (повторить 4—6 раз).
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять одну ногу
вверх, опустить. То же другой ногой (повторить 4-6 раз каждой
ногой).
Заказ 544
3. Лежа на животе (голову приподнять, прогнуться), похлопать
по полу прямыми руками «барабанчик» (повторить 3—4 раза).
4. Стоя, руки опушены вниз. Подскоки на месте на двух ногах
«как зайчики» (повторить 4—6 раз).
После общеразвивающих упражнений воспитатель берет большой шнур и кладет его на пол в форме круга. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и встают вокруг шнура. Дети поворачиваются за воспитателем: идут, а затем бегут в этом направлении. Останавливаются лицом в круг, прыгают вперед через шнур и обратно, не наступая на веревку (4—5 раз). А затем выполняют ходьбу и бег в другую сторону (повторить 4 раза).
После этого воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Догони мяч». Дети вместе с воспитателем становятся у одной стороны зала. У воспитателя в руках корзина или сетка с мячами. Он раскатывает мячи в разных направлениях и предлагает детям догнать мячики. Дети догоняют мячи берут их в руки, приносят и кладут в корзину (сетку). Воспитатель снова разбрасывает мячи. Играть могут одновременно 5-6 детей.
Вместо мячей можно использовать разноцветные пластмассовые шары, небольшие резиновые кольца, обручи. Дав задание детям бежать за мячами, воспитатель раскатывает сразу все мячи, по количеству играющих детей. Если детей больше 6 человек, их можно разделить на две группы. Тогда каждая группа выполняет задания по очереди.
В конце занятия воспитатель проводит игру малой подвижности «Пузырь»: дети вместе с воспитателем становятся близко друг к другу и, взявшись за руки, образуют круг, затем говорят вместе с воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся». Медленно отходя назад, дети постепенно расширяют круг, продолжая держаться за руки. Как только воспитатель скажет: «Пузырь лопнул!», дети опускают руки, приседают и говорят: «Хлоп!». Игра повторяется 2 раза.
Конструирование. «Машагуляет по парку»
Задачи.Учить детей строить качели из призмы и пластины, выделять их в наборе строительного материала. Закреплять умение строить дорожку, прикладывая друг к другу кирпичики; ворота,
скамеечки из пластин и кирпичиков, демонстрируя детям два способа изменения конструкции: достраивание и замена меньших деталей на большие. Обогащать словарь детей такими словами, как парк, ворота, качели, скамеечки. Учить различать пространственные характеристики предметов: «длинный — короткий», «высокий — низкий».
Материалы. Строительный материал: кирпичики, пластины разного цвета, кубики, призмы, матрешки.
Содержание занятия. Дети рассаживаются вокруг стола (5— 6 чел.). Воспитатель ставит на стол фигурки деревьев и приглашает детей вместе с Машенькой погулять по парку, но вначале построить большие ворота: высокие — из пластин и низкие — из кирпичиков. Сооружают высокие ворота для того, чтобы могли въезжать цирковые артисты; машины, которые везут новые качели, карусели для детей; а низкие — для людей.
— Входит Машенька в парк через ворота и идет по дорожке:
«Ой, где же дорожка?».
— Дети, давайте в парке построим дорожки, мы уже умеем их
строить. Ванечка, возьми из ящика кирпичик, какого цвета кирпи
чик взял Ваня? Ксюша, положи рядышком еще один кирпичик, и
ты, Егор, положи кирпичик — получилась короткая дорожка. А Ма
шеньке очень нравится гулять по красивой длинной дорожке. Да
вайте добавим еще несколько кирпичиков, получилась длинная до
рожка. В парке дети качаются на качелях, и Машенька захотела
покачаться, давайте построим качели: я возьму призму. Что я взя
ла? (Призму.) Положу ее кончиком вверх, а на призму положу пла
стину, — получились качели. (См. рис.)
«Вот как Машенька качается», — воспитатель качает матрешку и приговаривает:
Сели мы на карусели, На качели пересели, Сто знакомых встретили, На поклон ответили.
(В. Берестов «Матрешкины потешки», отрывок)'
Дети строят по словесному указанию воспитателя качели из призм и пластин и обыгрывают их, качают своих матрешек.
«Дети, — говорит воспитатель, — Машенька хочет отдохнуть. Построим для нее длинную скамеечку, поставим 2 кубика, а на
Берестов В. Матрешкины потешки. — М.: Малыш, 1982.
ю* 147
них положи, Саша, пластину; вот какая длинная скамейка получилась, на нее могут сесть и Маша, и ее подружки. Посадим на скамеечку Машеньку и ее подружек (воспитатель вместе с детьми усаживает на скамейке игрушки). Отдохнули подружки и пошли домой».
Далее дети складывают в коробку детали по словесному указанию воспитателя.
Рисование. «Коврик длякукол»
Задачи.Развивать у детей интерес к украшению поверхности листа цветными полосками, умение самостоятельно выбирать цвет краски, промывать кисточку, аккуратно проводить горизонтальные линии, вызывать эмоциональный отклик у детей.
Материалы.Заранее нарисованные воспитателем 2-3 коврика; тонированные листы квадратной формы («коврики»), кисти, краски пяти цветов (красная, желтая, зеленая, синяя, белая).
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций с изображением интерьеров кукольных комнат. Игры с куклами, внесение элементов украшений («коврика, дорожки») в интерьер кукольной комнаты.
Содержание занятия.-Воспитатель располагает на столе интерьер кукольной комнаты и обращается к детям: «Ребята, посмотрите, в этой комнате живет кукла, как ее зовут? (Ответы детей.) В комнате стоят столик, стулья, кроватка. А чтобы стало еще красивее, надо положить на пол полосатый коврик (расстилает коврик). Посмотрите, какие у меня коврики (показывает 2—3 образца с разноцветными полосками, называет их цвета). Кукла (называет ее тем именем, которое дали дети — Даша, Маша, Аленка...) хочет, чтобы для ее комнатки вы нарисовали еще коврики. Ей очень понравились красивые платья, которые вы нарисовали для куклы Кати в прошлый раз».
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать тонированный лист и нарисовать полоски разного цвета. Он обращает внимание детей на расположение полосок по горизонтали листа. Напоминает, что они должны быть широкими, поэтому надо аккуратно вести кисточку от одного края листа до другого. Ребенок по своему желанию может нарисовать полоски разных цветов или использовать один цвет краски.
«Кукла очень довольна ковриками, которые у вас получаются», — говорит воспитатель. Она хвалит детей за старание, аккуратность, желание нарисовать красивые, разноцветные коврики. Когда дети закончат рисовать, воспитатель раскладывает на полу все коврики, чередуя их по цвету полосок, в результате чего получается один большой красивый ковер. «Посмотрите, ребята, из маленьких ковриков получился большой разноцветный ковер. Давайте вместе с куклой полюбуемся им». Затем предлагает детям найти «свои коврики», сказать, какого цвета полоски на них.
После занятия воспитатель может наклеить детские коврики на большой лист, чтобы этот ковер украсил интерьер групповой комнаты. Дети будут иметь возможность чаще его рассматривать, любоваться им. Воспитатель может посоветовать родителям в домашних условиях предложить ребенку нарисовать коврик и украсить им комнату.
Действия с предметами. «Соберем пирамидку»
Задачи.Учить детей собирать пирамидку из последовательно Уменьшающихся разноцветных колец. Развивать более тонкую Дифференцировку в размере колец, умение детей не отвлекаться от поставленной задачи.
Материалы.Разноцветная пирамидка из пяти последовательно уменьшающихся колец (по числу детей).
Содержание занятия.Педагог предлагает разобрать пирамидку из пяти разноцветных колец. Воспитатель показывает, как можно выложить кольца цепочкой: большое, поменьше, еще меньше, маленькое. Проверяет, чтобы цепочка была составлена правильно. Затем дети нанизывают кольца последовательно, беря каждое очередное колечко из выложенной цепочки.
Дети повторно разбирают и собирают пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: например, педагог напоминает, что каждый раз необходимо выбирать самое большое колечко из всех оставшихся.
На последующих занятиях в самостоятельной игре дети учатся подбирать предметы по величине с меньшей опорой на пробующие практические действия, используя лишь чисто зрительное сравнение.
Речь. «Спать пора»
Задачи.Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Игрушки: мишка, бычок, слон, кроватки.
Содержание занятия.Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее. Достает из коробки игрушку мишку. Выстраивает с ними следующий диалог:
— Кто к нами в гости пришел? Кто это? (Демонстрирует иг
рушку. Побуждает детей назвать ее самостоятельно. Дает воз
можность инициативно высказываться. После паузы называет
игрушку.)
— К нам пришел мишка. Как мишка голос подает? (Самосто
ятельные звукоподражания детей.) Мишка рычит: э-э-э. (Вместе
с детьми.)
— Мишка... косолапый. У него большие... лапы. Маленькие...
ушки, блестящие... глазки и черный... нос. (Интонацией незавер
шенности побуждает детей включиться в совместное со взрослым
рассказывание. Дает детям возможность показать у мишки лапы,
уши, глаза, нос.)
— Мишка любит мед и мы с ним полакомимся. Подставляй
те свои ладошки. Кушайте мед. Вкусно? (Выразительные движе
ния.)
— А еще к нам пришел бычок. (Демонстрирует игрушку.)
У бычка есть рога. Покажите, где у бычка рога. (Подносит игруш
ку к детям.) Бычок мычит: мууу! Кто мычит? Покажите, какие
у бычка рога (выразительные движения). Как мычит бычок? (Зву
коподражания детей.)
— Еще к нам пришел слон. Слон огромный, у него большие
уши, длинный хобот, маленький хвост и большие ноги. Что это
у слона? (Показывает уши, хобот, хвост, ноги. Подносит игрушку
к детям, дает ее потрогать, инициативно высказываться.)
— Слон трубит, голос подает: ы-ы-ы (вместе с детьми).
Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Слон», ра
зыгрывая его с игрушками:
Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон1.
Лепка. «Разноцветные колечки для пирамидки»
Задачи.Учить детей сворачивать вылепленную из пластилина палочку в виде кольца, соединять ее концы. Выбирать по своему желанию цветные комочки, лепить колечки большие и маленькие, развивать мелкую моторику рук.
Материалы.Дидактическая игрушка — пирамидка, пластилин, клееночки, салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа.Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, башенками). Освоение умений разбирать и собирать колечки башенки по цвету и размеру.
Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. — М.: ACT, 1999.
Содержание занятия. Воспитатель приносит на занятие пирамидку из колец разного цвета и величины, просит ребенка снять колечки с палочки. Затем предлагает другому ребенку надеть их.
Воспитатель спрашивает: «Какого цвета колечко?» (Если дети не отвечают, называет сам.) Предлагает детям называть цвета: «Колечко желтого цвета, вот колечко синего цвета, вот колечко красного цвета. Вот какая стала большая пирамидка из разноцветных колечек. Такую можно слепить из пластилина. Надо взять комочек, раскатать его в ладонях прямыми движениями ладоней рук. Получилась палочка, и теперь надо ее вот так свернуть, прижать пальцами концы и получится колечко. Можно так слепить колечки разного цвета. Из разноцветных колечек мы соберем пирамидку».
Воспитатель предлагает детям выбрать комочки пластилина разного цвета и лепить колечки. Воспитатель напоминает последовательность действий. Вылепленные детьми колечки, он предлагает надеть на длинную палочку, которою слепил заранее.
Воспитатель хвалит детей за старание: «Вот как дружно все лепили! У нас получилась красивая пирамидка из разноцветных колечек, как настоящая», — говорит он и обращает внимание детей на цветную деревянную пирамидку.
Организация детской игры
Продолжается формирование у детей представлений об окружающем мире, о человеке, о предметах и действиях с ними и их назначении, о деятельности близких ребенку людей.
Эти действия могут быть отображены в игре с куклами, их ребенок может выполнить сам. Персонаж в игре может есть, пить,
спать, мыть руки или посуду, одеваться, подметать пол, готовить обед, угощать всех, смотреть телевизор.
Игрушки могут взаимозаменяться, дополнительные элементы оборудования варьироваться. Так куколку можно уложить спать на кукольную кроватку, в большую коробку, на настоящий диван или на кроватку, построенную из кубиков; ее можно накрыть игрушечным одеялом, полотенцем, простынкой, носовым платком и даже бумажной салфеткой.
Подобного рода разнообразие способствует формированию у детей обобщенных игровых действий, легкому использованию различных предметов-заместителей, в случае их отсутствия — и воображаемых предметов. Однако для начальных этапов формирования игровых действий необходимо достаточное количество реалистических игрушек и дополнительного игрового материала: посуды, мебели, постельных принадлежностей, кукольной одежды. Все они должны храниться в доступных и хорошо известных детям местах: в кукольном шкафчике, в специальном ящике и т.д.
Необходимо помнить, что детям раннего возраста еще очень трудно действовать с мелкими предметами кукольной одежды: они могут, в крайнем случае, самостоятельно раздеть куклу, но для того чтобы одеть, необходима значительная помощь воспитателя. Поэтому сюжеты, связанные с одеванием-раздеванием куклы после «прогулки» или перед «сном» в развернутом виде проигрываются совместно с педагогом, который одновременно показывает и поощряет использование детьми сокращенных, обобщенных действий-жестов; впоследствии дети раздевают кукол по-настоящему, а одевают — понарошку или с помощью взрослого.
В игре со знакомым содержанием продолжатся закрепление коротких сюжетных цепочек с последующим их объединением в более развернутый сюжет: куколка гуляет в парке, потом приходит домой, раздевается, моет руки, кушает, ложится спать. Мишка привозит на машинке мед из леса, ест, кормит гостей — Зайку и Мышку, моет руки и мордочку, поет и танцует под музыку. Сначала короткие сюжетные цепочки объединяет в единую последовательность воспитатель, потом он лишь подсказывает детям ход действий, наводящими вопросами наталкивая на продолжение игры, далее — приходит на помощь при затруднениях.
Ежедневно педагог подготавливает предметно-игровую среду, вводя в нее знакомые и новые игрушки и оборудование, с целью активизации самодеятельной игры.
НОЯБРЬ. 12 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с русской народной сказкой «Колобок», отразят полученные впечатления, слепив веселого Колобка и разыграв с ним различные эпизоды из сказки, вспомнят героев сказки (Мишку, Зайчика) на музыкальных занятиях. В течение недели будет осуществляться работа с формой шара: конструирование из бумаги снежных комочков, рисование цветных клубочков для котят, лепка колобков, дидактические игры с шарами (дифференциация предметов по форме и величине). При организации всех видов детской деятельности воспитатель будет создавать образные и увлекательные ситуации, совместно с детьми разыгрывать сценки на материале фольклорных и поэтических произведений, постоянно включая детей в общение, что будет способствовать обогащению словаря и активизации детской речи, развитию умения действовать по словесной инструкции, соотносить слово и движение. На этой неделе дети будут также наблюдать такие изменения в природе как похолодание, отсутствие травы, листьев на деревьев, появление первого снега, будут рассматривать комнатные растения и сравнивать их с растениями на улице. Воспитатель продолжит работу по закреплению культурно-гигиенических навыков (когда и как мыть руки, действия во время еды). На физкультурных занятиях будут закрепляться умения ходить по кругу (с опорой на ориентиры), прокатывать мяч под скамейкой.
Организация наблюдений. «Приближение зимы. Растения на улице и дома»
Задачи.Обратить внимание детей, как на улице стало холодно, деревья без листьев, падает первый снег, приближается зима. А растения в группе зеленеют и цветут, потому что в доме тепло иза ими ухаживают люди (рыхлят землю, поливают). Провести сравнение комнатных растений и растений на улице.
Содержание наблюдения.Педагог обращается к детям: «Посмотрите, на участке травка вся завяла, а у нас в доме она зеленая и пушистая; на клумбах цветы высохли, а у нас в уголке природы распустились цветы (фиалки, бегонии, бальзамины), пото-
му что здесь, в доме, тепло и мы с вами за растениями ухаживаем».
Далее педагог обращает внимание на отдельные цветущие растения и декоративную травку. Дети рассматривают цветочки, отмечают их цвет, запах.
Воспитатель в присутствии детей рыхлит палочкой землю в горшках, затем поочередно предлагает ребятам маленькие леечки с удобными носиками для полива.
Дети поливают растения. Педагог читает стихотворение:
Дети землю поливают, И цветочки расцветают... Ты попей водичку, травка, Зеленей, густей, муравка! (Л.Н. Павлова)
Стихотворные строчки отражают конкретную ситуацию текущего момента, делают ее более эмоциональной.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог продолжает развивать и совершенствовать у детей навыки личной гигиены: более четко и в правильной последовательности выполнять все действия, связанные с мытьем рук и умыванием (закатывать рукава, намыливать кисти рук со всех сторон и запястья), смывать мыло теплой водой, не прижиматься вплотную к умывальнику.
Следует чаще повторять малышам, что руки нужно мыть после любого загрязнения, а не только перед едой.
Если во время прогулки, игры с мячом или крупногабаритными игрушками -двигателями у детей сильно загрязняются руки, их моют с мылом до тех пор, пока смываемая пена не станет белой, ина это обращают внимание детей.
Воспитатель учит детей находить свое место за столом, правильно сидеть, не наклоняясь слишком низко во время приема пищи, правильно держать ложку, чашку, брать хлеб, не торопиться во время еды.
Как во время еды, так и во время других режимных моментов, дети должны всегда быть в поле зрения воспитателя. Это нужно для того, чтобы при затруднениях каждому ребенку можно было помочь. Например, найти свой стул, полотенце, место за столом или привести в порядок свою одежду.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Колобок» 2. Физкультура. № 23-24 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание песни «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, ел. С. Невельштейн). Повторение песни «Пришла зима». Упражнение «Тихие и громкие звоночки». Повторение парной пляски «Гопачок» 2. Конструирование. «Первый снег» |
Среда | 1. Рисование. «Котята играют клубочками» 2. Действия с предметами. «Занимательная коробка» |
Четверг | 1. Речь. «Курочка Рябушечка» 2. Физкультура. № 23—24 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение песен «Машенька-Маша» и «Пришла зима». Слушание пьес про зайчика и мишку. Упражнения: попрыгать, как зайчики; походить, как мишка. Игра «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, автор И. Плакида) 2. Лепка. «Колобок» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Колобок»
Задачи.Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом развертывающихся событий. Вызывать симпатию к герою сказки — Колобку, эмоционально реагировать на коллизии развертывающегося сюжета с Зайцем, Волком, Медведем, Лисой.
Ввести приемы художественного чтения для передачи повадок персонажей сказки (например, Медведь говорит низким голосом; Заяц — высоким).
Повторяющиеся действия персонажей использовать для запоминания персонажей сказки и последовательности их действий.
Материалы.Пособие — настольный театр «Колобок».
Содержание занятия.Выразительно рассказывая русскую народную сказку «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), модели-
руя голос (высокий, низкий, тихий и т.д.), педагог синхронно осуществляет показ персонажей, давая возможность рассмотреть каждого. Концовку сказки (исходя из поведения детей) можно дополнить: Лиса не съела Колобка, потому что...
1. Колобок сел на лисий нос и пощекотал его. Лиса чихнула
и не успела проглотить Колобка.
2. Дед и бабушка пошли искать Колобка, нашли его и прогна
ли Лису и т.п.
При последующих обращениях к сказке (они обязательны), целесообразно повторить ее чтение с показом красочных иллюстраций. Можно инсценировать сказку с помощью театра кукол би-ба-бо.
Физкультура. № 23-24
Задачи. Учить детей ходить друг за другом по кругу, с остановками на сигнал. Учить детей прокатывать мяч по скамейке; делать простые упражнения под речевое сопровождение педагога.
Материалы.Мешочки с песком; мячи среднего диаметра (20 см); ребристая доска; разноцветные круги (диаметр 20 см); скамейка; мягкая игрушка собачка; мягкая игрушка зайчик; две веревки (длина 2 м).
Место проведения. Зал.
Содержание занятия.Дети входят в зал. Воспитатель держит в руках мягкую игрушку — собачку и говорит: «Ребята, смотрите, кто к нам пришел. Это собачка, она хочет посмотреть, как вы занимаетесь!» Дети идут друг за другом по положенной заранее ребристой доске. Ходьба вокруг по залу («Шагают наши ножки»; можно использовать ритмичную музыку). Ходьба на носках. Ходьба чередуется с приседанием («Устали наши ножки»). Бег за воспитателем врассыпную. Бег чередуется с остановкой («Бежали, бежали, в ямку — бух»). Дети становятся врассыпную лицом к воспитателю. Поднять руки вверх — потянуться; опустить руки (проговаривать «вниз» — тянуть «и»).
В центре зала по кругу разложены мешочки по два на каждого ребенка. Воспитатель обращается к детям: «Теперь дети подойдите к мешочкам и возьмите их в руки. Я буду показывать вам Упражнения, а вы будете выполнять их вместе со мной».