Веселый праздник Хэллоуин и дворец с привидениями

Эта пьеса-сказка появилась почти неожиданно вскоре после Хэллоуина, который дети прожили с огромным воодушевлением. Им очень не хотелось расставаться с обликом привидений, и они заявили, что праздник нужно продолжить еще на 2 недели. Тогда я их спросила, хотят ли они про это поставить спектакль. Конечно, они еще как хотели. И, конечно, главными энтузиастами оказались мальчишки 9-11 лет из средней группы (Сережа, Русланчик, Артем и Никита), но была еще девочка Яна 10 лет. Вот они и стали первыми персонажами и актерами пьесы. Для спектакля они сами изготавливали себе маски из папье-маше и репетировали свои роли с режиссером-постановщиком Ольгой Федоровной, а я по нашим совместным фантазиям дописывала сценарий. Один из наших актеров, Никита – прекрасный гимнаст, поэтому по сценарию он мог и колесом пройтись и не только это. Мы не поставили эту пьесу для зрителей – по ряду причин, но смысл уже был в самих репетициях и проживании сюжета. А основное, что дети явились фактическими соавторами этого немудреного спектакля.

Вот наш «Дворец с привидениями»

Место действия и главные герои. В одной стране жил-был король (бывший пират, но он давно забыл об этом). Жил он во дворце, и у него были 2 хорошенькие дочки – принцесса Сливинка и принцесса Матроска. А еще в этом дворце жили привидения: Крик, Крук и Пеппи. Пеппи была привидением девочки. А в королевстве этом жил еще Спайдермен – человек-паук. Правда, он дома почти не жил. Потому что все время совершал подвиги.

Е действие.

Король. Сидит на троне, спит, похрапывает (под короной с париком у него черная бандана с черепом и костями – из «Веселого Роджера», один глаз в золотой повязке, под тщательно застегнутой мантией – тельняшка). Вот сзади подкрадываются 2 привидения – Крик и Пеппи (у нее большие глаза и длинные ресницы). Пеппи хворостинкой щекочет короля в носу. Король громко чихает и просыпается. И видит Крика.

Король. Караул! Привидение! Спасайся, кто может! Он бросается бежать, но Пеппи уже успела налить ему под ноги масла, и Король падает на ровном месте.

Привидения хохочут и прячутся.

В зал вбегают принцессы. Сливинка одета нарядно, а Матроска – в пиратский костюм. Они бросаются к Королю:

Сливинка. Папочка, дорогой, что, миленький, с тобой?

Они его поднимают и сажают на трон, Сливинка одевает ему корону на голову, расправляет мантию, а Матроска, уперев руки в боки, рассматривает лужу масла:

Матроска. Это они масла налили. Подлые привидения! Вот я им задам теперь!

Сливинка берет тряпку и вытирает лужу.

Король. Дочери мои дорогие. Стар я стал, не боится больше меня никто, даже привидения. А ведь раньше… Стоило мне только нахмурить брови.

И король хмурит брови, стараясь быть страшным. От этого Матроска смеется. А Сливинка плачет.

Матроска. Я торжественно клянусь, что мы с сестрой одолеем этих привидений и спасем тебя от позора!

Они берут друг друга под руки и танцуют под музыку трех поросят:

Все.

Нам не страшен Крик и Крук,

Крик и Крук, Крик и Крук!

Если рядом добрый друг,

Добрый друг и мы!

Король. А кто этот добрый друг?

Сливинка смущенно опускает глаза.

Матроска(громко). Это человек-паук!

Король. Как человек-паук? Я же запретил вам играть с ним. Он вечно попадает в какие-нибудь истории. Приличным девочкам нельзя с ним дружить.

Сливинка. (Поднимает свои глазки, и теперь она говорит громко). Батюшка, но он же очень хороший, он спасает от беды тех, кто в нее попадает.

Матроска. Правильно она говорит. Он очень хороший друг. И если кто и справится с привидениями, так это он.

Король. И где же ваш друг?

Матроска. Вот и он!

В зал влетает, спрыгивая с окна Спайдермен, проходится колесом и подходит к трону, вежливо склонив голову.

Спайдермен. Вы звали меня, Ваше королевское величество?

Король. Да, я хотел видеть тебя (король прячет глаза). Потом решается и говорит:

- Я был о тебе дурного мнения, но мои дочки говорят, что тебе можно доверять. Нас одолели привидения. Они довели меня до инфаркта, инсульта и страшного насморка (король сморкается в большой платок). Я не могу управлять страной, как прежде. Если ты поможешь мне справиться с этими противными привидениями, то я назначу тебя своей правой рукой.

Спайдермен. Это, значит, я буду Вашей правой рукой и не буду самим собой? Нет, это мне не подходит. Лучше я останусь Спайдерменом, а Вы, Ваше королевское величество, разрешите мне играть с Вашими принцессами. Я научу их летать на паутине и вертеться колесом.

Король в ужасе хватается за голову, а принцессы радостно хлопают в ладоши.

Обе принцессы. Соглашайся, папа, соглашайся! И еще на Новый год мы хотим побыть привидениями! (радостно прыгают)

Король. (Утирает пот со лба). Только не привидениями! А остальное – пусть будет по-вашему.

Уходит.

Е действие.

Спайдермен, обе принцессы танцуют под Чунгу-Чангу. Из-за трона выглядывают привидения (видимо, им тоже хочется потанцевать). Вдруг в высокое дворцовое окно заглядывает солнышко, зал освещается – и привидения с визгом разбегаются, прячутся за темные декорации в углу.

Е действие.

Темный зал, в нем все привидения – кружатся, пугают друг друга, завывают.

Пеппи. Принцессы так весело танцевали! Я тоже хочу так.

Звучит мелодия Грига «В пещере подземного короля». Пеппи танцует под музыку. Это получается совсем не весело. Остальные привидения показывают на нее пальцами и смеются. Пеппи сердито бросает в них всякими мелкими вещами. Привидения уворачиваются и продолжают танцевать под музыку. Музыка заканчивается.

Крик. Что-то скучно стало. Давайте что-нибудь придумаем.

Крук. Давайте кого-нибудь украдем! Можно короля или какую-нибудь принцессу.

Пеппи. Только не Матроску. Она, по-моему, нас не очень-то боится.

Крик. Короля, короля! (Прыгает от предвкушения удовольствия). Мы устроим ему ловушку! (он жестом подзывает к себе всех привидений, и они шепчутся, потом злорадно смеются).

Е действие.

В зале Спайдермен и обе принцессы. Сливинка держит в руках какой-то свиток и, шевеля губами, читает его про себя. Матроска несет выдолбленную тыкву, а Спайдермен - Т-образную деревяшку и просторные привиденческие одежды.

Матроска. Ну, держитесь, призраки! Мы вам такого призрака сейчас сделаем, что у вас поджилки затрясутся!

Спайдермен. Особенно, если мы с ним оба выйдем на охоту!

Они оба насаживают тыкву на палку, одевают ее в одежды и зажигают в тыкве фонарик.

Сливинка (от неожиданности, отрываясь от чтения). Ой! (бросается бежать).

Спайдермен и Матроска смеются, задерживают ее и показывают привидение. Сливинка, прижимая руку к сердцу, переводит дух.

Сливинка. Вы хотите их тоже напугать?

Спайдермен. Конечно! Что же, только им всех пугать? Я и сам их как напугаю, так напугаю! И он делает несколько своих трюков и воинственных движений.

Матроска (Сливинке). А что это у тебя?

Сливинка. Здесь написано что-то очень странное.

Матроска. Некогда нам заниматься глупостями!

Спайдермен. Мы должны сейчас сделать засаду и поджидать привидений.

Все они прячутся за трон.

Е действие.

Входит король, вздрагивая от каждого шороха, пугливо осматривается и садится на трон, утирая пот со лба и переводя дух.

Король. Сейчас я издам указ. Чтобы в Новый Год никто не смел одеваться привидениями. А то я не переживу этого. Он старательно пишет пером на свитке.

Раздается тихая тоскливая музыка, и под завывания появляются Крик и Крук. Король вскакивает с трона и бежит в противоположную сторону. Привидения гонят его в угол. Там уже ждет Пеппи с большим мешком, который набрасывает на короля. Король в мешке падает. Привидения пытаются подхватить его и утащить в темноту, но тут из-за трона выскакивает Спайдермен и показывается огромное привидение с тыквенной головой и светящимися глазами (его несут обе принцессы). Спайдермен делает устрашающие движения, привидение раскачивается и завывает. Крик, Крук и Пеппи кричат от страха, бросают короля и убегают в темноту. Принцессы бросают своего призрака и освобождают короля от мешка, поднимают его и сажают на пол. Корона падает на пол, из-под нее показывается черная бандана с черепом и костями. Мантия распахивается – все видят, что под ней тельняшка.

Король. Дети мои, я должен сознаться вам. Ведь и вы сейчас страдаете со мной от этих привидений. Я был раньше пиратом, очень злым, и обижал многих людей. И детей тоже. И вот потом я превратился в трусливого короля, и меня стали мучить эти привидения.

Сливинка (достает свой свиток). Это я нашла в библиотеке – здесь написано, что когда-то давно наш отец-король был очень злым пиратом. Он грабил корабли и высаживал людей на необитаемый остров, а детей забирал в свой дворец и заставлял их родителей платить выкуп.

Спайдермен. Поэтому ты так одеваешься! (Матроске).

Матроска. Не может такого быть! (Топает ногой). Это все враки!

Сливинка (продолжает читать). Потом одна старая колдунья заколдовала их всех. Старый пират стал трусливым королем, а дети – привидениями, которые должны были его пугать всю его жизнь. Бедный папа! Бедные дети! Что же нам делать?

Спайдермен. Значит, всех надо расколдовать. А про это здесь что-нибудь написано?

Король. Простите меня, дети мои! И вы, привидения, тоже простите меня. Я сделал много зла в своей жизни, а теперь я отменю свой последний указ, и на Новый Год будьте, кем хотите! Сливинка, посмотри, пожалуйста, там нигде не сказано, как можно нас всех расколдовать?

Сливинка. (Читает). Если король сознается в причиненном зле и захочет снять заклятие, нужно взяться за руки – ему и его друзьям и позвать СО… Дальше свиток испорчен! Ничего не разобрать.

Сливинка. Давайте попробуем угадать!

Они берутся за руки.

Спайдермен. Собака! (Они все повторяют хором).

Ничего не происходит.

Матроска. Может, селедка? Повторяют.

Сливинка. Соседи! Повторяют.

Начинают выкрикивать разные слова на со… (соль, солянка, сомики, сон).

Матроска (зрителям). Помогите нам, пожалуйста!

В это время в окне появляется краешек солнца, почти незаметно. Теперь или зрители догадываются и подсказывают, или король сам кричит: «Солнышко!».

Все (взявшись за руки). Солнышко!

Солнце показывается в окне дворца и освещает все темные закоулки.

Сливинка. (Разворачивает свиток, читает). Потом надо громко прочитать привидениям о том, что они бывшие заколдованные дети и позвать их к себе. Если они подойдут к нам, не побоятся света, то расколдуются и станут снова девочками и мальчиками.

Матроска. Ура, тогда у нас станет весело! Давай, Сливинка, говори им!

Сливинка (громко).

Вы были детьми – не пугайтесь же света!

Идите сюда – и рассеется мрак!

Привидения робко, нерешительно показываются из темного угла. С них падает обличье, они становятся очень симпатичными мальчиками и девочкой. Они нарядно одеты (клоунами, скоморохами, принцами, рыцарями). Все берутся за руки и танцуют Чунгу-Чангу.

Спайдермен. А теперь, Ваше Величество, у меня есть еще одно желание. Раз вы бывший моряк, то я хочу вместе с Вами на корабле отправиться прямо на Северный полюс, повидать самого Деда Мороза и Снежную Королеву!

Король (приосанился, подкрутил «усы»). Мне нравится твоя мысль. Мой корабль можно переоборудовать под ледокол. Кто еще с нами?

Все.И я, и я!

Появляется красивый большой корабль. Все «садятся» в него, машут зрителям руками.

Все. Пожелайте нам удачи и семь футов под килем!

Корабль медленно движется к выходу вместе с нашими героями (под песню Ю. Антонова «Снегартида»).

Они и сами с усами

Тем, что у них богатая фантазия на всякие игры, они ничем не отличаются от всех прочих нормальных детей. И я бы не сказала, что их игры более жестоки, чем у детей «домашних». Пожалуй, они даже больше умеют радоваться и отдаваться игре, чем дети, получившие хорошее воспитание.

Стасик старший из них и несомненный мозговой центр группы. Однажды до нашей группы дошла очередь провести общее для приюта мероприятие. Традиционно воспитатель приносит готовый сценарий, который в принципе не подлежит особым переделкам, и детям остается роль актеров, исполняющих веление своего режиссера. Это детям вполне нравится, потому что этим удовлетворяется их потребность быть в центре внимания, на публике, получать аплодисменты и лавры, т.е. поощряются их нарциссические наклонности. Но, как вы понимаете, этого недостаточно для полноценного формирования их характера, его творческой жилки, которая при таком раскладе задействована явно недостаточно. И вот я предлагаю Стасу вместе придумать сценарий. Останавливаемся на эстафете с поисками этапов по карте местности и выполнением заданий на каждом этапе. Победители в конце первыми находят приз и получают право его съесть. Остальные голодными, естественно, тоже не останутся. Договариваемся со Стасом, что каждый из нас составляет карту местности и систему условных обозначений, а потом выбираем лучшую. Я старалась и сделала, как мне казалось, хорошую и понятную карту территории приюта. Но куда мне было тягаться со Стасом, с его светлой головой! Его карта была несравненно лучше и понятнее моей, кроме того, он выполнил ее на обе команды и разделил на необходимые этапы. Он и был признан победителем, а раз так, то и руководителем всего действа. Он выбрал себе в помощники Лешу, и ребята сами провели всю игру. Вашей покорной слуге осталось только бегать по этапам в команде и потом сфотографировать всех участников эстафеты.

Был еще другой случай со Стасом. Нашу территорию охранял некто Лорд – здоровенный пес, обитавший в роскошной будке. Кроме сторожа он являлся еще и элементом анима-терапии в компании рыбок, канареек и попугаев, а также нескольких десятков голубей. Вся эта компания была призвана облагораживать и гуманизировать наших детей, и до некоторой степени это удавалось.

Лорда многие боялись. В нем тоже было что-то по-сиротски колючее и неприступное, как и у многих обитателей приюта, и он не каждого подпускал к себе. Но Стас его приручил. Однажды выйдя с ребятами на улицу, я застала такую картину: Стас держал Лорда за ошейник, а младшие ребята по очереди, с кусками хлеба в руках (подношением!), подходили к псу и сначала несмело, а потом все более уверенно гладили его. Вот такой был тренинг смелости, который придумал наш Стас, кстати, оказавшийся очень эффективным.

Долг платежом красен

У них есть свое представление о справедливости и иногда они удивительно благородны в своих поступках, когда этого меньше всего ожидаешь.

Пашка несколько раз пытался поступать в наш приют. Он слышал, что у нас хорошо жить и «жратва» хорошая тоже. Но, поскольку считалось, что он все еще жил в семье, и мать не была лишена своих прав, принять его не могли. Кроме того, повадки парня не предвещали ничего хорошего. Он был сорвиголова, этот крупный, сильный парень с жесткими светлыми волосами и нахальным выражением глаз. К счастью, он был незлобив, может быть, из-за ощущения своей силы. Поэтому на отказы принять его в лоно приюта не обижался, но сделался каким-то образом в нем своим человеком по причине своей коммуникабельности и своеобразного нагловатого обаяния. Казалось, он знает всех, и все в той или иной степени имели его в виду. Он даже приводил своих уличных приятелей для поступления к нам. Один из них, как помню, имел тяжелую судимость, не достигнув еще и пятнадцати лет, зато не имел уже половины зубов.

Однажды я шла по каким-то делам через большой городской двор. Навстречу мне продвигалась развеселая компания нетрезвых и неопрятных подростков. Подумала, что наш контингент, пацанва бездомная. Они поравнялись со мной, и один из них сделал быстрое и резкое движение в сторону моей сумочки. Не скажу, что это было полной неожиданностью, поэтому сумочку я быстро перехватила в другую руку. Мальчишка хохотал, обдавая меня свежим запахом пива, которое, собственно, прямо тут и допивал из бутылки.

Тут выдвинулась вперед внушительная и знакомая фигура. Паша. Паша поглядел на пьяненького товарища и сказал:

- Не тронь ее – она из «Дельфина» - ясно?

Инцидент был таким образом исчерпан. Мне осталось поблагодарить Пашу за защиту. А, собственно, чему я была обязана его заступничеством? Мы с ним были едва знакомы, ну, поговорили по-человечески пару раз. И все. «Дельфин» эдакий всеобщий спасатель выходит…

Их бесполезно было заставлять иной раз что-то сделать, но в другой раз они сами чутко откликались на серьезную ситуацию. Если чувствовали свою добрую волю. К нам поступил новый мальчик, который все время порывался убежать к бабушке – единственному существу, которое его хоть как-то привечало. Приют и людей он в упор не хотел видеть. Кое-кто из ребят, из числа менее озлобленных все же проявил к нему внимание. Сашка вообще умел располагать к себе людей, и Дима, казалось, разглядел его. И все же в какой-то момент Дима рванул к ограде.

- Убегает! – крикнул кто-то.

Побег сам по себе неприятен и за ним следует масса хлопот: заявление в милицию о побеге, объявление розыска, взыскание, иногда суровое, дежурному воспитателю и социальному педагогу.

«Эх, пропадай моя головушка…» - расстроилась я и за себя и за беднягу-беглеца. Сашка быстро зацепил меня взглядом и крикнул:

- Ребята, задержим его! – и первым побежал за Димкой. И, знаете, ему удалось как-то уговорить мальчишку не убегать. Вот чего бы мне никогда не удалось сделать без них.

Конечно, они не были все и во всем рыцарями без страха и упрека. Все было – и кражи и побеги и жестокие драки, и все же иногда восхитительно неожиданно и по их доброй воле мы оказывались с ними в одной упряжке.

Рок-инфекция

Не так много у взрослых возможностей иметь хороший контакт с трудными подростками, причем форма этого контакта должна быть гуманной и социализирующей, а не подтусовкой и потаканием их порокам. Как для меня возникла история с роком, я точно не помню, но наиболее вероятно, что одной из основных ее персоналий стала Ольга, воспитатель старшей группы мальчиков, сама страстно увлеченная музыкой и разделяющая свое увлечение с ребятами. Потом я с удивлением для себя открыла КИШ – панк-рок-группу «Король и шут», тексты которой скачивала для мальчишек из Интернета. Скачивала для них и, естественно, читала. И слушала, впервые в жизни преодолев брезгливость потребительницы чистой классики и бардов. Потом слушала Рамштайн, Линкин Парк, Арию… Ольга и ребята многое мне рассказали о них, остальное я читала в Интернете и приносила распечатки в приют. Их тут же жадно «пожирали» ребята.

Короче, я заразилась. Тяжелый рок оказал на меня совершенно потрясающее действие. В депрессивном состоянии он просто расшибал дурную подавленность, превращая ее в злость на саму себя и собственное бездействие. Когда я допустила возможность считать его музыкой (потому хотя бы, что его слушали ребята, которые мне нравились), то он пробрал, то, что называется, до костей. Как я была бедна и ограничена раньше, пока не познакомилась с этими мальчишками и их роком. Рок разбивал скорлупу их (и моего – не все могут даже вполне заботливые родители) больного и недоразвитого детства, давая шанс трансформироваться в более здоровый организм, более цельную личность. Он освобождал тараном тяжелых и грязных текстов Тилля Линдемана и Мерилина Мэнсона от собственной душевной грязи, омывая потоками прорвавшейся чистой ненависти к прошлой своей жизни, символически проговаривая ее к смерти и приводя приговор в исполнение. Выйдя из экстаза сопереживания и сокрушения старого своего мира, они омытыми глазами лучше могли разглядеть окружающий их, зарождающийся в каждой своей мелочи мир, пробовать свои силы в его созидании. То, о чем я пишу, похоже на красивую сказку – знаю, но если такую возможность видит взрослый, то есть шансы, что ее разглядит и не совсем потерянный подросток. Увиденное нами очень зависит от угла зрения, под которым мы смотрим на мир, от грамотности окулиста, который подбирает стекло, через которое мы будем смотреть на мир. Рок стал для меня «земляничным окошком» из «Марсианских хроник» Р. Бредбери. Через него можно было и хотелось смотреть в одну сторону с ребятами.

Девочки пели о маме

Работать в группе у девочек – специфика совсем другая. Я и не работала у них, но видела, как это происходит. Ко всему привыкаешь, и воспитатели из группы девочек не согласились бы их променять на наших «энерджайзеров» из средней группы. А мы, воспитатели средней группы, не хотели никаких других воспитанников, кроме наших живчиков, за которыми даже взглядом уследить проблематично, не то, что догнать. У меня даже возникла метафора на образ воспитателя средней группы – чемпион мира по бегу на средние и длинные дистанции. Но еще и Мэри Поппинс, которая всегда может без лишних слов привлечь внимание детей к чему-то здорово интересному. Воспитатели же группы девочек скорее смахивают на агентов ФБР Дану Скалли и Фокса Малдера.

Однако о девочках. Они в целом более мягкие, пластичные, не такие мобильные, как пацанва. И при этом несравненно хитрее и увертливее прямых и резких ребят. Они затевают кошмарно сложные интриги, образуя всевозможные коалиции друг с другом и друг против друга и втягивая туда воспитателей. Они могут скромно склониться над вышиванием или вязанием, а потом вцепиться в патлы сопернице. Укладывать их в постель несравненно легче, чем мальчишек, но понять их так же неизмеримо сложнее.

И старшие и младшие девочки очень любят петь караоке. Они сами выбирают песни и некоторые достигают очень неплохих результатов в исполнении.

И вот как-то темным уже вечером из музыкального зала доносились песни о маме в исполнении наших старших девочек. Захожу потом за каким-то делом в группу девочек, а моя коллега выглядывает в окно и что-то высматривает. «Еще не всех уложили?» – спрашиваю.

- Да вот, девчонки там сидят, плачут. Пели о маме, пели, а теперь вот сидят Аленка с Анжелкой в обнимку и плачут.

Им есть о чем плакать.

А я подумала, что для их души это целительные слезы. Они омывают образ мамы, не только их родной мамы, но и той, которой они когда-то станут сами.

Спасибо маме… За то, что родила их такими, какие они есть, за то, что вырастила, сколько и как сумела. Спасибо.

***

Можно было еще много писать об этих замечательных ребятах и девчонках, повторяясь в своем удивлении про то, как сохранились в их порой чудовищной детской жизни прекрасные свойства души и сердца. Я не писала здесь об объективных трудностях их иногда патологически сформированных характеров. Мне не хуже кого бы то ни было известно, что кое-кто из девчонок уже на панели, а иные парни вернулись в потемки подвального мира. И не удалось перекроить и перелицевать их судьбы, но есть внутри ощущение того, что все пережитое нами не случайно и не прошло бесследно. Поэтому сейчас приглашаю вас в тот уголок сказочного мира, куда сама попала благодаря детям и взрослым, обитающим в «Дельфине».

Наши рекомендации