Понятие регулятивных универсальных учебных действий
Школа – это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание современных школьников не только труднее, но и важнее , чем обучение. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
К человеку обществом в определенную историческую эпоху приписывали набор ценностных характеристик, которые отвечали представлением об идеальном типе личности. Характеристики идеального типа личности своё выражение находят в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, которые направляет на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, тем самым обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В системно – деятельностном подходе выделяются: основные задачи образования как института социализации; набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.
Процессы информатизации, глобализации, ускорения внедрения новых научных открытий, появлениям новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержание общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. .
Одно из перечисленных требований Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется через формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Следовательно, если Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на следующий «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для достижения поставленных требований к личностным результатам младшего школьника можно сформировать посредствам развития регулятивные универсальные учебные действия.
Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В образовательной системе США программы направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, где выделяют управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения – способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; принимать решения и вести переговоры, контролировать своё время и управлять им; решать задачи. Наиболее важными умениями, связанными с построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.
Развитие способности к регуляции своей деятельности должно быть рассмотрено в трёх аспектах: Формирование к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект является важным, так как имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивация учения; развития регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Необходимо создавать психологические условия для развития регулятивных универсальных учебных действий, которые включают в себя:
- ориентирование регулирующих высказываний на партнёра (с учётом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;
- адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;
- организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе её становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую;
- формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания;
- выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнёра по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнерам действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок.
Структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.
Функция регулятивных универсальных учебных действий - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
В начальной школе выделяют следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущий деятельности младшего школьника:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать и сохранять цели, следовать им в деятельности;
- умение планировать деятельность и действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в деятельности.
2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, поиск способов разрешения трудностей.
Таким образом, по средствам развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся может научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. На основе данных умений развиваются социальные компетенции младшего школьника создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.