Деятельность социальных служб. Система социального обслуживания начала складываться в Швеции с конца XIX в
Система социального обслуживания начала складываться в Швеции с конца XIX в. Число профессиональных работников этой сферы особенно быстро росло в первой половине нашего столетия. Этому способствовала организация высших школ по подготовке специалистов (социономов), открытых в Стокгольме в 1921 г.,Гетеборге в 1944 г. и Лунде в 1947 г.
Деятельность социальных служб строится в соответствии с действующим законодательством. Наиболее важными документами в этой области являются:
– законодательный акт о социальном обслуживании;
– акт по медицинскому обслуживанию и охране здоровья;
– акт по предоставлению социальных услуг умственно отсталым гражданам.
Первый акт имеет два специальных дополнения «Об обязательном обслуживании молодежи» и «Об обязательной помощи алкоголикам и наркоманам».
В этих законах, в отличие от ранее существовавших и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т.д.), реализован комплексный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки (структура общества в целом и в месте проживания, ситуация клиента на работе, уровень образованности, жилищные условия, свободное времяпрепровождение и т. д.). Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.
В результате принятия указанных актов социальная служба получила ряд целеполагающих законов, в рамках которых муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает гражданин.
В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным.
Работа указанных муниципальных и районных комитетов ведется в следующих трех основных направлениях:
– улучшение социальной сферы путем планирования коммунального обслуживания, работы с соседями, изыскательских проектов в этой области;
– улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т. д.);
– индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т. д.).
В стране действует целая сеть специализированных учреждений социального обслуживания. Среди них можно выделить как относительно самостоятельные, так и объединенные в единую службу.
К числу первых относятся, например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса, приюты для подростков.
Цель работыкризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти выход из порочного круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психологи, социологи и т. д. Подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они, естественно, имеют свою специфику.
Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии цивилизованно общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неоднородна (семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношение с окружающими).
Для мужчины крайне важно создать условия для спокойного, трезвого осмысления отношений, сложившихся в семье, их причин и следствий. Чаще всего удается убедить пациента в том, что неразрешимых проблем нет, нужно лишь конструктивно мыслить, не поддаваясь эмоциям.
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что в каждом конкретном случае отношения в семье всесторонне анализируются, работа ведется не только с мужем, но и женой. Здесь открыта неожиданная, но только на первый взгляд, истина: часто физическое насилие мужчины в семье является реакцией, ответом на психическое, моральное насилие, шантаж со стороны жены, а также средством утвердить свое главенствующее положение.
Перед сотрудниками центра во всей своей остроте встает проблема не только физического, но и морально-психологического насилия, которую они ищут в контексте отношений всех членов семьи, прежде всего мужа и жены. В практическую плоскость переводится группа вопросов межличностной совместимости, далеко выходящих за рамки «он (она) плохой (ая) или хороший (ая)». Речь идет о совместимости характеров, навыках культурного общения, психологической грамотности, интимной гармонии, наследственности, влиянии родительской семьи, здоровья и др.
Серьезной проблемой является пьяное насилие, так как половина зарегистрированных случаев побоев связана с употреблением алкоголя. Однако, специалисты кризисных центров для мужчин рассматривают во многих случаях алкоголизм, факт неумеренного употребления не как причину, а как следствие кризисных проявлений.
Мужчин, обращающихся в кризисные центры, волнуют также проблемы: сексуальные, социально-бытовые, экономические, психологические. Значительная часть обращений связана с устранением конфликтов, возникших при общении с детьми, родными, коллегами по работе, соседями.
Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, как и в мужском центре, круглосуточно действует телефон доверия. Обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, ибо женщина (одна или с детьми) должна чувствовать себя в безопасности.
Контакт с супругом или партнером-обидчиком в стенах центра исключен. Встречи возможны по истечении определенного срока только за пределами данного учреждения, что предохраняет его пациенток от дополнительных психических травм.
Посетители центра могут пользоваться услугами центра до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родными и близкими, найти оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, задуматься о своей жизни и ее перспективах.
Находясь в центре, женщина может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.
Существует и консультативный вид деятельности женского кризисного центра, а также дневная форма организации его работы.
Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированные советы, но и могут какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стресса, что позволит им уменьшить напряженность в отношениях, повысить жизненный потенциал, нормализовать социальные связи.
Вмолодежные центры преодоления кризиса (их еще называют «молодежные дома») помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Однако вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякая ограда. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения (явного или тайного). Ежегодно для них организуются лыжные походы на север страны.
Необычна обстановка молодежных центров. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительно-трудового учреждения. В центре есть музыкальные инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы.
Однако там достаточно жесткий распорядок. Воспитанники работают по 7–8 часов в мастерских и на сельскохозяйственных фермах, принадлежащих кризисному центру. Для вновь прибывших и совершивших проступки есть карантинное отделение с ограниченной возможностью выхода из помещений, где с ними ведется исследовательско-диагностическая и психолого-коррекционная работа.
За серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения. Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра по представлению руководителей отделений.
Однако неотвратимость наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.
Важную задачу призваны решатьприюты для подростков, ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в родительскую семью или родственникам, не торопятся поставить на учет в полицию, сдать сотруднику детской комнаты полиции.
Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.
Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу, являются шведскиенаркотические службы. Они занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.
Наркотические службы оказывают следующие виды помощи: амбулаторную (А-клиники, станции помощи несовершеннолетним); вытрезвители; жилищно-бытовое устройство (интернаты-лечебницы, общежития, приюты, временное проживание в опорном пункте); диспансеры.
А-клиника – это подразделение амбулаторного типа для оказания помощи при решении наркологических проблем, куда обращаются за помощью на сугубо добровольной основе. Нередко успех предопределяется участием семьи в процессе лечения. Персонал А-клиники состоит из социальных работников, врачей и медсестер. По выбору клиента лечение может осуществляться в нескольких формах: индивидуальная беседа с социальным работником, групповое собеседование, встреча клиента и его семьи с социальными работниками, диагностическое врачебное обследование, курс лечения на основе использования лекарственных препаратов.
Станции помощи несовершеннолетним оказывают амбулаторную помощь подросткам и их близким. Обращение за помощью добровольное, формы лечения аналогичны методам А-клиники.
Вытрезвители – пункты оказания помощи желающим прервать запой. Пункты оборудованы койками, лечебный период в среднем длится пять суток. Их персонал состоит из медсестер, социальных работников и дежурных. Пункты работают под наблюдением врача, который приезжает туда по вызову. Клиенту предоставляется возможность отдохнуть, а также лекарственная терапия (при необходимости). Программа дальнейших действий разрабатывается, исходя из потребностей клиента.
Интернаты-лечебницы представляют собой временное жилье при решении наркологических проблем. Пребывание там помогает клиенту вернуться к труду и самообслуживанию в быту. Клиенты обязаны принимать лечебные процедуры.
Интернаты-общежития предназначены для наркологических больных с незначительной остаточной трудоспособностью и слабой способностью к самообслуживанию. Здесь клиенту предоставляют приют и услуги оздоравливающего действия.
Жилищно-бытовое устройство вопорных пунктах-квартирах предусмотрено для наркологических больных. Временное жилье вместе с амбулаторным лечением способствует социальной реабилитации клиента, помогает наладить быт.
Приют (убежище) служит для временного размещения лиц с наркологическими проблемами, если они оказались без крова. Здесь клиент обеспечивается самым необходимым. Выявляется необходимость диспансеризации и дается направление в соответствующее учреждение. Двери приютов открыты круглые сутки.
Диспансеры –лечебные стационары для наркологических больных, которым амбулаторных форм лечения оказалось недостаточно. Они принимают клиентов, для реабилитации которых требуется сменить окружающую обстановку. Среди методов лечения: индивидуальное и групповое обследование; комплекс мероприятий по восстановлению контактов с родителями, семьей, коллегами по месту работы; организация медицинской помощи; помощь в трудоустройстве. Клиенты диспансеров занимаются физкультурой и спортом, принимают участие в организованном досуге.
Значительную роль в реабилитации людей с наркологическими проблемами играют общественные организации. В частности, есть «группы АА» (анонимных алкоголиков), гильдии клиентов при А-клиниках и др. Социальные работники стремятся оптимально использовать их потенциал, оказывают содействие в их организации и деятельности.
Подростковые клубы
Интересен опыт работы подростковых клубов, которые стали возникать с 1940 года. В настоящее время только в Стокгольме их насчитывается около 70. Подростковые клубы стали важнейшим звеном в воспитании и социализации молодежи. Они пользуются популярностью в основном у подростков 13-17 лет, хотя в некоторых случаях туда допускаются и младшие школьники с 10 лет. Эти центры отдыха, так еще называют подростковые клубы, работают 4–5 дней в неделю. Штат профессиональных педагогов в каждом клубе насчитывает 5–10 человек.
Шведское общество столкнулось с фактом прогрессирующей пассивности и праздности молодежи раньше, чем наше. Высокая социальная защищенность трудящихся, которую смогли завоевать шведы в нелегкой и упорной борьбе, способствовала расширению сферы досуга. Но большинство молодежи было безразлично настроено по отношению к общественной жизни. Она превращалась в пассивного потребителя нашедшего свой необъятный рынок сбыта индустрии досуга. Тем более, что педагогика еще в недавнем прошлом носила черты авторитарности: педагоги-аниматоры разрабатывали программы досуговой деятельности; штатные сотрудники, назначенные государством, распределяли выделенные государством финансовые средства, принимали решения по управлению делами клуба.
В 1985–1987 гг. в Стокгольме был апробирован «Демократический проект», в который включилось 10 подростковых центров досуга. В основе эксперимента лежала идея о необходимости перехода к педагогике сотрудничества и самоуправлению членов клуба. Члены клуба и штатные социальные педагоги получили равные права. Причем, взрослые лишились права «вето» на проекты деятельности досутового центра. И педагоги, и члены клуба стали вместе распоряжаться финансами, определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь различных проектов.
Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки. Однако функции таких специальных представителей не сводятся только к третейскому суду – важнейшей задачей их является консультация по вопросам взаимодействия с государственными чиновниками на уровне муниципальных властей. Важно объяснить подросткам, почему государственный чиновник поступил так, а не иначе; какими мотивами и нормативными актами он руководствовался. В основу деятельности центров положены три «нет» – расизму, насилию и наркотикам.
В обязанности педагогов и административных работников входит наблюдение за соответствием деятельности досуговых центров поставленным перед ним задачам, обеспечение безопасности и защиты подростков, предупреждение их противоправной деятельности. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитетами заключается договор, гарантирующий строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств. Это способствует реальному росту авторитета руководителя, педагога.
Результаты эксперимента показали, что оптимальной моделью организационного строения такого клуба является выборный комитет из 25 человек, занимающийся вопросами заключения соглашений, оформления их в форме договоров и т. п. Выборный комитет полностью состоит из подростков, и в его власти – распоряжение финансами.
Программу работы клуба определяет открытое собрание, на котором могут присутствовать не только состоящие в клубе подростки, но и все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового центра имеют на собрании, как и все члены клуба, один голос, что подчеркивает равенство прав с подростками в сфере управления.
Подлинной основой демократии являются рабочие группы, которые могут быть самыми разнообразными по своему составу. В каждую из них входит педагог – для оказания помощи в разработке и реализации идей в практических делах. Решающее значение придается осознанию каждым подростком значения своей работы, места и участия в деятельности рабочей группы.
Новый демократический стиль отношений солидарности и сотрудничества, который складывается в группах, вовсе не мешает развитию столь хорошо известных форм досуговой деятельности, как дискотеки, вечера отдыха или встречи с интересными людьми, туристические походы и экологические экскурсии и т. п. Но такой стиль коренным образом меняет их содержание: подростки становятся более толерантными, раскованными, избавляются от комплексов, порожденных бурным физическим и духовным развитием; вырабатывают в себе чувство хозяина, солидарности со сверстниками, начинают видеть во взрослых педагогах соисполнителей и соучастников, которым не безразличны их личностные интересы.