Деятельность социальных служб. Система социального обслуживания начала склады­ваться в Швеции с конца XIX в

Система социального обслуживания начала склады­ваться в Швеции с конца XIX в. Число профессиональ­ных работников этой сферы особенно быстро росло в первой половине нашего столетия. Этому способствова­ла организация высших школ по подготовке специали­стов (социономов), открытых в Стокгольме в 1921 г.,Гетеборге в 1944 г. и Лунде в 1947 г.

Деятельность социальных служб строится в соот­ветствии с действующим законодательством. Наиболее важными документами в этой области являются:

– законодательный акт о социальном обслуживании;

– акт по медицинскому обслуживанию и охране здоровья;

– акт по предоставлению социальных услуг ум­ственно отсталым гражданам.

Первый акт имеет два специальных дополнения «Об обязательном обслуживании молодежи» и «Об обя­зательной помощи алкоголикам и наркоманам».

В этих законах, в отличие от ранее существовавших и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т.д.), реализован комплексный подход к соци­альному обслуживанию как сфере деятельности, в кото­рой взаимодействуют социальные службы, муниципаль­ные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки (струк­тура общества в целом и в месте проживания, ситуация клиента на работе, уровень образованности, жилищные условия, свободное времяпрепровождение и т. д.). Вопро­сы социального и медицинского обслуживания относят­ся к компетенции муниципальных и областных властей.

В результате принятия указанных актов соци­альная служба получила ряд целеполагающих законов, в рамках которых муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает гражданин.

В каждом муниципалитете за социальное обслужи­вание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчи­тает это целесообразным.

Работа указанных муниципальных и районных ко­митетов ведется в следующих трех основных направ­лениях:

– улучшение социальной сферы путем планиро­вания коммунального обслуживания, работы с соседя­ми, изыскательских проектов в этой области;

– улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инва­лиды и т. д.);

– индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкого­ликами и наркоманами, помощь в налаживании нор­мальных семейных отношений и т. д.).

В стране действует целая сеть специализирован­ных учреждений социального обслуживания. Среди них можно выделить как относительно самостоятель­ные, так и объединенные в единую службу.

К числу первых относятся, например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, мо­лодежные центры преодоления кризиса, приюты для подростков.

Цель работыкризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти выход из порочного круга се­мейных неурядиц, вызывающих насилие и травмиру­ющих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психоло­ги, социологи и т. д. Подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрь­мах, где они, естественно, имеют свою специфику.

Специалисты центров исходят из того, что мужчи­на в состоянии цивилизованно общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неодно­родна (семья, местожительства, работа, состояние здо­ровья, алкоголь, отношение с окружающими).

Для мужчины крайне важно создать условия для спокойного, трезвого осмысления отношений, сложив­шихся в семье, их причин и следствий. Чаще всего удается убедить пациента в том, что неразрешимых проблем нет, нужно лишь конструктивно мыслить, не поддаваясь эмоциям.

Принципиальное значение имеет то обстоятель­ство, что в каждом конкретном случае отношения в семье всесторонне анализируются, работа ведется не только с мужем, но и женой. Здесь открыта неожидан­ная, но только на первый взгляд, истина: часто физи­ческое насилие мужчины в семье является реакцией, ответом на психическое, моральное насилие, шантаж со стороны жены, а также средством утвердить свое главенствующее положение.

Перед сотрудниками центра во всей своей остроте встает проблема не только физического, но и морально-психологического насилия, которую они ищут в контек­сте отношений всех членов семьи, прежде всего мужа и жены. В практическую плоскость переводится группа вопросов межличностной совместимости, далеко выхо­дящих за рамки «он (она) плохой (ая) или хороший (ая)». Речь идет о совместимости характеров, навыках куль­турного общения, психологической грамотности, интим­ной гармонии, наследственности, влиянии родительской семьи, здоровья и др.

Серьезной проблемой является пьяное насилие, так как половина зарегистрированных случаев побоев свя­зана с употреблением алкоголя. Однако, специалисты кризисных центров для мужчин рассматривают во многих случаях алкоголизм, факт неумеренного упот­ребления не как причину, а как следствие кризисных проявлений.

Мужчин, обращающихся в кризисные центры, вол­нуют также проблемы: сексуальные, социально-быто­вые, экономические, психологические. Значительная часть обращений связана с устранением конфликтов, возникших при общении с детьми, родными, коллегами по работе, соседями.

Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, как и в мужском центре, круглосуточно действует телефон доверия. Обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, ибо женщина (одна или с детьми) должна чув­ствовать себя в безопасности.

Контакт с супругом или партнером-обидчиком в стенах центра исключен. Встречи возможны по исте­чении определенного срока только за пределами дан­ного учреждения, что предохраняет его пациенток от дополнительных психических травм.

Посетители центра могут пользоваться услугами центра до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставля­ют объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родными и близкими, найти оп­тимальный путь выхода из создавшейся ситуации, за­думаться о своей жизни и ее перспективах.

Находясь в центре, женщина может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.

Существует и консультативный вид деятельности женского кризисного центра, а также дневная форма организации его работы.

Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированные советы, но и могут какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стресса, что позволит им уменьшить напря­женность в отношениях, повысить жизненный потен­циал, нормализовать социальные связи.

Вмолодежные центры преодоления кризиса (их еще называют «молодежные дома») помещают по на­правлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Однако вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякая ограда. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посе­щать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения (явного или тайного). Ежегодно для них организуются лыжные походы на север страны.

Необычна обстановка молодежных центров. Каж­дый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительно-тру­дового учреждения. В центре есть музыкальные инстру­менты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудован­ный спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы.

Однако там достаточно жесткий распорядок. Вос­питанники работают по 7–8 часов в мастерских и на сельскохозяйственных фермах, принадлежащих кри­зисному центру. Для вновь прибывших и совершивших проступки есть карантинное отделение с ограниченной возможностью выхода из помещений, где с ними ве­дется исследовательско-диагностическая и психолого-коррекционная работа.

За серьезные проступки правонарушителей поме­щают в камеру с ограниченными бытовыми удобства­ми и возможностями передвижения. Решение о приме­нении такой меры наказания принимается на совете центра по представлению руководителей отделений.

Однако неотвратимость наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.

Важную задачу призваны решатьприюты для под­ростков, ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в родительскую семью или родственникам, не торопятся поставить на учет в полицию, сдать сотруднику детской комнаты полиции.

Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные лич­ностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся уви­деть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложив­шейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объек­тивной предпосылкой преодоления кризиса.

Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу, являются шведскиенаркотические службы. Они занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предус­матриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.

Наркотические службы оказывают следующие виды помощи: амбулаторную (А-клиники, станции по­мощи несовершеннолетним); вытрезвители; жилищно-бытовое устройство (интернаты-лечебницы, общежи­тия, приюты, временное проживание в опорном пункте); диспансеры.

А-клиника – это подразделение амбулаторного типа для оказания помощи при решении наркологичес­ких проблем, куда обращаются за помощью на сугубо добровольной основе. Нередко успех предопределяется участием семьи в процессе лечения. Персонал А-кли­ники состоит из социальных работников, врачей и мед­сестер. По выбору клиента лечение может осуществ­ляться в нескольких формах: индивидуальная беседа с социальным работником, групповое собеседование, встреча клиента и его семьи с социальными работни­ками, диагностическое врачебное обследование, курс лечения на основе использования лекарственных пре­паратов.

Станции помощи несовершеннолетним оказывают амбулаторную помощь подросткам и их близким. Об­ращение за помощью добровольное, формы лечения аналогичны методам А-клиники.

Вытрезвители – пункты оказания помощи жела­ющим прервать запой. Пункты оборудованы койка­ми, лечебный период в среднем длится пять суток. Их персонал состоит из медсестер, социальных работ­ников и дежурных. Пункты работают под наблюде­нием врача, который приезжает туда по вызову. Кли­енту предоставляется возможность отдохнуть, а также лекарственная терапия (при необходимости). Про­грамма дальнейших действий разрабатывается, ис­ходя из потребностей клиента.

Интернаты-лечебницы представляют собой вре­менное жилье при решении наркологических проблем. Пребывание там помогает клиенту вернуться к труду и самообслуживанию в быту. Клиенты обязаны прини­мать лечебные процедуры.

Интернаты-общежития предназначены для нарко­логических больных с незначительной остаточной тру­доспособностью и слабой способностью к самообслу­живанию. Здесь клиенту предоставляют приют и услуги оздоравливающего действия.

Жилищно-бытовое устройство вопорных пунктах-квартирах предусмотрено для наркологических боль­ных. Временное жилье вместе с амбулаторным лечени­ем способствует социальной реабилитации клиента, помогает наладить быт.

Приют (убежище) служит для временного разме­щения лиц с наркологическими проблемами, если они оказались без крова. Здесь клиент обеспечивается са­мым необходимым. Выявляется необходимость диспан­серизации и дается направление в соответствующее учреждение. Двери приютов открыты круглые сутки.

Диспансеры –лечебные стационары для нарколо­гических больных, которым амбулаторных форм лече­ния оказалось недостаточно. Они принимают клиентов, для реабилитации которых требуется сменить окружа­ющую обстановку. Среди методов лечения: индивидуаль­ное и групповое обследование; комплекс мероприятий по восстановлению контактов с родителями, семьей, коллегами по месту работы; организация медицинской помощи; помощь в трудоустройстве. Клиенты диспансе­ров занимаются физкультурой и спортом, принимают участие в организованном досуге.

Значительную роль в реабилитации людей с нар­кологическими проблемами играют общественные орга­низации. В частности, есть «группы АА» (анонимных алкоголиков), гильдии клиентов при А-клиниках и др. Социальные работники стремятся оптимально исполь­зовать их потенциал, оказывают содействие в их орга­низации и деятельности.

Подростковые клубы

Интересен опыт работы подростковых клубов, ко­торые стали возникать с 1940 года. В настоящее время только в Стокгольме их насчитывается около 70. Под­ростковые клубы стали важнейшим звеном в воспита­нии и социализации молодежи. Они пользуются популярностью в основном у подростков 13-17 лет, хотя в некоторых случаях туда допускаются и младшие школь­ники с 10 лет. Эти центры отдыха, так еще называют подростковые клубы, работают 4–5 дней в неделю. Штат профессиональных педагогов в каждом клубе на­считывает 5–10 человек.

Шведское общество столкнулось с фактом прогрес­сирующей пассивности и праздности молодежи рань­ше, чем наше. Высокая социальная защищенность тру­дящихся, которую смогли завоевать шведы в нелегкой и упорной борьбе, способствовала расширению сферы досуга. Но большинство молодежи было безразлично настроено по отношению к общественной жизни. Она превращалась в пассивного потребителя нашедшего свой необъятный рынок сбыта индустрии досуга. Тем более, что педагогика еще в недавнем прошлом носила черты авторитарности: педагоги-аниматоры разраба­тывали программы досуговой деятельности; штатные сотрудники, назначенные государством, распределяли выделенные государством финансовые средства, при­нимали решения по управлению делами клуба.

В 1985–1987 гг. в Стокгольме был апробирован «Де­мократический проект», в который включилось 10 под­ростковых центров досуга. В основе эксперимента ле­жала идея о необходимости перехода к педагогике сотрудничества и самоуправлению членов клуба. Чле­ны клуба и штатные социальные педагоги получили равные права. Причем, взрослые лишились права «вето» на проекты деятельности досутового центра. И педагоги, и члены клуба стали вместе распоряжать­ся финансами, определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь раз­личных проектов.

Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки. Однако функции таких специальных представителей не сводятся только к третейскому суду – важнейшей задачей их является консультация по вопросам взаимодействия с государственными чи­новниками на уровне муниципальных властей. Важно объяснить подросткам, почему государственный чинов­ник поступил так, а не иначе; какими мотивами и нор­мативными актами он руководствовался. В основу дея­тельности центров положены три «нет» – расизму, насилию и наркотикам.

В обязанности педагогов и административных ра­ботников входит наблюдение за соответствием деятель­ности досуговых центров поставленным перед ним задачам, обеспечение безопасности и защиты подрос­тков, предупреждение их противоправной деятельнос­ти. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитета­ми заключается договор, гарантирующий строгое со­блюдение добровольно принятых на себя обязательств. Это способствует реальному росту авторитета руково­дителя, педагога.

Результаты эксперимента показали, что оптималь­ной моделью организационного строения такого клуба является выборный комитет из 25 человек, занимаю­щийся вопросами заключения соглашений, оформле­ния их в форме договоров и т. п. Выборный комитет полностью состоит из подростков, и в его власти – распоряжение финансами.

Программу работы клуба определяет открытое со­брание, на котором могут присутствовать не только состоящие в клубе подростки, но и все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового цент­ра имеют на собрании, как и все члены клуба, один голос, что подчеркивает равенство прав с подростками в сфе­ре управления.

Подлинной основой демократии являются рабочие группы, которые могут быть самыми разнообразными по своему составу. В каждую из них входит педагог – для оказания помощи в разработке и реализации идей в практических делах. Решающее значение придается осознанию каждым подростком значения своей рабо­ты, места и участия в деятельности рабочей группы.

Новый демократический стиль отношений солидар­ности и сотрудничества, который складывается в груп­пах, вовсе не мешает развитию столь хорошо известных форм досуговой деятельности, как дискотеки, вечера отдыха или встречи с интересными людьми, туристичес­кие походы и экологические экскурсии и т. п. Но такой стиль коренным образом меняет их содержание: подро­стки становятся более толерантными, раскованными, избавляются от комплексов, порожденных бурным фи­зическим и духовным развитием; вырабатывают в себе чувство хозяина, солидарности со сверстниками, начи­нают видеть во взрослых педагогах соисполнителей и соучастников, которым не безразличны их личностные интересы.

Наши рекомендации