Реальностью в каждой стране и даже отражают специфику профиля универ-

ситета или факультета. Сложность состоит и в том, что, несмотря на достаточно

универсальный характер компетенций, они формируются через обучение

определенной тематической области образования.

Например, такая компетентность как «демонстрация творческого мышле-

ния» в учебных областях будет проявляться различно, а в профессии часто требу-

ется интеграция и обобщение данной способности в зависимости от класса задач

для решения. Ввиду этого важно, чтобы набор компетенций был согласован в

Подробное описание системы компетенций по циклам образования в области

«Образовательные науки» можно найти на сайте Европейской Комиссии: http://europa.

eu.int/comm/education/programmes/socrates/ects/index_en.html .

обучении и транслировался в каждую учебную тему или учебный модуль, а стра-

тегия была направлена на повышение уровня их приобретения. В материалах

Европейской комиссии дается пример, как задача развития критического мышле-

ния представляется в различных тематических блоках учебных предметов.

Пример приобретённых компетенций по истории:

В конце курса /модуля студент должен продемонстрировать свое умение правильно

комментировать и аннотировать тексты, в соответствии с канонами критики по данной

дисциплине.

Пример приобретённых компетенций по физике:

В конце учебной единицы/модуля студент должен продемонстрировать свое умение

описать и объяснить функцию основных приборов по оптической электронике, опти-

ческому волокну, жидкокристаллическим дисплеям, биполярному и поверхностному

полевому эффекту транзисторов и МОП-диодам.

Пример общих компетенций для любого учебного курса:

В конце учебной единицы/модуля студент должен продемонстрировать навыки

эффективной выборки информации из первичных и вторичных источников, включая

выбор информации при помощи компьютера в поисковых он-лайн системах 1.

Конструкты образования должны содержать много-горизонтальные

системы компетенций, их приобретение должно управляться с участием самого

обучаемого. Таким образом, эти конструкции должны обязательно включать

методологию способов побуждения обучаемых к приобретению и развитию

компетенций. Данное положение вызывает необходимость обращения

преподавателей к использованию гуманитарных стратегий в обучении при

преподавании любой учебной дисциплины.

Исследователи образования отмечают, что природа обучения неоднозначна,

а преподавательская работа сложна и требует суждения, действия, способности

отражать и пересматривать решения на основе своих наблюдений и понятий, вы-

страивать диалог, используя различные стратегии учения. Эти особенности рабо-

ты преподавателя всегда вызывали полемику относительно подготовки выпуск-

ников педагогических университетов к преподавательской деятельности.

За годы реформ в педагогических учреждениях разработаны различные

программы, стандарты педагогических профессий, методы подготовки, которые

уже помогают многим выпускникам быть готовыми к успешной преподаватель-

ской деятельности. В то же время вопросы пересмотра образовательных страте-

гий в педагогическом образовании сегодня становятся все более важными и во

многом обеспечивают успешности функционирования национальных систем об-

разования в целом. С одной стороны, широко обсуждаются вопросы о новом ка-

честве всех структур образования, и, прежде всего, средней школы, с другой —

происходит реформирование самой системы высшего образования.

Образование и профессиональная подготовка — приоритеты политики

Европейского сообщества. Европейская комиссия видит образование преподава-

телей и образовательное исследование, как «жизненно важные элементы» для

достижения лиссабонских целей. Эта позиция была неоднократно заявлена на

мадридской консульской встрече и также в совместном отчете Комиссии. Как

Европейская система перевода и накопления кредитов и приложения к диплому.

ECTS and Diploma Supplement. Брюссель, 2004. http://europa.eu.int/comm/education/ pro-

grammes/socrates/ects_en.html

результат, образование и продолжение профессионального развития педагогов и

относящиеся к образованию программы стали предметом стремительного

расширения разнообразия профессионализма. Но, несмотря на достаточно

большой вклад энергии, и материальных ресурсов в обновление педагогического

образования, баланс между содержанием учебным курсов и конкурирующими

концепциями обучения в настоящее время все еще не установлен.

В документах Европейской комиссии отмечается, что преподаватели уни-

верситетов, которые сами и являются авторами новых образовательных концеп-

ций, прежде всего, должны продемонстрировать, что подготовка специалистов в

области педагогических профессий выстраивается на современных, и эффектив-

ных стратегиях, которые могут обеспечить подготовку кадров для систем об-

разования, и тем самым воздействовать на решение задач их обновления.

Целый ряд исследований были посвящены изучению существующих форм

инновационного образования и разных типов процессов, связанных с обучением.

Проведение исследований позволило определить основные характеристики про-

цесса инновационного образования. Так было установлено, что процесс обновле-

ния моделей образования основывается на использовании трансферта имплицит-

ного и эксплицитного знания. Например, традиционно студентам предлагалось

прослушать лекции и освоить теоретические положения, понятия и принципы,

необходимые для усвоения учебной дисциплины. Сегодня процесс усвоения зна-

ний организуются более разнообразно. Даже если знания усваиваются традици-

онными методами, то их усвоение предполагает иные способы оценивания,

например, в виде эссе и отчетов. Эссе позволяет студенту осмыслить знания и

лежащие в их основе теоретические положения и принципы. В этом случае тео-

ретическое знание становится эксплицитно сформированным. Кроме того, сами

способы формирования знаний более связаны с моделями опытного, конструк-

тивного обучения.

Принципами учебных стратегий являются:

• активное и самоуправляемое обучение;

• опора на жизненный опыт студента и исследовательскую практику;

• ориентация на рефлексивность;

• интерактивность и кооперация в учебном процессе.

В практике образования критерии выбора стратегии обучения: опыт препо-

Наши рекомендации