Реальностью в каждой стране и даже отражают специфику профиля универ-
ситета или факультета. Сложность состоит и в том, что, несмотря на достаточно
универсальный характер компетенций, они формируются через обучение
определенной тематической области образования.
Например, такая компетентность как «демонстрация творческого мышле-
ния» в учебных областях будет проявляться различно, а в профессии часто требу-
ется интеграция и обобщение данной способности в зависимости от класса задач
для решения. Ввиду этого важно, чтобы набор компетенций был согласован в
Подробное описание системы компетенций по циклам образования в области
«Образовательные науки» можно найти на сайте Европейской Комиссии: http://europa.
eu.int/comm/education/programmes/socrates/ects/index_en.html .
обучении и транслировался в каждую учебную тему или учебный модуль, а стра-
тегия была направлена на повышение уровня их приобретения. В материалах
Европейской комиссии дается пример, как задача развития критического мышле-
ния представляется в различных тематических блоках учебных предметов.
Пример приобретённых компетенций по истории:
В конце курса /модуля студент должен продемонстрировать свое умение правильно
комментировать и аннотировать тексты, в соответствии с канонами критики по данной
дисциплине.
Пример приобретённых компетенций по физике:
В конце учебной единицы/модуля студент должен продемонстрировать свое умение
описать и объяснить функцию основных приборов по оптической электронике, опти-
ческому волокну, жидкокристаллическим дисплеям, биполярному и поверхностному
полевому эффекту транзисторов и МОП-диодам.
Пример общих компетенций для любого учебного курса:
В конце учебной единицы/модуля студент должен продемонстрировать навыки
эффективной выборки информации из первичных и вторичных источников, включая
выбор информации при помощи компьютера в поисковых он-лайн системах 1.
Конструкты образования должны содержать много-горизонтальные
системы компетенций, их приобретение должно управляться с участием самого
обучаемого. Таким образом, эти конструкции должны обязательно включать
методологию способов побуждения обучаемых к приобретению и развитию
компетенций. Данное положение вызывает необходимость обращения
преподавателей к использованию гуманитарных стратегий в обучении при
преподавании любой учебной дисциплины.
Исследователи образования отмечают, что природа обучения неоднозначна,
а преподавательская работа сложна и требует суждения, действия, способности
отражать и пересматривать решения на основе своих наблюдений и понятий, вы-
страивать диалог, используя различные стратегии учения. Эти особенности рабо-
ты преподавателя всегда вызывали полемику относительно подготовки выпуск-
ников педагогических университетов к преподавательской деятельности.
За годы реформ в педагогических учреждениях разработаны различные
программы, стандарты педагогических профессий, методы подготовки, которые
уже помогают многим выпускникам быть готовыми к успешной преподаватель-
ской деятельности. В то же время вопросы пересмотра образовательных страте-
гий в педагогическом образовании сегодня становятся все более важными и во
многом обеспечивают успешности функционирования национальных систем об-
разования в целом. С одной стороны, широко обсуждаются вопросы о новом ка-
честве всех структур образования, и, прежде всего, средней школы, с другой —
происходит реформирование самой системы высшего образования.
Образование и профессиональная подготовка — приоритеты политики
Европейского сообщества. Европейская комиссия видит образование преподава-
телей и образовательное исследование, как «жизненно важные элементы» для
достижения лиссабонских целей. Эта позиция была неоднократно заявлена на
мадридской консульской встрече и также в совместном отчете Комиссии. Как
Европейская система перевода и накопления кредитов и приложения к диплому.
ECTS and Diploma Supplement. Брюссель, 2004. http://europa.eu.int/comm/education/ pro-
grammes/socrates/ects_en.html
результат, образование и продолжение профессионального развития педагогов и
относящиеся к образованию программы стали предметом стремительного
расширения разнообразия профессионализма. Но, несмотря на достаточно
большой вклад энергии, и материальных ресурсов в обновление педагогического
образования, баланс между содержанием учебным курсов и конкурирующими
концепциями обучения в настоящее время все еще не установлен.
В документах Европейской комиссии отмечается, что преподаватели уни-
верситетов, которые сами и являются авторами новых образовательных концеп-
ций, прежде всего, должны продемонстрировать, что подготовка специалистов в
области педагогических профессий выстраивается на современных, и эффектив-
ных стратегиях, которые могут обеспечить подготовку кадров для систем об-
разования, и тем самым воздействовать на решение задач их обновления.
Целый ряд исследований были посвящены изучению существующих форм
инновационного образования и разных типов процессов, связанных с обучением.
Проведение исследований позволило определить основные характеристики про-
цесса инновационного образования. Так было установлено, что процесс обновле-
ния моделей образования основывается на использовании трансферта имплицит-
ного и эксплицитного знания. Например, традиционно студентам предлагалось
прослушать лекции и освоить теоретические положения, понятия и принципы,
необходимые для усвоения учебной дисциплины. Сегодня процесс усвоения зна-
ний организуются более разнообразно. Даже если знания усваиваются традици-
онными методами, то их усвоение предполагает иные способы оценивания,
например, в виде эссе и отчетов. Эссе позволяет студенту осмыслить знания и
лежащие в их основе теоретические положения и принципы. В этом случае тео-
ретическое знание становится эксплицитно сформированным. Кроме того, сами
способы формирования знаний более связаны с моделями опытного, конструк-
тивного обучения.
Принципами учебных стратегий являются:
• активное и самоуправляемое обучение;
• опора на жизненный опыт студента и исследовательскую практику;
• ориентация на рефлексивность;
• интерактивность и кооперация в учебном процессе.
В практике образования критерии выбора стратегии обучения: опыт препо-