Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

Упражнения

1. Педагог предлагает ученикам создать такие предл. обст.:
I/ Когда возможно действовать только в ритме №5. Ученица - предл. обст. - я пришла домой. Спешить некуда.
Весь вечер буду дома.
2/ В ритме №7, №8.
Ученик - предл. обст. - к концу рабочего дня позвонила подруга и сказала, что есть на сегодня билет в Большой театр.
3/ На постепенно нарастание ритмов от №б до №9.
Ученица - предл. обст. - я партизанка. Мне надо передать сведения по радиопередатчику. Вдруг подъехала машина/ Слышна немецкая речь, шаги по лестнице.
4/ Резкий переход ритма с №5 на Р8.
Ученик - предл. обст. - собираюсь на поезд, до отхода еще много. Вдруг позвонил товарищ и сообщил, что произошла путаница и поезд отправляется через пол часа.
2. Педагог вызывает несколько групп учеников /по два, три, шесть человек/ и дает им задания.
Первой группе из трех человек: одному ритм №2, другому №5, третьему - №7.
Предл. обст. –
I - я больная девушка - ритм №2
2-я врач - ритм №5
3-я мать больной - ритм №7.
Второй группе из двух человек на постепенное снижение ритмов от №7 к ритму №5.
Предл. обст. - подруги готовятся к спектаклю. Примеряют костюмы. Все готово - до спектакля еще 30 минут и молено не торопиться.
Третьей группе из шести человек - менять ритм, наращивая его с №5 до №9.
Предл. обст. - лето, колхоз. Мы сидим после рабочего дня, отдыхаем. Вдруг за домами у леса показался черный дым - это пожар в лесу.
3. Дав темы упр., педагог предлагает ученикам наметить ритмы и соответственно предл. обст. и задачам менять их
I/ Весна. Паводок. Прорыв плотины. Вода подходит все ближе и ближе к домику сторожа. Семья его состоит из жены и двух детей в возрасте 10-12 лет.

[b]10. ХАРАКТЕРНОСТЬ /346-349/[/b]

Упражнения /на изучение и овладение внешней характерностью/.

1. Природно-физиологическая характерность: старик, толстый человек, хромой, человек без ног, человек на протезах, человек без руки, человек с протезом правой руки, слепой,
горбун, заика, глухой.
2. Профессиональная внешняя характерность: кузнец, печатник, шахтер, боксер, продавец, балерина, врач, военный: пехотинец, танкист, артиллерист, матрос и т.д.
3. Национальная внешняя характерность: туркмен, якут, француз, англичанин, эфиоп и т.д.
4. Внешняя характерность, оставшаяся у человека от его прошлого - купец, лавочник, трубочист аристократ, священник, кучер, коробейник, помещик, нищий.
Надо предоставить ученикам время для изучения намеченной характерности и овладения ею. Изыскивая внешнюю характерность, нельзя терять себя, нужно оставаться самим собой, действовать в определенных обст. Нельзя создавать характерные образы "вообще11.
5. Избрав себе какую-то внешнюю характерность, нафантазируйте прошлое /как, когда, где вы, например, ослепли/. Создайте предл. обст, и действуйте в них "сегодня, здесь" от
своего имени. /Внутренняя характерность - это ваша индивидуальная характерность/ Выполняя одиночные упр., берите несложные предл. обст, и простейшие действия /напр., готовлюсь к приезду матери, сестры, друга/.
6. Упражнение с партнером. Каждый берет себе какую-нибудь изученную им внешнюю характерность. Предл. обст, и действия, так же как и в предыдущем упр., должны быть простыми, напр., встреча с приехавшими родными или почтальоном", который приносит пенсию.
Овладению характерностью помогает темпо-ритм.

2. МИЗАНСЦЕНА /350-359/Упражнения.

1. Индивидуальная мизансцена.
I/ Педагог ставит посредине комнаты кресло или стул и, вызывай учащихся поочередно, предлагает каждому делать и этим креслом все положения, какие только может подсказать его воображение, оправдывая их интересным вымыслом, предл. обст, и самим чувством, возбужденным эмоц. памятью,
2/ Так же, как и в 1-м упр., проделать все возможные положения у окна, стены, с ширмой, пианино, дверью, на полу. Все положения оправдывать и продолжать действовать, не за-бывая о внутренних монологах.
3/ Педагог дает ученикам репродукции картин с изображением одного человека /"Голубятник" , "Рыболов" В.Перова и др./, предлагает запомнить положение /мизансцену/ изображаемого персонажа. Воспроизвести на память и, оправдав вымыслом воображения, создать свои предл. обст., наметить сюжет и начать действовать. Сюжет произвольный, но с учетом заданной художником мизансцены, кот. должна быть началом этюда.
4/ Педагог, дав ученикам те же открытки, предлагает так построить упражнения, чтобы указанное положение на открытке было конечной мизансценой данного упр.
5/ Педагог предлагает ученикам рассмотреть позы в скульптурах /"Булыжник - орудие пролетариата" И.Шадра и др./ и исполнить эти позы по памяти. Затем оправдать их вымыслом своего воображения, создать конкретные предл. обст, и продолжать действия, запечатленные в скульптурах.
2. Групповые мизансцены.
I/ Педагог создает групповую мизансцену.
Например, часть учащихся била посажена спиной к педагогу, часть лицом к окну, остальные в углу что-то рисовали. Педагог начал беседу/ интересную для всех учащихся. Они невольно стали менять мизансцену. Почему? Данная мизансцена мешает им слушать беседу. Вы правы, согласился педагог, несоответствие мизансцены с внутренним- состоянием актера вызывает протест, спутывает чувство, создает внутренний вывих. Мизансцены, не оправданные изнутри, формальны и не нужны на сцене.
2/ Педагог, вызвав несколько учеников, дает им репродукции картины, изображающую группу людей /"Бурлаки" И.Репина и др./ Репродукцию нужно рассмотреть и запомнить данную групповую мизансцену. У каждого ученика своя человеческая фигура. Оправдать сообща это положение фигур вымыслом вообр., создать свой сюжет, конкретные к нему предл. обст./исходя из намеченных художником взаимоотношений и настроений данных действ, лиц./, офантазировать прошлое, прелюдию. Начать действовать. Предупредить - никаких образов, учащиеся сами действуют в предл. обст.
3/ Пристройки 2-3-4 человек. Педагог, вызвав ученика, предлагает ему занять какое-нибудь положение. Вызывает второго, предлагая пристроиться к первому и оправдать получившуюся группу. Каждый вызванный оправдывает возникшую с его пристройкой мизансцену. Наметить каждому творческую задачу данного события и продолжить действие.
4/ Групповые мизансцены по репродукциям с картин художников. Нужно уточнить тему, развить" предл. обст., нафантазировать прошлое, распределить роли, взаимоотношения. Данная худ. мизансцена будет первой. Далее новые события. Далее - новые события и соотв. новые мизансцены. Наметив событие, ученики определяют творческие задачи каждого действ. лица и начинают действовать, прекращая действие по хлопку педагога. Нот-ом называется второе событие и снова повторяется сказанное выше.
Примеры упражнений:
а/ Ф.Решетников "За Мир".
Первое событие. Мы тоже протестуем против войны!
Творческие задачи: 1-го мальчика: хочу написать на стене слово мир и нарисовать голубя. 2-го мальчика: хочу помочь ему, держу для него краску. 3-го мальчика: хочу помочь, подставив ему свою спину. 4-го и 5-го мальчиков: хотим быть на страже, уберечь от внезапной опасности.
Второе событие. Футбол - хорошая маскировка.
/Предл. обст.: пробегают полицейские к месту происшествия демонстрации, она происходит на ближайшей площади/.
Мизансцена. Один мальчик - вратарь, второй-готовится к удару третий - лежит на земле: упал", отбивая мяч, четвертый и пятый стоят в готовности принять мяч.
Творческая задача у всех: хотим замаскировать сделанное, увлеченно играя в футбол.
Третье событие. Прошли полицейские - пронесло! Надо скорей кончать!
Мизансцена. Тот же мальчик, что писал, рисует голубя, второй держит краску, третий - смотрит вслед уходящим полицейским, четвертый и пятый стоят слева, собираясь уходить и торопя остальных.
Творческие задачи: 1-го: хочу докончить начатое, 2-го - хочу помочь ему в этом, 3-го - хочу обезопасить, сторожу их, 4-го и 5-го - хотим чтобы товарищи поняли - надо уходить.
5/ То же самое на собственную нафантазированную тему.
б/ Педагог вызывает пять человек. Дает каждому соответствующий номер. №1 по хлопку занимает какое-то положение. К нему в порядке номеров пристраиваются остальные. По новому хлопку №I меняет положение. Остальные снова пристраиваются к нему в той же очередности и должны быть в любое время готовы оправдать получившиеся группировки.
7/ Педагог или кто-то еще дает предл. обст, /тему/: первая вызванная группа занимает первую мизансцену; вторая - последнюю, а третья группа - связующую мизансцену.
8/ Две группы дают первую и последнюю мизансцены. Третья группа должна создать среднюю, связующую мизансцену.
9/ Такие же упражнения делаются по репродукциям картин художников. 1-я мизансцена /например А.Лактионов "Письмо"/ и 2-я мизансцена /например В.Костецкии "Возвращение"/. Нужно сделать связующую мизансцену.
10/ Сказки и басни. Прочитывается сказка или басня, делится на основные события и на каждое строится мизансцена.
3. Массовые мизансцены.
При массовых группировках надо помнить о композиции массовой сцены: вершина сцены, одинаковая загруженность сторон, о трех планах сцены, игра линий-фигур. Для проверки - каждый актер должен видеть зрительный зал.
I/ Ходьба по сцене. По знаку остановиться и разместиться на расстоянии руки в шахматном порядке. Делать передвижения, сохраняя расстояние, - каждое положение и переход оправдать.
2/ Массовая пристройка-композиция. Педагог вызывает одного ученика, кот. занимает определенное положение. Зое остальные пристраиваются поочередно, помня о законах композиции и оправдании положения. Когда все пристроились, вызвать одного и предложить оправдать получившуюся мизансцену.
3/ Массовые мизансцены по репродукциям картин. Напр. "Запорожцы" И.Репина или "Утро стрелецкой казни" В.Сурикова. Получив картинку и распределив роли, ученики должны оговорить предл. обст., данные художником, прелюдию, взаимоотношения и занять положения /повторить по памяти мизансцену, данную художником/.
3 ходе упр. педагог вводит новые предл. обст., причины, дающие возможность менять мизансцены. /Напр. "Утро стрелецкой казни" Сурикова - новое предл. обст.: якобы Петр дает приказ прекратить прощание, чтобы начать казнь/.
4/ То же самое на собственную задуманную тему; событие - мизансцена; событие - мизансцена...
4. Массовая мизансцена на заданную тему.
Ученикам дается /или придумывают сами/ тема. Например: "Привал в лесу" или "Стройка , и по ней они должны построить массовую мизансцену и начать действовать.
В этих этюдах надо идти от одного большого события /эпизода/ к другому, не упуская из виду конечной цели, сверхзадачи.

12. ОТ ЭТЮДА ДО СПЕКТАКЛЯ /360-376/

1. Работа над этюдом

а/ следует помнить, что этюд должен иметь начало, кульминацию и завершение;
б/ необходима основная конечная цель - сверхзадача, намечены сквозное действие каждого действующего лица, конфликт, схема эпизодов и фактов /крупные события Станиславский называл эпизодами, а более мелкие, составные части эпизода - фактами; событийный же ряд -схемой эпизодов, фактов/;
в/ надо наметить линии психофизических действий, реализующих творческие задачи, наметить линии мыслей /мысли текста + внутренние монологи/ и киноленту видений, создать биографии, "течение дня" каждого дейст. лица
г/ разбор этюда по следующим моментам:
сверхзадача, сквозное действие роли, эпизоды, факты, задачи.
Пример этюда: "У трактора".
Сверхзадача этюда - оказывайте всегда поддержку и помощь друг другу.
Сквозное действие молодого человека - хочу выручить, заменить уставшую трактористку.
Сквозное действие девушки - хочу скорее исправить поломку, чтобы продолжить работу и наверстать потерянное время,
1-й эпизод. Беда! Авария!
1-й факт. Надо скорее найти поломку!
Задача девушки - хочу детально осмотреть все места, где возможна поломка._
2-й факт. Ага! Вот в чем дело!
Задача. Хочу быстро ликвидировать аварию.
2-й эпизод. Неожиданная помощь.
1-й факт. Вот докучливый парень! Мешает!
Задача девушки - отделаться от него.
Задача молодого человека - хочу ей помочь.
2-й факт. Вот безобразие! Самоуправство!
Задача девушки - хочу убрать мешающего франта.
Задача молодого человека - хочу вызволить ее из беды.
3-й факт. Вот тебе и франт! Починил!
Задача девушки - хочу проверить.
Задача молодого человека - наблюдать за ней.
3-й эпизод. Пусть отдохнет!
1-й факт. Знакомство состоялось.
Задача девушки - хочу оправдаться, рассеять плохое впечатление о себе.
Задача молодого человека - хочу снять ее беспокойство /сделать вид, что ничего особенного не произошло/.
2-й факт. Вот это парень!
Задача девушки - хочу быть привлекательной.
3-й факт. Пусть поспит!
Задача молодого человека. - хочу заменить ее в работе.
2. Этюды по репродукциям с картин известных художников.
а/ тема задана автором, а действия, текст, исходя из темы, составляются учащимися.
б/ познакомиться с творчеством избранного художника, изучить материалы, относящиеся к его творчеству, особенно к выбранной картине;
б/ хорошо почувствовать ее тему, что он хотел ею сказать;
г/ определить сверхзадачу этюда;
д/ развить тему, данную художником, создать конкретные предл. обст, взаимоотношения, определить характеры, их биографии, линию действий, мыслей, внутренние монологи, видений;
е/ событие, указанное на картине - одно из событий этюда.
ж/ вначале картины с одним действующим лицом. Например, "Рыболов", "Голубятник" В.Нерова и др.
з/ этюды по репродукциям картин с групповыми мизансценами. Например, "Сватовство майора" П.Федотова и др. Пример этюда "Кочегар" Н.Ярошенко. Мизансцена художника первая.
Сквозное действие кочегара - скорей познакомиться с содержанием листовки, приняв меры предосторожности.
1-й эпизод - У меня-же листовка! Надо ее прочесть!
1-й факт - Раздумье - принятие решения.
Задача - хочу прочесть.
2-й факт - Создание соответствующей обстановки.
Задача - хочу обезопасить себя.
3-й факт - знакомство с текстом листовки.
Задача - хочу разобраться в написанном.
2-й эпизод - Идут! Надо замаскироваться.
1-й факт - Никак идет кто-то!
Задача - хочу оценить, уточнить происходящее вне котельной.
2-й факт - Создание обыденной рабочей обстановки.
Задача - замести следы.

Литературные отрывки.

Материалом могут быть: рассказы А.П.Чехова "Переполох", "Размазня" и др.; В.Лациса "Полуночное чудо"; И.Ракши "Письмо" и т.д.

Разбор аналогичен предыдущим.

4. Работа над ролью в драматургических отрывках.
а/ проработка текста;
б/ разбивка на факты;
в/ /это вначале/ определение сверхзадачи всего произведения, разбивка на эпизоды и факты, перспективы всех ролей, сквозное действие каждого действ. лица в отрывке, "зерно" характера, его эмоциональная сущность, детальная биография, взаимоотношения действ, лиц, их задачи, линия физич. действий и кинолента видении, проговаривание внутренних монологов "сидя на руках", действия, мысли автора.

Для примера возьмем 1-й эпизод пьесы А.Н.Островского "Поздняя любовь", озаглавленный: Жду "пропащего" Николая". Факт. Николай пришел! Нет, ложная тревога. Задача Шабловой - хочу проверить, оценить. Задала Людмилы - хочу зацепиться за. сказанное. Рассмотрим внешние и внутренние действия этой сцены.

Людмила Шаблова
Действия внутренних Внутренние монологи, действия, мысли автора Действия внутренних
монологов - вслух их /в примере записан текст/ - произносят вслух, монологов - вслух их
не произносят "сидя на руках" и общаясь с партнером не произносят
Людмила выходит из
своей комнаты
/ремарка автора/
Прислушиваюсь калитка стукнула
Оцениваю не он ли?
Прикидываю не идет! Может быть
во дворе задержался?
Решаюсь посмотреть посмотрю-ка!
в окно
Пытаюсь рассмотреть нет, не видно. Выходит из своей
Темно, разве комнаты, не видя
разглядишь? Людмилы /ремарка
автора/
Пытаюсь взвесить, господи, где же он так никак пришел Готовлюсь встретить
понять долго, ведь уж поздно. сына

Прислушиваюсь,
проверяю: "Словно
кто калиткой стукнул".
Нахожу оправдание Может какое дело Отказываюсь от
подвернулось? предположения:
"Нет, почудилось".
Настораживаюсь, кто это? Иронизирую над собой:
всматриваюсь в окно "Уж я очень уши-то
насторожила".
Отметаю нет, показалось
Уточняю да это - дерево!
Пытаюсь представить где же он все-таки? Жалея, журю: "Эка
погодка".
Стараясь себя ну конечно, с клиентом "В легоньком пальте
успокоить задержался теперь… Ой-ой!
Где-то мой сынок
любезный погуливает?
Ох, детки-горе
матушкино!"
Оцениваю сказанное ну, вот пришел Упрекаю сына: "Вот
оказывается Васька,уж начто
гулящий кот, а и тот
домой пришел".
Вцепляюсь в услы- Кто это? Пробуждаюсь,
шанное: "Пришел?.. А? отхожу от своих
Разве пришел?" мыслей, оцениваю

13. СВЕХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ /377-380/

Упражнения.

1. а/ Назвать общую задачу сегодняшнего дня; б/ назвать все задачи сегодняшнего дня, учитывая общую задачу дня,
2. а/ назвать сверхзадачу всей вашей жизни; б/назвать задачи на ближайшие отрезки времени.
Следить, чтобы делающие эти упр., логически и последовательно "цепляли" одну задачу за другую, сложив из них одну сквозную линию, направленную к сверхзадаче жизни /или к общей задаче дня/.
Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, т. к. задача должна быть действенной.

Наши рекомендации