Аналитическое обоснование проекта

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

НА 2015-2020 Г.Г.

ПРОЕКТ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

И РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ»

Советский, 2015 г.

ПРОЕКТ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

И РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ»

Сроки реализации проекта:2015-2020 годы

Ответственный исполнитель проекта: заместитель директора по учебно-производственной работе Шмидт Елена Владимировна

Автор проекта: Мозоленко Екатерина Александровна – мастер производственного обучения

Состав рабочей группы:

Пирогова Татьяна Валерьевна – заведующая центром по трудоустройству выпускников;

Москвина Светлана Викторовна – заведующая учебной частью;

Сорокина Ирина Борисовна – педагог-психолог.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование системы профессиональной ориентации, психологической поддержки учащихся, выпускников общеобразовательных школ, обучающихся и выпускников колледжа и повышение процента трудоустройства по полученной профессии/специальности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

1. Получение актуальной информации по профессиональным предпочтениям учащихся общеобразовательных учреждений, проведение мониторинга, а затем анализа для выявления приоритетных направлений.

2. Разработать программу профориентационного курса для учащихся общеобразовательных учреждений.

3. Разработать систему адаптации первокурсников.

4. Повысить уровень интереса к выбранной профессии

5. Повысить количество обучающихся, принявших участие в конкурсах различного уровня профессиональной направленности.

6. Повысить процент трудоустройства выпускников по получаемой профессии/специальности.

7. Привлечь социальных партнеров колледжа к эффективному взаимодействию с обучающимися колледжа

8. Эффективное взаимодействие с Фондом поддержки предпринимателей Югры.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

· владение актуальной информацией по профессиональным предпочтениям учащихся общеобразовательных учреждений;

· выполнение плана по набору абитуриентов (100%);

· наличие программы профориентационного курса;

· наличие системы адаптации первокурсников;

· повышение уровня интереса к выбранной профессии;

· сохранность контингента;

· повышение учебной мотивации первокурсников;

· повышение количества обучающихся, включенных в научно-исследовательскую деятельность;

· повышение количества проектных и исследовательских работ обучающихся профессиональной направленности;

· повышение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах различного уровня профессиональной направленности;

· повышение процента трудоустройства выпускников по получаемой профессии/специальности;

· наличие планов профессионального саморазвития и профессиональной карьеры;

· привлечение социальных партнеров колледжа к профориентационной деятельности;

· реализация практикоориентированного обучения на базе предприятий Советского района;

· повышение престижа рабочих профессий;

· активное взаимодействие с Фондом поддержки предпринимателей Югры.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование значимости рабочих профессий и специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в информировании и приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Сегодня в этом направлении ведется работа с объединениями предпринимателей, есть соглашения о наборе мер, касающихся компетенции в различных отраслях, производственной практики.

Профориентация необходима на ранней стадии. Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы, привести ее в соответствие с требованиями времени.

СУТЬ ПРОЕКТА

Центр профессиональной ориентации и развития карьеры осуществляет работу образовательных услуг по профессиональной ориентации и оптимизации индивидуальной образовательной траектории студентов БУ «Советский политехнический колледж», продвижению программ дополнительного профессионального образования, применяя на практике концепцию непрерывного образования и профессионального сопровождения карьеры.

Основными направлениями деятельности центра являются:

· Составление индивидуальных образовательных траекторий для студентов БУ «Советский политехнический колледж», с учетом индивидуальных карьерных и профессиональных целей, основываясь на реальной потребности региона в в специалистах.

· Профориентационное консультирование студентов БУ «Советский политехнический колледж».

· Проведение индивидуального профориентационного тестирования для абитуриентов и студентов БУ «Советский политехнический колледж», с использованием компьютерных программ профессионального и психологического тестирования, позволяющего определить направление и тип построения профессионального образования и карьеры, соответствующий профессиональным склонностям и особенностям личности.

· Мониторинг, систематизация и анализ информации о трудоустройстве выпускников БУ «Советский политехнический колледж» и качестве их подготовки, маркетинговые исследования состояния рынков труда.

· Проведение информационно-образовательных мероприятий, раскрывающих способы эффективного трудоустройства и планирования карьеры: тематических презентаций, мастер-классов, тренингов и деловых игр для студентов колледжа по технологии поиска работы, основам составления резюме и прохождения собеседования, само презентации, составлению карты карьеры и др.

· Содействие успешному трудоустройству выпускников БУ «Советский политехнический колледж», с учетом возможности получения дополнительных квалификаций и профессиональной переподготовки.

· Проведение краткосрочного и среднесрочного прогнозирования потребности региона в специалистах различного профиля.

· Центр профессиональной ориентации и развития карьеры выступает инновационной площадкой для взаимодействия с широким спектром социальных партнеров по вопросам подбора персонала, кадрового обеспечения, профессиональной переподготовки и может реализовывать проекты по региональному продвижению образовательных траекторий для сторонних организаций и учреждений.

· Центр профессиональной ориентации и развития карьеры реализует комплекс работ по укреплению корпоративного имиджа БУ «Советский политехнический колледж» среди работодателей.

Направления работы могут гибко меняться в зависимости от потребностей рынка и работодателя, при этом основополагающим принципом работы Центра развития карьеры является ее опережающий характер.

Центр профессиональной ориентации и развития карьеры ставит цельюоказание помощи выпускникам и студентам в прогнозировании их будущей профессиональной квалификации, что позволяет заранее получать те знания, которые понадобятся им в обозримом будущем, прививает им современную систему взглядов на образовательную практику, провозглашая учебную деятельность человека, как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается обогащение творческого потенциала личности в течение всей жизни, формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, отвечающей требованиям регионального рынка труда.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Профессиональная ориентация- система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

Понятие"карьера" рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле карьера трактуется как профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы движения человека от выбора профессии к овладению ею, достижению мастерства. Результатом карьеры в таком ее понимании является высокий профессионализм, достижение признанного профессионального статуса. В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение. Здесь на первый план выступает достижение того или иного статуса в служебной иерархии. Помимо традиционной вертикальной карьеры, когда карьера понимается только как движение вверх по карьерной лестнице, рассматриваются горизонтальная карьера, когда упор делается на развитие профессиональной и личностной компетентности сотрудников, и диагональная карьера как соединение двух предыдущих вариантов.

Карьера, таким образом, рассматривается, с одной стороны, как модель социального продвижения и, с другой стороны, как процесс реализации личностного потенциала человека в его профессиональной деятельности, причем эти процессы взаимосвязаны. Реализация личностного потенциала человека и его социальное продвижение хоть и не совпадают полностью, но, часто идут рядом, обусловливая друг друга. Личностное развитие ведет к тому, что человек оказывается способным занимать более высокие должности и успешно функционировать в них, а повышение в должности может стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие.

Наши рекомендации