Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет(1-4 классы). В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т.д.), приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность (волевая регуляция), продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть усидчивым, воспринимать и запоминать всё, о чем говорит учитель.
Особую трудность для детей 6-7 лет, начинающих обучение, представляет саморегуляцияповедения. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но часто это происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только развитие познавательных процессов, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность, наряду с игрой, общением и трудом. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьника – это произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий.
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное довериек взрослым, главным образом учителю, подчинение и подражание ему. Авторитет учителя для первоклассника более значим, чем авторитет родителей.
Важное личностное новообразование, закрепляющееся в данном возрасте – самооценка. Она непосредственно зависит от того, как оценивает ребенка взрослый (учитель, родители). Важно, чтобы взрослые оценивали ребенка адекватно.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успеха в качестве устойчивого личностного свойства человека.
Вообще, у человека с достижением успеха связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
В первом классе рекомендовано не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудач.
Для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой обстановке, к новым правилам, к новому общению с педагогом и одноклассниками нужно время.
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и психики. В первые дни обучения у многих первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.
Продолжительность адаптации – 5-6 недель; наиболее напряженные - первые 4 недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти, отмечаются головные боли, повышается заболеваемость. Поэтому в учебном плане 1 четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность занятий.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья ребенка и уровня стартовой готовности первоклассника к обучению. При легкой адаптации функциональные нарушения слабо выражены и проходят к концу 1 четверти. При адаптации средней тяжести ухудшения самочувствия выражено ярче и наблюдается в течение 1 полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма ребенка.
В период адаптации маленький ученик особенно нуждается в поддержке и помощи своей семьи.
Рекомендации родителям:
- Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви и ласки.
- Помните, что у ребенка есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить их вместе с вами. Выделяйте каждый день время для беседы с ребенком.
- Не пугайте ребенка школой. Не высказывайте вслух своих опасений, связанных со школой, они обязательно передадутся ребенку и могут послужить причиной формирования «школьной тревожности».
- Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.
- Пересмотрите требования к ребенку, всегда ли они обоснованы. Полезно вспомнить себя в этом возрасте и пропустить требования к ребенку через свои детские переживания.
Большое значение для профилактики неврозов имеет правильный режим дня. Три основных правила:
1. У ребенка должен быть полноценный сон 9-10 часов. В 21.00 ребенок несмотря ни на что должен быть в постели.
2. Необходимы продолжительные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если ВЫ найдете возможность погулять с ребенком.
3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть возле телевизора и часами играть в видеоигры.
САМОЕ ГЛАВНОЕ: больше ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ в общении с ребенком, больше ВЕРЫ в его силы, больше ТЕРПЕНИЯ и ВЫДЕРЖКИ!