Сольфеджирование, чтение с листа. Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях

Разучивание и пение с дирижированием мелодий в пройденных тональностях,

включающих альтерированные ступени, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах, в том числе в размерах 3/2; 6/4 — для продвинутых групп.

Разучивание и пение мелодий в диатонических ладах.

Чтение с листа мелодий, включающих пройденные интонационные и

ритмические трудности.

Пение двухголосных примеров дуэтом и с собственным исполнением

второго голоса на фортепиано.

Пение выученных мелодий, песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам (для продвинутых обучающихся).

Транспонирование выученных мелодий на секунду.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.

Различные виды внутритактовых синкоп.

Дирижерский жест в размерах 3/2, 6/4.

Дирижерский жест в переменных размерах (для продвинутых групп).

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и при чтении с листа.

Слуховой анализ

Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей.

Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам вводных септаккордов, обращений доминантового септаккорда, скачки на пройденные диатонические и характерные интервалы.

Определение альтерации в мелодии (IV повышенная в мажоре и в

миноре, VI пониженная в мажоре, II пониженная в миноре, II повышенная в

мажоре) — для продвинутых групп.

Определение модуляции в родственные тональности.

Определение диатонических ладов, пентатоники.

Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука, последовательностей из интервалов в тональности (7-8 интервалов).

Определение всех пройденных аккордов от звука, функций аккордов в ладу, последовательностей из нескольких аккордов (5-6 аккордов).

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти.

Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, альтерации

неустойчивых ступеней (для продвинутых групп), движение по звукам пройденных аккордов, скачки на пройденные интервалы, изученные ритмические фигуры с различными видами синкоп. Возможно модулирующее построение в родственные тональности.

Запись простейших двухголосных примеров, последовательности интервалов.

Запись аккордовой последовательности.

Творческие задания

Импровизация и сочинение мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, альтерированных ступеней (для продвинутых обучающихся), отклонений и модуляций в первую степень родства (для продвинутых обучающихся), пройденные ритмические фигуры.

Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритмический

рисунок.

Импровизация и сочинение мелодий различного характера, формы,

жанра.

Подбор подголоска к мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии.

Сочинение и запись двухголосных построений.

Сочинение и запись аккордовых последовательностей (для продвинутых обучающихся).

Класс

Интонационные упражнения

Пение гамм до 7 знаков в ключе (три вида минора, натуральный и гармонический вид мажора, в продвинутых группах – мелодический вид

мажора).

Пение мелодических оборотов с использованием хроматических вспомогательных, хроматических проходящих звуков.

Пение хроматической гаммы, оборотов с ее фрагментами (для продвинутых обучающихся).

Пение всех пройденных интервалов от звука и в тональности вверх и вниз.

Пение пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно.

Пение септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый с

уменьшенной квинтой, уменьшенный).

Пение обращений малого мажорного септаккорда.

Пение увеличенного трезвучия.

Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано (аккорды — для продвинутых обучающихся).

Пение секвенций (одноголосных, двухголосных).

Наши рекомендации