История развития психологического знания
Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой.
В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки с начала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. А. Д. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее, в XVII в., английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
Рене Декартобосновал идею дуализма (равноправного существования и несводимости друг к другу) души и тела.
Джон Локк, Дэвид Гартли – душа человека, наделенная сознанием, развивается по мере его жизни в результате усложнения ее первичных элементов посредством их ассоциации с окружающим миром.
Поль Гольбах, Клод Гельвеций – обосновали идею о социальной детерминированности психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
Иван Михайлович Сеченов – «Рефлексы головного мозга» (1866). Начало этапа объективной психологии.
1879-й год – в Лейпциге (Германия) создана первая научная лаборатория, исследующая психофизиологические явления.
1889-й год. – 1-й Международный психологический конгресс (Париж).
Вильгельм Вундт и Эдвард Титченер – человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью.
Джеймс Уотсон предложил сосредоточить внимание на том, что доступно методу наблюдения, на поведении человека, обусловленном совокупностью связей «стимул-реакция».
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки с середины XX в. она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.
Иван Петрович Павлов, Владимир Михайлович Бехтерев разрабатывали проблемы условно-рефлекторных связей в функционировании организма, ставшие основой для последующего выявления закономерностей высшей нервной деятельности.
Георгий Иванович Челпанов занимался разработками первых собственно психологических проблем – восприятия человеком времени и пространства.
Лев Семенович Выготский разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание).
Алексей Николаевич Леонтьев занимался формированием высших психических функций как процессом интериоризации (выращивания) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
Александр Романович Лурия разработал проблемы нейропсихологии.
Петр Яковлевич Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.