Ii этап занятий основного цикла 3 страница
В дальнейшем (а не на этом занятии) надо будет индивидуально с каждым ребенком отработать следующее задание:
1. Спросить ребенка: «Кто моет чашки: мама или папа? Мама моет чашки или ложки?» Надо помнить, что только начинающие говорить дети часто просто повторяют последнее слово из обращенного к ним вопроса, а не отвечают на него. Поэтому в зависимости от того, как говорит ребенок, с которым вы будете заниматься индивидуально, надо обязательно следить за порядком слов в альтернативном вопросе. Для пассивного, плохо говорящего ребенка на последнее место в таком вопросе надо поставить именно то слово, которое и будет правильным ответом (это будет для него своеобразной подсказкой). Для активного, инициативного ребенка задание будет формулироваться так, как написано в речевой инструкции.
2. Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе: «Мама чашки моет или ставит на стол?» Наиболее подготовленному ребенку можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе с взрослым): «Мама чашки ... (моет)».
3. Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа «Вова — хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик? Вова — мамин!» и т. п.
33. «Где живут животные?»
Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Животные».
Задачи:
• объяснить детям значение слов «домашние» и «дикие» применительно к некоторым известным им животным (мишка, зайка, собака, кошка);
• закрепить в пассивном словаре детей названия основных частей тела животных (хвост, лапы, голова, туловище);
• сформировать у детей умение различать на картинках места обитания животных, резко различающиеся между собой по размерам (норка — берлога) или по расположению в пространстве (наверху — на кровати, внизу — под кроватью), знать эти названия и соотносить их с определенными животными;
• повторить, как говорят эти животные, — звукоподражание;
• перейти от звукоподражательных слов при назывании этих животных к облегченным словам;
• соотнести определенные звукоподражания с глаголами, имеющими такое же или близкое значение (лаять, гавкать, мяукать, мурлыкать, урчать, верещать).
Оборудование: игрушки (мишка, зайка, кошка, собака), картинки с изображением медведя в берлоге, зайчика в норке, кошки на кровати, собаки под кроватью, стол, стульчики.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Предложите детям угадать, кто спрятался (в «волшебном мешочке», за ширмой или за закрытой дверью, внимательно послушав голоса наших гостей).
Речевая инструкция: «Сегодня к нам пришли гости. Сейчас они ждут за дверью. Давайте пригласим их войти. Но я не знаю, как их зовут. Давайте попробуем угадать вместе! Внимательно слушаем ушками, кто это? — „Мяу-мяу“. Кто так мяукает?» («Кошка».) Если дети просто мяукают, произнесите слово «кошка» и попросите детей повторить его всем вместе громко, чтобы кошечка услышала, что ее зовут. Аналогично вызываются другие животные (собака, мишка). Гости рассаживаются на руках у детей за столом, одну игрушку берете в свои руки (зайку). Покажите детям, как говорит этот гость: зайка верещит (издаете щелкающий звук при помощи кончика языка): «Тц-тц-тц». Потом попросите каждого ребенка продемонстрировать голос своей игрушки.
Речевая инструкция: «Ваня, покажи, как собачка лает (кошечка мяукает, мишка урчит)». Покажите детям, где у зайки голова, туловище, хвост, лапы, а затем в произвольном порядке обратитесь к детям с просьбой показать хвост у кошки, туловище у медведя, лапы у собаки.
Речевая инструкция: «Ваня, покажи мне, где у медведя ... хвост (лапы, туловище, голова)». Взрослому можно использовать в речевой инструкции словосочетания типа «заячий хвост», но обязательно употреблять их одновременно с более привычными для детей сочетаниями двух существительных (хвост у зайца), чтобы маленьким детям было легче соотнести эти два выражения между собой.
Сейчас, когда большинство детей чаще всего окружено игрушками, а не настоящими животными, при раннем обучении и развитии надо обязательно специально разграничивать два понятия: игрушка и настоящее животное. Для самых маленьких детей эта разница объясняется таким способом: игрушки говорят и двигаются с помощью детей, а настоящие звери сами умеют рычать, мяукать, лаять, бегать.
Термины «домашние» и «дикие» животные употребляются взрослым в рассказе: «Кошка живет в доме. И собака живет в доме. Кошка и собака — домашние животные. А мишка в доме не живет, он живет в лесу. И зайка живет в лесу. Мишка и зайка живут в лесу — это дикие животные». Однако эти понятия усваиваются детьми пассивно, и вопросы к этим словам на занятии не задаются. Затем можно спросить, у кого из детей дома (или вообще в их жилом доме у других людей) живет собачка, кошечка. («В твоем доме живет кошечка?») Потом, не меняя интонации, таким же ровным голосом задается и следующий вопрос: «В твоем доме живет медведь?» Надо обязательно подождать, чтобы дети на своем языке, доступными им речевыми и жестовыми средствами объяснили, что медведь в доме не живет. Тогда можно по очереди показать детям картинки и попросить их помочь рассмотреть, кто там нарисован: «Я вижу кровать, но не вижу, кто лежит под кроватью! Ваня, помоги мне! Под кроватью лежит ... (собачка). Я вижу дверь, но не вижу, кто сидит у двери! Света, помоги мне! У двери сидит ... (кошка). Это нора, но я не вижу, кто живет в берлоге. Ваня, помоги мне, в берлоге живет ... (мишка)».
Если дети при завершении фразы взрослого используют звукоподражания, то надо еще раз повторить название животного и попросить ребенка произнести его вместе с вами. В трудной ситуации, когда ребенок не хочет повторять за вами, можно использовать прием альтернативного вопроса: «Мяу-мяу? Кто мяукает: собака или кошка?» В любом случае надо приложить все усилия, чтобы ребенок употребил не только звукоподражание, но и само слово в доступной для его произношения форме. Для преодоления речевого негативизма прямые вопросы, обращенные к детям, лучше формулировать в альтернативной форме («Кто живет в берлоге: собачка или мишка?») или в виде вопроса без вопросительного слова («В берлоге живет медведь?»). Закрепление материала происходит в форме игры «Закончи фразу»: начинайте говорить, а ребенок, до которого вы дотронетесь рукой, произносит последнее слово. Например, вы произносите: «Зайка верещит вот так: ... . Мишка урчит вот так: ... . А кто так мяукает: мяу-мяу? ... („Кошка“.) А кто так лает: ав-ав? ... („Собака“.) и т. д.».
34. «Детеныши»
Цель: научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (повторение некоторых названий за взрослым или их использование в инициативном высказывании самого ребенка).
Задачи:
• привлечь внимание детей к общим принципам словообразования при назывании детенышей наиболее известных животных и птиц (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок);
• закрепить в пассивном словаре детей названия детенышей животных;
• активизировать употребление прилагательных с противоположным смыслом «маленький — большой»;
• научить детей на слух различать голоса животных и их детенышей (особенно высокие и низкие тоны);
• тренировать детей в умении продуцировать гласные звуки разной высоты и громкости (изолированно, в слогах, в слоговых цепочках).
Оборудование: картинки с крупными изображениями животных и птиц, а также их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок), стол, стульчик.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Это занятие проводится по картинкам. В реальной жизни маленькие дети, выросшие в городе, как правило, видели большинство животных и птиц только на картинках, поэтому занятие проводится с привлечением иллюстративного материала, хотя целесообразно использовать и другие средства наглядности: деревянные пазлы — вкладыши в форме животных и птиц, муляжи, игрушки. Из домашних животных, если не считать собачку и кошечку, наиболее знакомы малышам курочка и лошадка («ко-ко», «цыпа», «го-го», «асадка»).
В начале занятия рассмотрите вместе с детьми картинки: корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок. Назовите каждое животное и птицу и одновременно покажите его на картинке. В зависимости от индивидуального лексического запаса детей, участвующих в занятии, им поочередно показывается 3—6 картинок. Обратите внимание, что на этом занятии не проводится ознакомление с новым материалом, поэтому количество рассматриваемых животных и птиц строго ограничивается объемом накопленного детьми пассивного словаря.
Речевая инструкция: «Посмотрите на картинку. Здесь нарисована птичка. Это курица. Вот ее голова. (По очереди показываете и называете основные части тела птицы: голову, туловище, хвост, лапки, крылья.) А вот это клюв. Курочка клюет зернышки».
Когда рассказ о курочке закончен, можно попросить одного ребенка повторить его еще раз, вместе со взрослым. При повторном рассказе делаете паузу перед тем, как назвать одну из частей тела, показывая ее на рисунке, и этим вы стимулируете ребенка самостоятельно назвать нужное слово (в облегченной форме). Пример речевой инструкции: «Это курица. Вот ее ... (голова)».
Ребенку, который избегает называть части тела, задание при повторном совместном пересказе дается в другой форме: называете часть тела животного или птицы, а ребенок ее показывает на рисунке. Речевая инструкция: «Вот курица. У курицы есть голова. Ваня, покажи: где голова у курицы? (Выделенное курсивом слово в вопросе произносится очень выразительно.) А теперь покажи, пожалуйста, где хвост у курицы». Однако в дальнейшем на индивидуальных занятиях надо обязательно активизировать эти слова в речи ребенка и добиться хотя бы их совместного с взрослым произнесения.
Когда закончено называние птицы и частей ее тела (или животного и частей его тела), можно переходить к знакомству с детенышами. Для этого перед детьми на стол последовательно выкладываются и называются все картинки с каждым животным (или птицей) и его детенышем.
Речевая инструкция: «Курица большая. А это ее цыпленок. Цыпленок маленький, а курица большая. Вот утка. А это ее утенок. Утенок ... (маленький), а утка ... (большая). А это гусь (здесь мы специально не используем форму „гусыня“, которая грамматически более подходит, но не является такой распространенной в речи взрослых, обращенной к маленьким детям). А это гусенок. Гусь большой, а гусенок ... (маленький)».
Надо стремиться к тому, чтобы все дети заканчивали фразу взрослого подходящим по смыслу прилагательным. Как правило, в начальном детском лексиконе прилагательные представлены в виде облегченных слов с усеченными окончаниями («мася», «баая»), поэтому приведенные в скобках примеры детской речи являются достаточно условными, и в ситуации реального общения согласования прилагательных по роду существительных, конечно, еще не наблюдается. Если кто-то из детей затрудняется в подборе нужных по смыслу прилагательных, надо помочь ему, подсказав нужное слово с помощью соответствующего жеста или проговорив его вместе с ребенком. При этом слова «большой — маленький» при общении с маленькими детьми взрослым следует произносить с различной интонацией (многие родители интуитивно именно так говорят со своими детьми).
Когда детям будет предъявлено не менее трех пар (мать — детеныш), необходимо попросить каждого ребенка самостоятельно показать на нескольких картинках изображения мам и их детенышей.
Речевая инструкция: «Ваня! Помоги мне! Вот это курица. А где ее цыпленок? Покажи мне, пожалуйста! Вот утка! А где ее утенок?» Обратите внимание на то, что называние детенышей не является актуальной задачей для детей, только начинающих говорить, однако они должны уметь соотносить взрослых птиц и животных с их детенышами (понятие «большой — маленький») и уметь показать цыпленка, утенка на картинке рядом с его мамой.
Затем можно предложить детям собрать деревянный пазл «Цыпленок» (задание: вставить вынутую на глазах у ребенка одну часть тела птенчика в уже собранный пазл). Речевые задания и инструкции при работе по картинкам с домашними животными даются аналогично приведенным примерам для птиц. Все шесть пар мать — детеныш рассматриваются на одном занятии только вместе с детьми с хорошим словарным запасом, которые хотя бы с помощью звукоподражаний могут назвать всех птиц и животных.
После проведения этого занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать:
1) умение произносить не только с помощью звукоподражаний и жестов, но и облегченными словами:
— название животных и птиц. Приведем пример фразы для совместного проговаривания: «„My!“ говорит ... корова („ова“, „ко“, „аова“)»;
— названия действий, характерных для птиц (летает, клюет, плавает). Приведем пример фразы для совместного проговаривания: «Курочка клюет, и цыпленок ... (клюет)»;
2) навык различения на слух голосов животных и их детенышей:
— по произношению (курица — «ко-ко», цыпленок — «пи-пи»);
— по высоте («My!» — низким голосом произносит логопед, демонстрируя сначала, как говорит корова. «My!» — затем логопед показывает, как высоким голосом откликается теленок);
3) умение подражать голосам «больших и маленьких», произнося отдельные гласные, слоги, серии слогов (в зависимости от индивидуальной речевой активности каждого ребенка).
После индивидуальной отработки все эти задания могут быть включены в повторное занятие по этой теме.
35. «Большие и маленькие»
Цель: обучить детей практически различать в речи взрослых людей употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов.
Задачи:
• привлечь внимание детей к общим принципам словообразования при назывании детенышей птиц и животных в единственном и множественном числе (корова — теленок — телята, лошадь — жеребенок — жеребята);
• учить различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании отдельных предметов (например, мисок для корма, для воды) и их соотнесении с габаритными размерами взрослых животных (птиц) и их детенышей;
• закрепить названия некоторых детенышей животных (в ед. и мн. ч.) в пассивном словаре детей;
• тренировать умение различать на слух окончания единственного и множественного числа в словах, используемых для называния животных и птиц;
• соотносить по смыслу употребление различных окончаний глаголов для обозначения действий, выполняемых одним или несколькими субъектами (птицы, животные);
• учить детей при ответе показывать на картинке и называть облегченными словами изображения птиц и животных, соотнося их со словами «большой — маленький», «один — много», «один — два» (для детей старше двух лет);
• активизировать глагольный словарь, стимулируя у детей употребление в речи некоторых устойчивых сочетаний слов (например, курочка клюет, уточка плывет).
Оборудование: отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей (корова — теленок — телята (2), лошадь — жеребенок — жеребята (2), свинья — поросенок — поросята (много), курица — цыпленок — цыплята (много), утка — утенок — утята (много), гусь — гусенок — гусята (2), сюжетная картинка с изображением курочки и цыплят, клюющих корм, и уточки и утят, плавающих в пруду, набор дидактического материала для сюжетной игры (например, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»), стол, стульчики.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Картинки, используемые на занятии, подбираются с учетом индивидуального лексического запаса каждого ребенка. Однако на занятии должно быть показано не менее трех изображений разных птиц и животных и их детенышей в произвольном сочетании (например, курица с цыплятами, корова с телятами, свинья с поросятами).
В начале занятия логопед по очереди дает каждому ребенку индивидуальное задание (по картинкам).
Речевая инструкция: «Вова, кто это?» (Одновременно показываете на картинке «маму», обводя ее изображение по внешнему контуру, чтобы еще раз подчеркнуть размер взрослого животного.) («Курица».) Если ребенок называет изображенную птицу не облегченным словом, а использует звукоподражание, надо еще раз вместе с ребенком повторить: «Правильно, „ко-ко“! Курица говорит „ко-ко“! „Ко-ко!“ — говорит ... („курица“ — это слово должно быть произнесено ребенком самостоятельно или вместе с взрослым в любой доступной для детского произношения форме)». Вы продолжаете: «А где цыпленок? Покажи мне одного цыпленка. А теперь еще раз покажи, пожалуйста, курицу. Молодец! Покажи мне одного цыпленка. И еще одного цыпленка. А это кто? Тоже цыпленок? У мамы курочки один цыпленок или много цыплят?»
Затем, если ребенок уже ответил правильно, можно повторить вопрос, переформулировав его в форме: «Ты сказал правильно! Повтори еще раз громче, сколько цыплят у мамы-курицы?» («Много».) «Покажи мне, пожалуйста, всех цыплят! А теперь покажи мне, пожалуйста, только одного цыпленка. Где цыплята? Покажи их на картинке!» (Ребенок может показать всех цыплят по очереди, используя указательный жест, или сразу всех цыплят, положив ладонь сверху на изображение.)
Другим детям показываются следующие картинки, но речевые инструкции формулируются по этому образцу. Когда все дети выполнят свое индивидуальное задание, можно переходить к использованию в речевой инструкции слов «большой — маленький». Попросите одного ребенка помочь вам показать всех «больших» на разложенных перед детьми на столе картинках.
Речевая инструкция: «Света, посмотри, курица большая или маленькая? („Большая“.) А на этой картинке, кто самый большой: теленок или корова? („Корова“.)» Следующего ребенка просят показать всех «маленьких» сначала на одной картинке, а затем и на других.
Речевая инструкция: «Ваня, посмотри, этот цыпленок большой или маленький? („Маленький“.) А другой цыпленок большой или маленький? („Маленький“.) Покажи мне на этой картинке всех маленьких! („Вот! И вот!“) А на этой картинке, кто маленький? А еще кто? А этот поросенок тоже маленький?»
Для активизации речи ребенка можно варьировать речевую инструкцию и просить его не только показать, но и назвать «большого» (или «маленького») на картинке. Затем можно переходить к разбору сюжетной картинки, на которой показано, как кушает «большой» и «маленький» или кушают «большие» и «маленькие»: у «большого» — миска, а у «маленького» — мисочка.
В заключение с детьми можно провести дидактическую игру со счетным материалом по содержанию известной детям сказки, например «Волк и семеро козлят».
В зависимости от возраста детей и их речевой активности в инструкциях задания варьируются: показать или назвать сколько козлят:
— было у мамы-козы («много»),
— осталось у мамы-козы («один»),
— стоит на столе («один», «два», «много»).
После занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать понимание и различение выражений, содержащих в окончании глагола указание на количество субъектов действия.
Речевая инструкция: «Курица клюет хлеб, и цыплята клюют хлеб. Хлеб клюет курица, и клюют ... (цыплята)». «Утка плывет, и утята плывут. В реке плывет утка и плывут ... (утята)».
Ребенок произносит малоразборчивое облегченное слово, но дополнительно должен показать цыплят и утят на рисунке. Употребление им в конце фразы нужного по грамматическому смыслу слова в данном случае подсказано с помощью демонстрируемой картинки, на которой действуют всего две группы: курица и цыплята или утка и утята. Однако такие упражнения служат хорошей подготовкой для формирования у детей в дальнейшем навыков устойчивого соотнесения окончаний глагола с количеством согласованных с ним существительных.
36. «Веселая семейка» (итоговое занятие)
Цель: закрепить в речи детей слова, обозначающие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети).
Задачи:
• научить использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»;
• активизировать номинативный словарь как по этой теме, так и из смежных лексических тем («Дом», «Мебель», «Одежда», «Предметы быта»), а также глагольный словарь, описывающий часто повторяющиеся действия людей в доме;
• научить употреблять в диалогической речи прилагательные с противоположным значением «большой — маленький», качественное прилагательное «хороший», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимение «мой»;
• научить умению соотносить слова, характеризующие ролевые отношения людей в семье («мать — дитя»), со словами, характеризующими отношения между животными в аналогичной диаде («мать — детеныш»).
Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10 x 15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья.
Место проведения: игровая комната (закрепление материала проводится на прогулке).
Ход занятия
В начале занятия проведите с детьми игру: «Найди свою маму» (по фотографиям). Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попросите найти свою маму (фотографии ранее уже показывались детям на занятии по теме «Семья»).
Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама! Я не знаю, чья она. Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с выражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в окошках домика, нарисованного на листе ватмана.
Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. Обязательно используются все сюжетные картинки из занятия по теме «Семья» (спать на кровати, кушать за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор). Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Действия, изображенные на новых картинках, должны быть обязательно отмечены родителями в опроснике, как уже имеющиеся в словаре детей. На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выполняет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка), так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абстрактные понятия «брат» и «сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей. Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по картинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?» Некоторым детям можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе с взрослым): «Мама чашки ...(моет)».
Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа «Вова — хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?» и т. п. и при совместном произнесении фраз типа «Вова — мамин! (показываете на фотографию мамы ребенка в окошке) Вова — хороший!».
В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей детеныш?». Каждому ребенку на выбор предложите две картинки с изображениями животных или птиц («мам») и одного детеныша.
Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?» Если ребенок только показывает нужную картинку, но не называет ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному проговариванию: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи громче: курица!» Ребенок должен ответить любым облегченным словом, отдаленно напоминающим образец ( «куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два детеныша): «Это курица? Чья она мама?» В речевой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы подсказать ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам.
После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама пришла? За кем мама пришла?» — и многократно повторяют правильный ответ вместе с взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» или «Это собака? Чья она мама?». В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (птицам) и их детенышам.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1. Уровень слухового, зрительного внимания (и их влияние на точность понимания речи взрослых).
2. Уровень общей моторной ловкости; точность движений, выполняемых руками.
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении.
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий.
Первые два показателя оцениваются как «низкий», «средний», «хороший» уровень, два последних — как «очень редкие проявления», «иногда используются», «используются часто».
37. «Едем в гости» («Поезд»)
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Задачи:
• учить называть облегченными словами и объединять единичные предметы из разделов «Игрушки», «Мебель» в группы по общему лексическому названию (типа шарфы, мишки, стулья) и назначению (играть, одевать, сидеть);
• учить называть облегченными словами количество одинаковых предметов «один», «много» («два» — для детей старше двух лет), используя при этом и соответствующие жесты;
• учить различать в речи взрослых употребление притяжательных местоимений «мой», «твой», «свой» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа Светин);
• научить практически различать два основных цвета (красный — зеленый), соотносить эти сигнальные цвета с определенными жизненными ситуациями вне дома и словами, регулирующими поведение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»);
• учить соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподражаний с определенными предметами вне дома (поезд) и действиями (гудеть).
Оборудование: личные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный семафор (два картонных круга (красный и зеленый), каждый круг в центре прикреплен кнопкой к деревянной линейке так, чтобы их было удобно держать в руке), игрушки детей, принесенные из дома родителями (см. занятие 24), набор картинок с изображениями поезда и машин (легковых, грузовых), книжка или серия сюжетных картинок про поездку на поезде, стол, стулья.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Покажите детям поезд на серии картинок, сопровождая показ следующими словами: «Это поезд. Он едет: „Чух-чух-чух“. Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: „Пока-пока!“ И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: „Пока-пока! Я уезжаю! До свиданья!“ Поезд едет вперед: „Чух-чух-чух“. Он гудит: „Ту-ту! Я еду вперед! Ту-ту! Дорогу мне!“»
Затем поочередно каждому ребенку предлагается вместе с взрослым воспроизвести звук движущегося поезда и показать, как он едет. Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!» Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательные движения вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «движение поезда» сопровождается соответствующим звуком («Чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его колеса. Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом гудок поезда сопровождается соответствующим звуком («Ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.
После этого детям предлагаются на выбор две картинки.
Речевая инструкция: «Где здесь поезд? Покажи!.. Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, если ребенок только показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картинки должны быть достаточно крупными и изображать стандартные транспортные средства: машины, грузовые и легковые, и поезда (несколько различных изображений). Каждому ребенку предлагается выбирать из своей пары картинок. Надо помнить, что наиболее сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание можно давать самому сообразительному малышу). Обязательно надо предложить показать поезд, или только две картинки с разными машинами, или две картинки с разными поездами: так можно лишний раз убедиться, что ребенок не угадывает, а именно различает два транспортных средства между собой.
В заключение работы по картинкам дети вместе с взрослым собирают поезд: размещают вагончики (листы цветного картона) позади паровоза (вдоль нарисованной на ватмане линии рельс).