Тексты для анализа речевого развития
«ЛГУН» (Л.Н. ТОЛСТОЙ)
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда, скорее, волк!» Мужики подумали, опять по всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит – бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
«КТО КАК ОДЕТ» (Э. Шим)
Дни стали ненастные, по ночам холодно. И на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли.
Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы – в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох, турнепс и разную петрушку.
Одна капуста оставалась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится!
«СКАЗКА О ТРЕХ БРАТЬЯХ» (Е. Пермяк)
...Наградил как-то трех братьев великий волшебник по имени Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал:
– Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь – работай, хочешь – гуляй. Хочешь – на дуде играй, хочешь – ногу пинай. Позволяют эти часы, пока завод в них не кончится.
Тогда старший брат спрашивает: «А чем заводить, товарищ великий волшебник Труд?»
АФГАНСКАЯ СКАЗКА
Шли осел и лошадь с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осел, кряхтит, еле дышит.
– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела.
Дорога шла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и опять просит лошадь: помоги!
– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я уж, так и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел десяток шагов и упал. Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь.
Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих. Не зря говорят: в одиночку и порознь – вдвое труднее, вдвоем и вместе – вчетверо легче.
«ЗАНОЗА» (Ф. Кривин)
Нам, кажется, по пути, – сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо: все-таки веселее в компании.
Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:
– Ну вот, я же говорила, что в компании веселее.
«ЗЛАКИ» (Ф. Кривин)
– Жизни нет от этого Бурьяна! – возмущался Колос. – Чтоб его град побил, чтоб его молния испепелила!
– Что ты говоришь! – вразумляет Колос его товарищ. – Случится пожар, то мы сгорим, никого не останется, все сгорим!
– Зато на нашем месте вырастут новые колосья, – не унимался Колос.
– А если вырастет Бурьян?
«БЫЛИНКА И СОЛНЦЕ» (Ф. Кривин)
Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара – Былинка и ...Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.
«ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ» (Ф. Кривин)
Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.
«ПЕНЬ» (Ф. Кривин)
Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
– Не все сразу, не все сразу, – недовольно скрипел Пень. – Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут.
* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился.
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла–
А я здесь в поте и в пыли
Я, царь земли, прирос к земли!...
(Ф. Тютчев)
ВОЛНЫ И ЛЮДИ
Волны катятся одна за другой
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпой
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души ... и что же?
Души в них волн холодней!
(М. Лермонтов)
4. Составьте характеристику специфических особенностей общения младшего школьника, используя рекомендуемую литературу [1,3,5,11–13] и результаты проведенного вами исследования по предлагаемой методике.