Оборудование по охране труда.
Санитарно-гигиеническое оборудование.
В мастерской необходимо иметь оборудованные места для мытья рук, мыло, электрополотенце; отопление, дающее температуру в столярной мастерской 15-17 градусов ; естественное освещение считается нормальным при соотношении площади окон к площади пола как 1 к 4, а при искусственном освещении лампами накаливания освещённость поверхности рабочих мест должна быть 150-200 лк. В мастерских, где могут быть станочные работы, нельзя использовать люминесцентные лампы, так как при совпадении частот электрических колебаний и вращения деталей последние кажутся находящимися в покое, что может привести к травм. Мастерские без вентиляции эксплуатировать недопустимо.
Вентиляция может быть естественная при условии наличия на одного работающего 40 кубометров объёма мастерской. Типовые мастерские площадью в 50 квадратных метров имеют кубатуру на одного учащегося от 10 до 15 метров, следовательно, искусственная вентиляция необходима. Для этого используют осевые оконные вытяжные вентиляторы, способные заменить воздух в мастерской за 10-15 минут, это вентиляторы номеров 3 или 4. Hеобходимо иметь также средства для влажной уборки, пылящие способы уборки недопустимы. Стены окрашиваются матовыми (не блестящими) масляными красками светло-зелёного, светло-кремового или светло-голубого цвета. При ориентации окон на юг преобладающие цвета должны быть холодными. Дверь окрашивается в тот же цвет, но акцентировано. Влажность воздуха от40 до 80%.
Оборудование по охране труда.
Все вращающиеся части станков должны быть закрыты кожухами, покрашенными в красный цвет. У каждой электророзетки указывется напряжение (учащиеся допускаются к работе с напряжением до 36 вольт), наиболее безопасно работать с напряжением 4,5В или 6В, на что и ориентированы наборы "Электроконструктор".
Электрораспределительный щит должен быть помечен знаком опасности (восклицательный знак в треугольнике на желтом фоне с красной каймой).
Hа видном месте вывешиваются общие правила поведения в мастерской. У каждого станка вывешивается инструкция по технике безопасности.
Hа каждый инструмент должна быть таблица по технике безопасной работы с ним, но она демонстрируется только тогда , когда с этим инструментом учащийся работает в период освоения его. В мастерской должны быть акты проверки заземления электроустановок. В классном журнале, где записывается тема урока должна быть запись об инструктировании учащихся по технике безопасности при изучении станков и инструментов. К работе в мастерской без спецодежды учащиеся не допускаются. У выхода из мастерской размещаются огнетушители. Пол должен быть не проводящим электрический ток. Все виды инструментов, станков и другое оборудование должно отвечать возрастным особенностям учащихся. Аптечка комплектуется следующими медицинскими средствами: индивидуальные перевязочные антисептические средства - 3шт.; бинты - 3шт.;вата - 2 пакета; жгут - 1шт.; настойка йода - 1флакон или 10 ампул; нашатырный спирт - 1флакон или 10 ампул; cода питьевая - 1 пачка; борная кислота, 2-4% раствор - 1 флакон (250мл); уксусная кислота, 3% раствор -1флакон (250 мл); валидол - 1тюбик; перманганат калия; перекись водорода. В аптечку вкладывается инструкция по оказании первой медицинской помощи. Hа дверце аптечки пишется телефон и адрес ближайшего лечебного медицинского учреждения.
Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно свето-несущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в переднезаднем направлении. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног. Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся . Столярные мастерские оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электро-полотенцами или бумажными полотенцами. Встроенные в школьные здания учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений
(на первом этаже в торцах зданий) с устройством звуко-поглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.
Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующие типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских школ. В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25—40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего места. Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, не пылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками. В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства. Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правили норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные — для потолков и полов, масляные — для панелей и стен).Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления. В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.
Требования к освещению, отоплению и вентиляции
.Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами. Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской. Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.
Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти — по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год. К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов. Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам. Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо. Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода. Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Расположение оборудования (станков, машин, механизмов, верстаков и пр.) должно соответствовать учебно-производственному процессу, нормам расстановки оборудования и условиям его работы. Складирование материалов и деталей должно производиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслуживанию. Высота складирования не должна быть более 1 м. При складировании должна быть обеспечена устойчивость
сложенных предметов и исключена возможность падения заготовок, деталей или материалов. С этой целью применяются специальные приспособления, стойки, прокладки, подкладки, упоры и т. д.
Передачи (ременные, канатные, цепные, фрикционные, зубчатые и др.) должны быть обеспечены надежными и удобными в эксплуатации предохранительными ограждениями. Передачи, находящиеся внутри оборудования и агрегатов, должны быть закрыты со всех сторон. Доступ к ним должен осуществляться устройствами открывающегося типа (крышка, дверцы и т. п.), а не съемного типа. Подающие валики и подобные устройства должны быть обеспечены приспособлениями, исключающими возможность захвата одежды и пальцев работающего Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь только индивидуальные приводы. Передача движения к оборудованию трансмиссиями в учебных мастерских не разрешается. Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «стоп») отключения всего оборудования учебной мастерской.
Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая. Каждое рабочее место должно быть оборудовано сиденьями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы. Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т. п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается. Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, — внутри ее.
Для обеспечения всех правил и норм обустройства столярных мастерских, предусмотрено расположение оборудования, мебели, полок и др. Рассмотрим план обустройства столярной мастерской на рисунке
(1) — мастерская по обработке древесины;
(2) — мастерская по обработке металла;
(3) — кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;
(4) — кабинет по кулинарии;
(5) — заготовительное отделение по деревообработке;
(6) — инструментальная (технический труд);
(7) — заготовительное отделение по металлообработке;
(8) — инструментальная (обслуживающий труд);
(9) —рекреация;
(10)— комната гигиены и туалеты для мальчиков;
(11)—комната гигиены и туалеты для девочек;
(12)—подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.
Специальное оборудование А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-5О0 или ВЦ-150-200 (1330х400хй) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х А) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430*й) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220Х580ХА) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765х575хй) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х А) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х А) с подставкой.
На станке СТД -120 можно обрабатывать деревянные заготовки с длиной до 450 мм. При этом диаметр не должен превышать 190 мм.Немаловажным моментом являются габаритные размеры токарного оборудования. Они составляют 125*57,5*55 см при массе 100 кг. Для нормальной работы станок необходимо установить на основание-платформу. Оно предназначено не только для выравнивания уровня, но и будет гасить колебания, которые неизбежно появятся во время работы.