Контроль и учет ЗУНов по грамматике и правописанию. Формы и методы проверки.
Проверка позволяет установить:
1) прочность знаний, выражающаяся в полноценности и в уверенности ответов обучающихся, быстроте выполнения практических заданий по всем разделам изученного программного материала
2) накопление в памяти школьника определенного объема сведений предусмотренного школьной программой
3) степень осмысления изученного материала
4) умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических упражнений различных уровней сложности
5) уровень культуры устной и письменной речи
Различают методы фронтальной и индивидуальной проверки
Фронтальная проверка - опрос многих обучающихся, распространенна на этапах подготовки к изучению нового материала. Она используется для проверки знаний, подлежащих обязательному запоминанию.
Индивидуальная проверка - индивидуальный опрос обучающихся, является наиболее объективным показателем усвоения нового материала, его глубины и полноты. При индивидуальной проверки главное внимание уделяется не только воспроизведению изученного материала, но и на объяснение, доказательство тех грамматических явлений..
Устная проверка - присутствует почти на каждом уроке
К ней относят:
1) ответ по определенным правилам
2) сообщение по какому-либо законченному разделу
3) приведение своего примера по изучаемому материалу
4) комментирование упражнения
Устные формы проверки знаний позволяют обучающимся практиковаться в изложении своих мыслей, приучают к обоснованной связанной речи, а учителю дают возможность работать над речью каждого ребенка (требовать от детей полного развернутого ответа)!
Письменная проверка знаний имеет 2 преимущества:
1) позволяет видеть успехи и неудачи всех обучающихся
2) дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания
Главное требование при проведении письменных, контрольных работ: они должны проводиться по данному учителю образцу, это должны быть работы, результаты которых показывают степень овладения самостоятельной умственной деятельности
К письменным формам проверки относят:
1) списывание текста без каких-либо дополнений и изменений
2) списывание текста со вставкой букв, слов
3) списывание текста с грамматическим заданием
4) грамматический разбор
5) диктант без дополнительных заданий
6) диктант с грамматическими заданиями
Письменный опрос охватывает всех учащихся и позволяет одновременно проверить их знания, но письменная работа требует значительной времени на проверку
Наряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на ее видах:
1) текущий учет
2) тематическая проверка
3) итоговый контроль
Текущий учет - это основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоения пройденного на уроке, выявить возможные проблемы в знаниях и наметить пути их ликвидации. В текущую проверку входит проверка д/з и ранее пройденный материал. Текущая проверка присутствует почти на каждом уроке и может проводиться: фронтально и индивидуально, устно и письменно
Проверочные работы имеют форму самостоятельной работы с последующей проверкой
Тематическая проверка - предполагает охват одновременно 2-3 вопросов или целой группой вопросов по изученной теме
Тематическая проверка проводится 3-5 раз в год и имеет форму письменной к/р составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет выровнить уровень орфографической грамотности
Итоговая проверка - тесно связана с тематической и предполагает проверку усвоения учебного материала изученного в течение четверти , полугодия, целого года.
Для проведения (итоговой) проверки следует отводить специальные уроки, о которых учитель заранее предупреждает учащихся в целях их подготовки к контрольному опросу.