Классификация психопатий по п.б. ганнушкину
Всего выделяют 9 групп психопатов:
1. Циклоиды;
Конституционально-депрессивные: это люди с постоянно пониженным настроением, вечно угрюмые, мрачные, недовольные, малоразговорчивые. Они прирожденные пессимисты. Для них характерны опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленная походка, скупые, вялые жесты.
Пример: Ослик Иа
Конституционально-возбуженные: люди, быстро отвлекающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые. Их отличает поверхностность и неустойчивостью интересов, чрезмерная болтливость и постоянная потребность в увеселениях, в работе не хватает выдержки.
Пример: Д’Артаньян, Маша
Циклотимики: для них характерна волнообразная смена состояний возбуждения и депрессии. Состояния возбуждения субъективно воспринимаются как периоды полного здоровья и расцвета сил, тогда как приступы депрессии, даже если они слабо выражены, переживаются тяжело и болезненно.
Пример: А. Н. Островский
Эмотивно-лабильные:для них характерна капризная изменчивость настроений. Малейшая неприятность приводит их в глубокое уныние, но ненадолго. Несмотря на оттенок легкомыслия и поверхностности – это люди, способные к глубоким чувствам и привязанностям.
Пример: Принцесса на горошине
2. Астеники;
Неврастеники: чрезмерная нервно‑психическая возбудимость, раздражительность, с одной стороны, и истощаемость, утомляемость, с другой. Некоторые из них отличаются общей вялостью, отсутствием инициативы, нерешительностью, мнительностью и апатичным настроением. Они неспособны к длительному усилию и усидчивой работе.
Пример: Кролик
Лентяи: люди легко усваивают все новое, но совершенно не выдерживают длительного напряжения. Внимание их очень неустойчиво и легко отвлекается.
Пример: Емеля
Малодушные: лица, главными чертами которых являются чрезмерная впечатлительность с одной стороны, и резко выраженное чувство собственной недостаточности с другой. Крайне ранимы, преобладает пониженное настроение.
Пример: Трусливый Лев
Психастеники: основными их чертами являются крайняя нерешительность, боязливость и постоянная склонность к сомнениям. Впечатлительные, педантичные.
Пример: Гамлет
3. Шизоиды (шизоиды и мечтатели);
Шизоиды:для таких людей характерна аутическая оторванность от внешнего мира, причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Непредсказуемые, странные люди. Характерна тугоподвижность и угловатость движений. Для одних характерна вычурность, а для других – стремление к стилизации. Не считаются с чужими интересами, эгоисты.
Эмоционально‑тупые шизоиды: ленивые, вялые, безразличные люди с отсутствием всякого интереса к человеческому обществу, которое вызывает у них скуку или отвращение.
Пример: Бетховен
Мечтатели: тонко чувствующие, легко ранимые субъекты, со слабой волей, в силу нежности своей психической организации плохо переносящие грубое прикосновение действительной жизни; столкновения с ней заставляют их съеживаться и уходить в себя, они погружаются в свои мечты и в этих мечтах словно компенсируют себя за испытываемые ими неприятности в реальной жизни. У них повышенная самооценка, бездеятельны.
Пример: Ассоль
4. Параноики (параноики и фанатики);
Параноики: склонны к образованию сверхценных идей, в центре которых находится их личность; эгоизм, самодовольство, самомнение. Упорно отстаивают свои идеи, узкие и односторонние люди, упрямые, настойчивые.
Пример: Сталин
Фанатики: Таким образом, фанатики, как и параноики, люди «сверхценных идей», как и те, крайне односторонние и субъективные. Центр тяжести их интересов лежит не в самих идеях, а в претворении их в жизнь, – результат того, что деятельность интеллекта чаще всего отступает у них на второй план по сравнению с движимой глубоким, неистощимым аффектом волей. Среди фанатиков встречаются и высоко одаренные субъекты, но большинство их все-таки люди неумные, ограниченные.
Пример: Фролло
5. Эпилептоиды;
Крайняя раздражительны, страдают от приступов расстройства настроения, выражены антисоциальные установки. Обычно активные, односторонние, настойчивые, упрямые, есть склонность к образованию сверхценных идей. Нетерпеливы, нетерпимы к мнению окружающих. Им не доступны чувства сострадания, симпатии и т.д.
Пример: Борис Ельцин, Ленин
6. Истерические характеры;
Театральность и лживость. Им необходимо, чтобы ими восторгались, о них говорили и т.д. Эмоциональная жизнь неустойчива, чувства поверхностны, интересы неглубокие, привязанности непрочные, они завистливы и ревнивы. Их суждения противоречивы, они легко внушаемы. Они хотят быть оригинальными во всем. Патологические лгуны.
Пример: Карлотта
7. Неустойчивые психопаты;
Душевно неглубокие, слабохарактерные люди, которые попадают под влияние других. Это люди без больших интересов, без глубоких привязанностей, которые берут пример со своих более ярких товарищей. Легко вдохновляются и легко остывают.
Пример: Пятачок ,Хрюня
8. Антисоциальные психопаты;
Люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью. Отсутствуют чувства симпатии к окружающим, чувства долга по отношению к обществу, они равнодушны к похвале и порицанию. Отличаются любовью к чувственным наслаждениям. Чаще всего холодные и жестокие люди. Прирожденные преступники.
Пример: Бармалей
9. Конституционально-глупые.
Это люди врожденно ограниченные. Не способны применять полученные знания на практике, проявлять инициативу. Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия. Элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями какого-нибудь ремесла. Легко внушаемые, консервативные.
Пример: Шариков
50. 1) Общая характеристика способностей человека
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Если суммировать существующие в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIП-Х1Х вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. (Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию).
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б. М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».