Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Германии включает в себя следующие ступени:

Полное среднее образование в Германии включает в себя следующие ступени:

начальное образование, осуществляемое в начальных школах в течение 4 лет (в Берлине и Бранденбурге – 6 лет); прием в начальную школу производится с 6-летнего возраста;

среднее общее (неполное) образование, осуществляемое в течение срока от 4 до 6 лет в зависимости от типа школы;

заключительный этап среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в учебных заведениях разного профиля.

Общее среднее неполное образование представлено школами трех типов: основной школой, реальной школой и гимназией.

Основная школа (Hauptschule) имеет классы с 5-го по 9-ый, иногда по 10-ый. В программах подготовки большое внимание уделяется трудовому обучению. Эти учебные заведения сопоставимы с российскими профессионально-техническими училищами, не дающими полного среднего образования. Получаемые по окончании свидетельства (Hauptschulabschluss) обычно используются для продолжения образования в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня или в системе ученичества на производстве.

Реальная школа (Realschule) предлагает учебные программы в которых общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены. Обучение ведется с 5-го по 10-ый классы (в Берлине и в Бранденбурге – с 7-го по 10-ый). Выпускники реальных школ получают свидетельства об окончании реальных школ (Realschulabschluss), дающие возможность продолжить образование в дневных профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня и впоследствии в высших профессиональных школах.

Гимназия (Gÿmnasium) представляет собой учебное заведение общего среднего образования с наиболее выраженным академическим характером подготовки. По направлениям подготовки гимназии делятся на классические, естественнонаучно-математические, современных языков, технические, педагогические, экономические и др. Обучение с 5-го по 10-ый класс, которое соответствует неполному среднему образованию, по основным школьным дисциплинам практически совпадает. По завершении этого этапа учащиеся обычно переводятся в 11-ый класс без получения специального свидетельства.

Заключительный этап полного среднего образования проводится в 11-ых – 13-ых классах гимназии, если учащиеся ориентируются на последующее поступление в вузы университетского типа. Обучение в этот период (старшая ступень гимназии) является значительно более профилированным по сравнению с предшествующим этапом, завершается в случае успешной сдачи выпускных экзаменов получением выпускного свидетельства о полном среднем образовании (Allgemeine Hochschulreife/ Abitur).

Завершение среднего образования может происходить также в различных типах профессиональных и технических школ со сроками обучения от 2 до 3 лет. Во всех случаях выпускники этих школ получают наряду с профессиональным свидетельством о полученной специальности также свидетельство об окончании школы соответствующего уровня.

Для поступления в высшие учебные заведения университетского типа требуется выпускное свидетельство об окончании гимназии (Allgemeine Hochschulreife/ Abitur). Вузы проводят отбор кандидатов на обучение на основании представленных образовательных документов, а также используют собеседование и различные тесты. По ряду специальностей, например, по таким, как архитектура, управление, биология, медицина, для которых количество мест обучения, как правило, ограничено, используется система централизованного ограничения приема («нумерус клаузус»). При поступлении на эти специальности вводятся дополнительные требования, включая вступительные экзамены.

Для поступления в вузы неуниверситетского типа, в частности в высшие профессиональные школы, наряду с указанным выше свидетельством, используется также свидетельство об окончании 3-летней старшей ступени технических школ (Fachhochschulreife). Обязательным условием при этом является соответствие профилей предшествующего и последующего обучения.

Высшее образование в Германии представляет собой сочетание исторически сложившегося традиционного университетского сектора, куда входят университеты и вузы университетского уровня, и относительно нового неуниверситетского сектора, представленного высшими профессиональными школами Fachhochschulreife. До самого последнего времени особенностью университетского сектора в Германии было отсутствие в нем ступенчатой структуры обучения.

В настоящее время высшая школа Германии имеет в своем составе:

90 вузов университетского типа, в том числе традиционные университеты – около 75%, технические университеты и университеты дистанционного образования;

157 высших профессиональных школ;

46 музыкальных колледжей и колледжей искусств.

К системе высшей школы относятся также:

педагогические высшие школы, во многих землях интегрированные в состав университетов;

профессиональные академии, сочетающие 3-летнее обучение с подготовкой в процессе работы;

теологические институты для подготовки служителей протестантской и католической церквей.

В зависимости от направления подготовки и специальности выпускники вузов университетского типа по завершении 4-5-летней образовательной программы получают одну из трех квалификаций. Обычно по окончании курса обучения сроком 4,5 года присваивается: по техническим, естественно-научных и социально-экономическим специальностям – диплом (Diplom); а по гуманитарным, социальным и юридическим специальностям - звание магистра (Magister Artium), при этом во втором случае программа подготовки имеет своей целью специализацию не по одной, а по двум равноправным профильным дисциплинам или по одной главной и двум смежным, которые могут быть выбраны самим студентом. Квалификация «государственный экзамен» («Staatsexamen») – присваивается по окончании курса подготовки сроком от 4 до 5 лет по специальностям, имеющим особое общественно-государственное значение (преподаватели школ, врачи, фармацевты, юристы, претендующие на государственную службу). Эти квалификации формально имеют сопоставимый уровень, дающий в дальнейшем доступ к послевузовской докторской подготовке.

Обучение в университетах обычно разделяется на два цикла. Первый – двухлетний является базовым (Grundstudium) и завершается получением промежуточного свидетельства (Diplom – Vorprüfung, Zwischenprüfung). Получение этого свидетельства, которое не рассматривается в качестве квалификации, является необходимым условием для продолжения образования на втором цикле (Hauptstudium). Этот этап длительностью от 2 до 3 лет посвящается углубленному изучению дисциплин специализации с последующим получением одной из трех указанных выше квалификаций высшего университетского образования.

Любая из рассмотренных выше квалификаций университетского высшего образования дает право при условии высоких академических показателей для поступления на программу докторской подготовки длительностью от 2 до 4 лет. Степень доктора (Doktor) присуждается после сдачи трех устных экзаменов, написания и защиты диссертации. С 1998 г. к обучению по докторским программам стали допускаться выпускники высших профессиональных школ. При этом они должны пройти специальное дополнительное обучение в течение 1 года, сдать специальный тест, а руководство их дипломной работы должны были осуществлять профессора университетов.

В вузах относительно нового неуниверситетского сектора, представленных высшими профессиональными школами (Fachhochschulen), для которых характерны практическая ориентация и непосредственная связь содержания и самого процесса обучения с производством, 3-4-летняя образовательная программа завершается получением профессионального диплома. В ряде случаев уровень этого диплома признается (при условии 4-летнего срока обучения и высоких академических показателей) сопоставимым с уровнем основных университетских квалификаций.

В 1998г. в Германии была законодательно введена двухступенчатая структура подготовки, предусматривающая введение новых квалификаций бакалавра (Baccalaureatus) и магистра (Master) в дополнение к существующим квалификациям. Новая образовательная программа для получения степени бакалавра длительностью от 3 до 4 лет предусматривает ее профессиональную ориентацию. Эта программа, практическая реализация которой началась в 1999 – 2000 уч.г., введена не только в университетах, но и в высших профессиональных школах, что утверждает их статус как полноценных вузов.

Система оценок

В среднем образовании используется 6-балльная система оценок, которая имеет следующие количественные и качественные обозначения:

1 – zehr gut, что соответствует «отлично»

2 – gut, что соответствует «хорошо»

3 – befriedigend, что соответствует «достаточно»

4 – ausreichend, что соответствует «удовлетворительно»

5 – mangelhaft, что соответствует «неудовлетворительно»

6 – ungenügend, что соответствует «очень плохо»

В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллам, 2 = 12 баллам, 3 = 9 баллам, 4 = 6 баллом, 5 = 3 баллам и оценка 6 = 0 баллам.

В высшем образовании используется 5-ти балльная система оценок, 5 количественных и качественных параметров которой полностью идентичны приведенным выше 5 первым параметрам 6-ти балльной системы оценок среднего образования.

Греция

  1. Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Германии включает в себя следующие ступени: - student2.ru

2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.

Количество студентов на 10 тыс. населения  
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97)   478 тыс.
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО)   2 %
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) . . .

Наши рекомендации