Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведешь. 6 страница

Совершенствование самостоятельного прямохождения рас­ширяет активное общение ребенка с окружающим миром, способствует развитию ориентировки в пространстве. Совер­шенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что, само по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенство­вания моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположе­ния предметов.

На седьмом этапе моторного развития (в норме от 2 до 3 лет) у ребенка развивают подвижность и равновесие. На этом этапе проводятся занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы (ребенок при ходьбе вначале опирается на пятку, потом на носок), продол­жаются упражнения по развитию равновесия с использованием достаточно узкой «базы» для шага, что способствует улучшению координации движений при ходьбе.

Для развития и совершенствования равновесия ребенку пред­лагают упражнения — постоять на одной ноге, сначала с от­крытыми, а потом с закрытыми глазами. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность ударов ногой по мячу без предвари­тельного показа способа этого движения. Ребенка учат переша­гивать через низкие предметы.

Развитие подвижности и равновесия создает основу для со­вершенствования бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со ступеньки.

Важное значение имеет развитие манипулятивной деятель­ности. Ребенка учат играть в кубики, различные строительные

153материалы, переворачивать страницы книг, помещать предме­ты в узкие отверстия, формируют захват карандаша, видоизме­няя ладонный захват на захват кончиками пальцев, что, в свою очередь, делает возможным выполнение круговых движений ка­рандашом вместо вертикальных штрихов, что имело место на предыдущем этапе развития. Малыша учат по подражанию вос­производить вертикальные и горизонтальные линии.

Ребенка учат приспосабливать двигательные навыки к раз­личным игровым ситуациям, например, когда он, играя, ходит на пальчиках, переступает одновременно через два предмета, расположенных на полу, или идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, другую на пол и т.д. При спуске с лестницы его учат попеременно выносить вперед одну и другую ногу и спускаться с поддержкой за перила или за руку, а потом и самостоятельно.

Важно развивать дифференцируемые и контролируемые дви­жения в лучезапястном суставе, что дает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по на­правлению к телу, а другая — одновременно в противополож­ную сторону.

Увеличение мышечной силы в пальцах рук позволяет ребен­ку в игре пользоваться защепками для белья. Ребенок также обучается резать ножницами.

К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточ­но развита координация движений. Это проявляется как в со­вершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. На этом этапе полезно учить ребенка лазать по шведской стен­ке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде, обучать его произвольному началу по команде движению и прекраще­нию движения, развивать умение обойти препятствие, резко по­вернуться, чтобы обежать препятствие.

Особенно важно обратить внимание на формирование правильного захвата карандаша. Ребенка надо научить удержи­вать карандаш между большим и указательным пальцами, опи­раясь стороной на средний палец, развивать манипулятивную деятельность: учить нанизывать бусы, застегивать молнию на одежде, расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант, учить овладевать навыками одевания и разде­вания.

4 Особое внимание в развитии движений необходимо уделять детям с нарушениями моторики за счет раннего органического

поражения ЦНС. Такие нарушения имеют место у многих кате­горий детей с отклонениями в развитии, например, у детей с нарушениями речи, обшения, отклонениями в умственном раз­витии, с сенсорными дефектами, но особенно они выражены у детей с церебральным параличом.

В процессе физического воспитания ребенка с церебраль­ным параличом взрослые должны не только оказывать ребенку помощь в осуществлении тех или иных движений, но система­тически и упорно улучшать качество их выполнения. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития головного контроля, т.е. после того, как ребенок хорошо удер­живает голову по средней линии и свободно поворачивает ее в стороны из разных положений: лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках, вертикального. Нарушенное двигательное разви­тие ребенка с церебральным параличом также начинается с не­правильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка с церебральным па­раличом необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением этих частей тела. Наряду с проведением специаль­ных упражнений, важно помнить о необходимости общего двига­тельного режима.

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 мин оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, ло­гопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере раз­вития двигательных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согну­тыми ногами. Это приводит к формированию стойкой непра­вильной позы, способствует укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка сле­дует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, голова и спина были выпрямлены.

Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины, ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик.

Для развития контроля за положением головы в течение дня (2—3 раза) полезно делать следующие упражнения:

155Упражнение 1. Положение на животе, руки вытянуты вперед. Подъем и опускание головы. Разведение рук в стороны и назад при поднятой (разогнутой) голове. Ноги вытянуты. Избегать под­нимания таза.

Упражнение 2. Положение на животе (на валике и без вата-ка). Голова свешивается через край кушетки. Поднимание го­ловы и движения ею во все стороны из этого положения.

Если у ребенка в положении на спине резко выражена раз-гибательная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогну­ты и напряжены), полезно в течение дня по несколько раз де­лать следующие упражнения на расслабление: положение на спине, голова опущена, руки скрещены на груди. Нога полно­стью согнуты в тазобедренных и коленных суставах и отведены в стороны. Ребенка плавно покачивают в медленном темпе в передне-заднем направлении и в стороны. Усложнением уп­ражнения являются такие же покачивания в той же позе, но с головой откинутой назад.

Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование спе­циальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, ва­ликов, качалок, поручней и т.п.

На 1—2 году жизни полезными являются специальные уп­ражнения на мяче. Ребенок в положении на животе поме­щается на большой мяч. Взрослый стоит на коленях сзади ребенка, между его ног, препятствуя их сведению. Руки ре­бенка вытянуты вперед. Для преодоления повышения мы­шечного тонуса взрослый кладет руку на ягодицы ребенка и нежными потряхивающими и покачивающими движениями давит вниз. Таким путем достигается снижение мышечного тонуса и облегчаются произвольные движения в конечно­стях.

Для преодоления высокого мышечного тонуса в мышцах пле­чевого пояса рука взрослого помещается на верхнюю часть спи­ны и нежно толкает и «катает» верхнюю часть спины вниз к тазу. Если этими приемами снизить мышечный тонус не удает­ся, то медленно покачивают и перекатывают мяч до нормализа­ции мышечного тонуса.

После снижения мышечного тонуса стимулируют различные произвольные движения и, в первую очередь, повороты с одно­временным разгибанием туловища, формируют правильную опо­ру стоп и выпрямление туловища в момент, когда руки ребенка вытянуты вперед и вверх вокруг мяча.

С этой же целью проводят упражнения на валике. Ребенок сидит на валике верхом, ноги разведены, стопы, согнутые под углом 90, опираются об пол. Ребенок должен сидеть устойчиво на ягодицах, выпрямив спину, или слегка наклонившись впе­ред. При необходимости он может опираться руками на валик, при этом предплечья и кисти должны быть разогнуты, пальцы разведены, плечи и предплечья развернуты наружу. Эта поза препятствует оттягиванию корпуса назад, сгибанию предпле­чий и кистей рук.

Если в этом положении продолжает проявляться высокий мышечный тонус (туловище или рука оттягиваются вниз и сги­баются), то валик плавно раскачивается из стороны в сторону. Медленные, плавные раскачивания продолжаются до достаточ­ного расслабления туловища и конечностей.

Важной задачей физического воспитания является формиро­вание правильной осанки. Осанка — это привычное взаиморас­положение частей тела, осанка отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Основным в определении осанки является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и развитие мускулатуры. Как известно, позвоночник имеет два физиологических изгиба, об­ращенных выпуклостью вперед — шейный и поясничный — лордозы и два обращенных назад — грудной и крестцово-коп-чиковый — кифозы. Эти изгибы в норме имеют важное значе­ние для повышения устойчивости и улучшения подвижности позвоночника. Первым у ребенка развивается шейный лордоз при поднимании головы и сохранении позы с поднятой голо­вой. По мере того, как у ребенка развивается функция сидения, начинает формироваться грудной кифоз. Поясничный лордоз развивается под действием мышц, обеспечивающих вертикаль­ное положение тела.

У детей с отставанием в физическом развитии, особенно у детей с церебральным параличом, все эти изгибы позвоночника развиваются с большим опозданием и неравномерно, что и обу­славливает большую частоту нарушений у них осанки.

Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки важное значение имеют соблюдение двигательного ре­жима и специальные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), а также массаж, занятия плаванием.

Ортопедический двигательный режим включает укладки на определенный промежуток времени на спине или на животе в постели со щитом, тонким матрацем и плоской подушкой, ис-

157пользуются специальные приспособления при сидении ребенка за столом, проводятся интенсивные курсы массажа.

Для преодоления и коррекции двигательных нарушений ши­роко используется лечебная физкультура, которая включает кор­ригирующие гимнастические упражнения, способствующие исправлению порочных поз и деформаций, упражнения на раз­витие координации движений, упражнения в равновесии, различные прикладные упражнения, направленные на разви­тие различных способов передвижения — ползанья, ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, т.е. естественных движений, кото­рыми здоровый ребенок овладевает самостоятельно.

Важное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры и специальные спортивные упражнения: пла­вание, катание на санках, ходьба на лыжах.

Период ясельного и дошкольного возраста является наибо­лее благоприятным для предупреждения нарушений осанки у всех детей с отклонениями в развитии, в том числе и у детей с тяжелыми двигательными нарушениями — детским церебраль­ным параличом. Но для успешного проведения этой работы важно понимать основные причины, которые определяют на­рушения осанки у детей с церебральным параличом, понимать, почему у этих детей имеет место частое преобладание асиммет­ричных поз и положений конечностей, неправильное положе­ние головы, согнутая спина и т.п.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют массаж и лечебная гимнастика. Это связано с тем, что, в силу специфики двигательных нарушений, у детей с церебральным параличом наблюдаются различные патологи­ческие изменения мышечного тонуса, из-за чего многие стати­ческие и локомоторные функции у них не могут развиваться спонтанно, или развиваются неправильно.

Под влиянием массажа и лечебной физкультуры снижается мышечный тонус, нормализуются позы и положения конечно­стей, уменьшаются или преодолеваются насильственные дви­жения, и ребенок начинает «правильно» ощущать позы и движе­ния, что является мощным стимулом к развитию двигательных навыков.

Спецификой двигательных нарушений при ДЦП является то, что ребенок «не только не может действовать, но он никогда не знал, как действовать» (Ж.Тардье1). Поэтому, развивая движения

1 Tardien J. Le dossier clinique de l'infirmite mortice crbrale. — Rev. de Neuropsych. Inf. et Hyg. Ment. del'Enfanie 16 annee, 1968 1—2 p. 6.

ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правиль­но, только при этом условии в мозгу ребенка могут формировать­ся правильные кинестетические ощущения и представления.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП ос­новными задачами лечебной физкультуры являются следующие:

развитие реакций выпрямления и равновесия;

развитие функции рук и предметно-манипулятивной деятель­ности;

развитие зрительно-моторной координации;

торможение и преодоление неправильных поз и положений с нормализацией проприоцептивной афферентации, развитием так называемой позной адаптации. Для этого перед началом выполнения движений нормализуются позы и положения ре­бенка с выбором наиболее адекватных. Адекватными позами считаются те, в которых наилучшим образом нормализуется мы­шечный тонус, уменьшаются непроизвольные движения;

предупреждение формирования вторичного порочного дви­гательного стереотипа, различных неправильных поз, положе­ний и нарушений осанки.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активно­сти и развития двигательных навыков и умений, но и те движе­ния и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.

Для стимуляции развития двигательных функций важное зна­чение имеет широкое использование комплексных афферент­ных стимулов: зрительных (большинство упражнений прово­дится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, применение различных приемов массажа), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с от­крытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры).

На всех занятиях у ребенка воспитывают возможность вос­приятия позы и направления движений, а также развивают воз­можность восприятия предметов на ощупь (стереогноз). Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.

В качестве примера приводим некоторые упражнения по обу­чению вставанию и ходьбе с поддержкой.

При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью

159рекомендуется использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттяги­вая их назад. Таким образом, достигается рефлекторное рас­слабление приводящих мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает перекрест ног при стоянии и ходь­бе. Этот же прием будет использоваться в дальнейшем при под­держке ребенка во время ходьбы.

Упражнение 1. Развитие переноса веса тела с пяток на носки: ребенок стоит лицом к взрослому, который поддерживает его за руки, взрослый легкими движениями отклоняет ребенка на­зад, добиваясь опоры на пятки, а затем вперед, добиваясь опо­ры на носки.

Упражнение 2. Развитие равновесия в положении стоя: ребе­нок стоит, ноги параллельны и слегка разведены. Методист легкими толчками подталкивает ребенка сзади вперед, назад, в сторону. Ребенок должен сохранять равновесие, при боковых толчках перенести вес тела на одну ногу, отведя другую разо­гнутую ногу в сторону. Облегчающий прием — поддержка за бедра или плечевой пояс.

Обучению самостоятельной ходьбе предшествует овладение умением стоять в правильном положении без поддержки.

Важное значение имеют специальные упражнения, направ­ленные на активизацию манипулятивной деятельности и раз­витие кинестетических ощущений в пальцах рук.

Полезны игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-бело­бока», помещение рук ребенка на руки взрослого. Во время корм­ления руки малыша должны охватывать чашку. Ребенка стиму­лируют к ощупыванию своих рук, ног, игрушек.

Важной задачей является формирование захвата предметов с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов, которые являются основой для форми­рования готовности руки к письму.

Для формирования готовности руки к письму со всеми деть­ми с отклонениями в развитии и особенно с детьми с ДЦП полезно проводить следующие упражнения:

разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придержи­вая его левой, и наоборот;

постукивать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);

соединять лучезапястные суставы, кисти разогнуты, пальцы отведены («корзиночка»);

учить ребенка сгибать пальцы одновременно и поочередно;

противопоставлять первому пальцу все остальные поочеред­но при предварительном расслаблении путем потряхивания мышц кисти.

Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии всегда осуществляется в системе комплексных лечебно-педаго­гических мероприятий.

Лечебные мероприятия на первом году жизни направлены на улучшение обменных и, главным образом, окислительно-восстановительных процессов в нервной системе, нормализа­цию внутричерепного давления, стимуляцию и нормализацию деятельности ЦНС.

Физическое воспитание сочетается с приемами и методами педагогической реабилитации и имеет важное значение в раз­витии эмоционально положительного общения ребенка со взрослым, зрительного, слухового и особенно двигательно-ки­нестетического восприятия. Оно способствует стимуляции голосовых реакций, формированию предпосылок для понима­ния речи и развития зрительно-моторной координации. С этой целью в процессе лечебного массажа и специальных упражне­ний по развитию движений используются яркие, звучащие иг­рушки. Внимание ребенка привлекается к этим игрушкам, их вкладывают в его руку, стимулируют ощупывающие движения руки, побуждают малыша к захвату игрушки.

С помощью различных приемов малыша учат захватывать и затем произвольно отпускать предмет. Для этого, прежде всего, проводится коррекция положения большого пальца, который должен быть установлен в среднефизиологическом положении. Для улучшения проприоцептивных ощущений проводят мас­саж кистей и кончиков пальцев с применением щеток различ­ной жесткости.

Необходимо стимулирование подражательной моторной и зву­ковой активности. Для того, чтобы ребенок усвоил названия некоторых движений {ладушки, до свидания, дай ручку и др.), эти команды произносятся с одновременным выполнением обозна­чаемых ими действий.

На первом году жизни особое значение для психомоторного развития ребенка имеет его эмоционально положительное взаи­модействие с близкими взрослыми. Дети с отклонениями в раз­витии в раннем возрасте отличаются общим беспокойством, они плохо спят, многие из них испытывают трудности с кормлени­ем, часто напрягаются, вздрагивают. Все это затрудняет уход

161матери за больным ребенком, и у ребенка может не сформиро­ваться чувства защищенности и безопасности, необходимого для дальнейшего нормального психического и, прежде всего, эмо­ционального развития. В процессе физического воспитания ре­бенка создаются наиболее благоприятные условия для развития тесного эмоционально-положительного общения матери с ре­бенком на основе телесного, глазного и речевого общения.

2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте

Физическое воспитание в возрасте ребенка от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией его психиче­ского развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплекс­ных афферентных стимулов: зрительных (большинство упраж­нений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую раз­личными видами материи, усиливающей тактильные ощуще­ния, ходьба босиком по песку, применение различных приемов массажа, упражнения в воде с изменением ее температуры, ло­кальное использование льда и т.п.).

На этом возрастном этапе в процессе физического воспита­ния у детей формируется кинестетическое восприятие.

В этот период детей начинают обучать навыкам самообслу­живания, предлагая им доступные задания.

При развитии двигательных функций широко используют звуко­вые ритмические и речевые стимулы. Многие упражнения полез­но проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятель­ность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь.

Полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и дейст­вия, ребенок научился одновременно проговаривать их; в даль­нейшем подключается певучее проговаривание или счет.

Чрезвычайно важной задачей физического воспитания на этом возрастном этапе является максимальное расширение предмет­но-практической деятельности ребенка, которая открывает ши­рокие возможности для формирования представлений об окру­жающей действительности.

Известно, что многие дети с отклонениями в развитии в этом возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственного расположения 162

предметов, они часто с трудом соотносят объемные и плоские фигуры, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Поэтому чрезвычайно важно в процессе физического воспитания на основе совместной предметнопрактической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи между словом, предметом и дей­ствием.

Развитие моторики рук проводится путем стимуляции игро­вой деятельности ребенка.

Развивая тонкую моторику пальцев рук, ребенка одновре­менно обучают подбирать простые геометрические фигуры (шар, куб, треугольник) по форме, размеру; располагать кубики в ряд в горизонтальной и вертикальной плоскости — «строить поез­да, заборы, башни».

2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществ­ляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимо­действию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт

общения.

Большое внимание уделяется развитию функции руки, под­готовке ребенка к овладению навыком письма, развитию пространственных представлений. Ребенка учат изолированным движениям одной руки (все остальные части тела при этом долж­ны находиться в полном покое).

Особое внимание уделяют развитию тонких движений паль­цев рук. При этом важно, чтобы у ребенка не возникали сопут­ствующие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки

или ног.

Для стимуляции развития изолированных движений указа­тельного пальца используют ряд специальных упражнений, на­пример, надавливание указательным пальцем на кнопки, из­дающие звук, клавиши фортепиано.

Для развития пространственных представлений используют специальные дидактические игры и игрушки. Например, игра «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной.

163Игры на развитие восприятия формы тренируют зрительное внимание и способствуют формированию пространственных представлений. Если ребенку не доступна игра «Почтовый ящик», то начинают игры-упражнения с различения формы ша­ра, круга и их размеров: большой — маленький. Для этого берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и малень­кого размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик, шарики двух размеров и предлагают задание: Большой шар поло­жить в большое окошко, маленький — в маленькое. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара и куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать и манипулировать с ними, постепенно увеличивает­ся. Для закрепления этих знаний используются доска с проре­зями различной формы и величины и соответствующие геомет­рические фигурки к ней (доски Сегена), а также описанный выше «Почтовый ящик».

В специальных играх со строительным материалом ребенка учат различать высоту и длину предметов, формируют понятия высокий — низкий, длинный — короткий, большой — маленький. Для развития зрительно-моторной координации использу­ются игры «Лабиринты», в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь какого-либо сказочного персона­жа к своему домику, игра «Колобок» и др.

Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с развитием их мышления. Ребенка следу­ет научить не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира.

Важное значение имеют также специальные игры-упражне­ния по развитию пространственных представлений.

2.5. Развитие пространственных представлений

и конструктивного праксиса в процессе

физического воспитания

Подготовка детей с отклонениями в развитии к обучению может быть успешной лишь при условии сформированности у ребенка основных пространственных представлений.

У нормально развивающихся детей к началу школьного обуче­ния обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов — форму и величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных от-

ношениях между предметами, понимает и использует речевые средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточ­ная сформированность пространственных представлений у раз­личных категорий детей с отклонениями в развитии.

У многих из них затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки в направлениях пространства и затруднениях оп­ределения пространственных отношений между предметами.

Механизм недостаточности пространственных представлений у различных категорий детей с отклонениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локаль­ное поражение теменных отделов коры головного мозга, что нередко имеет место у детей с церебральными параличами при поражении теменно-височно-затылочной области коры голов­ного мозга. В этих случаях у ребенка появляется так называе­мая зрительно-пространственная, или конструктивная апраксия. У ребенка с трудом формируется возможность различения пра­вой и левой стороны, он даже к школьному возрасту не пони­мает смысла предлогов над, под, за.

Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или из палочек цельное изображение, картинку, квадрат или треугольник, осо­бенно стойкие затруднения он испытывает в рисовании: не мо­жет нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов.

В дошкольном возрасте у него наблюдаются стойкие затруд­нения в дифференциации правой и левой стороны тела.

Такие стойкие пространственные нарушения характерны для детей с церебральным параличом. Нарушения формирования пространственных представлений у этих детей может быть свя­зано с ограничениями в движении глаз с одной или с обеих сторон. Из-за наличия внутреннего косоглазия ребенок привы­кает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения. При большем поражении моторного ап­парата левого глаза может наблюдаться своеобразное наруше­ние — односторонняя пространственная агнозия. В этих случаях ребенок привычно игнорирует левое поле зрения. При специ­альных пробах на конструктивный праксис он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинки видит также только изо-

165бражение справа; то же имеет место и при чтении. При обуче­нии грамоте у ребенка могут возникнуть существенные затрудне­ния, особенно в чтении. Нарушения чтения у него будут зависеть от патологии его зрительного восприятия. С таким ребенком необходимо как можно раньше начинать специальные занятия по развитию движений глазных яблок и укреплению паретич-ных мышц. Для этого используют яркие звучащие игрушки, рас­полагая их в направлении наиболее дефектного движения, вся­чески стимулируя развитие этого движения. Необходимо про­водить серии упражнений в прослеживании игрушки во всех направлениях, добиваясь плавности движения и возможности переключения с одного движения на другое. Подобного рода нарушения могут наблюдаться у детей с дефектами зрения.

Проявления конструктивной апраксии могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии при на­рушениях созревания у них корковых теменных отделов мозга. Несформированность пространственных представлений характерна для всех категорий детей, у которых имеет место замедленный и неравномерный темп созревания ЦНС или недо­развитие коры головного мозга, например, у детей с ЗПР, стой­кими речевыми расстройствами, у умственно отсталых детей.

Наши рекомендации