Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведешь. 6 страница
Совершенствование самостоятельного прямохождения расширяет активное общение ребенка с окружающим миром, способствует развитию ориентировки в пространстве. Совершенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что, само по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.
На седьмом этапе моторного развития (в норме от 2 до 3 лет) у ребенка развивают подвижность и равновесие. На этом этапе проводятся занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы (ребенок при ходьбе вначале опирается на пятку, потом на носок), продолжаются упражнения по развитию равновесия с использованием достаточно узкой «базы» для шага, что способствует улучшению координации движений при ходьбе.
Для развития и совершенствования равновесия ребенку предлагают упражнения — постоять на одной ноге, сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность ударов ногой по мячу без предварительного показа способа этого движения. Ребенка учат перешагивать через низкие предметы.
Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со ступеньки.
Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Ребенка учат играть в кубики, различные строительные
153материалы, переворачивать страницы книг, помещать предметы в узкие отверстия, формируют захват карандаша, видоизменяя ладонный захват на захват кончиками пальцев, что, в свою очередь, делает возможным выполнение круговых движений карандашом вместо вертикальных штрихов, что имело место на предыдущем этапе развития. Малыша учат по подражанию воспроизводить вертикальные и горизонтальные линии.
Ребенка учат приспосабливать двигательные навыки к различным игровым ситуациям, например, когда он, играя, ходит на пальчиках, переступает одновременно через два предмета, расположенных на полу, или идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, другую на пол и т.д. При спуске с лестницы его учат попеременно выносить вперед одну и другую ногу и спускаться с поддержкой за перила или за руку, а потом и самостоятельно.
Важно развивать дифференцируемые и контролируемые движения в лучезапястном суставе, что дает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая — одновременно в противоположную сторону.
Увеличение мышечной силы в пальцах рук позволяет ребенку в игре пользоваться защепками для белья. Ребенок также обучается резать ножницами.
К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. На этом этапе полезно учить ребенка лазать по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде, обучать его произвольному началу по команде движению и прекращению движения, развивать умение обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать препятствие.
Особенно важно обратить внимание на формирование правильного захвата карандаша. Ребенка надо научить удерживать карандаш между большим и указательным пальцами, опираясь стороной на средний палец, развивать манипулятивную деятельность: учить нанизывать бусы, застегивать молнию на одежде, расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант, учить овладевать навыками одевания и раздевания.
4 Особое внимание в развитии движений необходимо уделять детям с нарушениями моторики за счет раннего органического
поражения ЦНС. Такие нарушения имеют место у многих категорий детей с отклонениями в развитии, например, у детей с нарушениями речи, обшения, отклонениями в умственном развитии, с сенсорными дефектами, но особенно они выражены у детей с церебральным параличом.
В процессе физического воспитания ребенка с церебральным параличом взрослые должны не только оказывать ребенку помощь в осуществлении тех или иных движений, но систематически и упорно улучшать качество их выполнения. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития головного контроля, т.е. после того, как ребенок хорошо удерживает голову по средней линии и свободно поворачивает ее в стороны из разных положений: лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках, вертикального. Нарушенное двигательное развитие ребенка с церебральным параличом также начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом необходимо, прежде всего, осуществлять контроль за положением этих частей тела. Наряду с проведением специальных упражнений, важно помнить о необходимости общего двигательного режима.
Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 мин оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, логопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приводит к формированию стойкой неправильной позы, способствует укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, голова и спина были выпрямлены.
Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины, ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик.
Для развития контроля за положением головы в течение дня (2—3 раза) полезно делать следующие упражнения:
155Упражнение 1. Положение на животе, руки вытянуты вперед. Подъем и опускание головы. Разведение рук в стороны и назад при поднятой (разогнутой) голове. Ноги вытянуты. Избегать поднимания таза.
Упражнение 2. Положение на животе (на валике и без вата-ка). Голова свешивается через край кушетки. Поднимание головы и движения ею во все стороны из этого положения.
Если у ребенка в положении на спине резко выражена раз-гибательная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и напряжены), полезно в течение дня по несколько раз делать следующие упражнения на расслабление: положение на спине, голова опущена, руки скрещены на груди. Нога полностью согнуты в тазобедренных и коленных суставах и отведены в стороны. Ребенка плавно покачивают в медленном темпе в передне-заднем направлении и в стороны. Усложнением упражнения являются такие же покачивания в той же позе, но с головой откинутой назад.
Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и т.п.
На 1—2 году жизни полезными являются специальные упражнения на мяче. Ребенок в положении на животе помещается на большой мяч. Взрослый стоит на коленях сзади ребенка, между его ног, препятствуя их сведению. Руки ребенка вытянуты вперед. Для преодоления повышения мышечного тонуса взрослый кладет руку на ягодицы ребенка и нежными потряхивающими и покачивающими движениями давит вниз. Таким путем достигается снижение мышечного тонуса и облегчаются произвольные движения в конечностях.
Для преодоления высокого мышечного тонуса в мышцах плечевого пояса рука взрослого помещается на верхнюю часть спины и нежно толкает и «катает» верхнюю часть спины вниз к тазу. Если этими приемами снизить мышечный тонус не удается, то медленно покачивают и перекатывают мяч до нормализации мышечного тонуса.
После снижения мышечного тонуса стимулируют различные произвольные движения и, в первую очередь, повороты с одновременным разгибанием туловища, формируют правильную опору стоп и выпрямление туловища в момент, когда руки ребенка вытянуты вперед и вверх вокруг мяча.
С этой же целью проводят упражнения на валике. Ребенок сидит на валике верхом, ноги разведены, стопы, согнутые под углом 90, опираются об пол. Ребенок должен сидеть устойчиво на ягодицах, выпрямив спину, или слегка наклонившись вперед. При необходимости он может опираться руками на валик, при этом предплечья и кисти должны быть разогнуты, пальцы разведены, плечи и предплечья развернуты наружу. Эта поза препятствует оттягиванию корпуса назад, сгибанию предплечий и кистей рук.
Если в этом положении продолжает проявляться высокий мышечный тонус (туловище или рука оттягиваются вниз и сгибаются), то валик плавно раскачивается из стороны в сторону. Медленные, плавные раскачивания продолжаются до достаточного расслабления туловища и конечностей.
Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка — это привычное взаиморасположение частей тела, осанка отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Основным в определении осанки является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и развитие мускулатуры. Как известно, позвоночник имеет два физиологических изгиба, обращенных выпуклостью вперед — шейный и поясничный — лордозы и два обращенных назад — грудной и крестцово-коп-чиковый — кифозы. Эти изгибы в норме имеют важное значение для повышения устойчивости и улучшения подвижности позвоночника. Первым у ребенка развивается шейный лордоз при поднимании головы и сохранении позы с поднятой головой. По мере того, как у ребенка развивается функция сидения, начинает формироваться грудной кифоз. Поясничный лордоз развивается под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела.
У детей с отставанием в физическом развитии, особенно у детей с церебральным параличом, все эти изгибы позвоночника развиваются с большим опозданием и неравномерно, что и обуславливает большую частоту нарушений у них осанки.
Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки важное значение имеют соблюдение двигательного режима и специальные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), а также массаж, занятия плаванием.
Ортопедический двигательный режим включает укладки на определенный промежуток времени на спине или на животе в постели со щитом, тонким матрацем и плоской подушкой, ис-
157пользуются специальные приспособления при сидении ребенка за столом, проводятся интенсивные курсы массажа.
Для преодоления и коррекции двигательных нарушений широко используется лечебная физкультура, которая включает корригирующие гимнастические упражнения, способствующие исправлению порочных поз и деформаций, упражнения на развитие координации движений, упражнения в равновесии, различные прикладные упражнения, направленные на развитие различных способов передвижения — ползанья, ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, т.е. естественных движений, которыми здоровый ребенок овладевает самостоятельно.
Важное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры и специальные спортивные упражнения: плавание, катание на санках, ходьба на лыжах.
Период ясельного и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для предупреждения нарушений осанки у всех детей с отклонениями в развитии, в том числе и у детей с тяжелыми двигательными нарушениями — детским церебральным параличом. Но для успешного проведения этой работы важно понимать основные причины, которые определяют нарушения осанки у детей с церебральным параличом, понимать, почему у этих детей имеет место частое преобладание асимметричных поз и положений конечностей, неправильное положение головы, согнутая спина и т.п.
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют массаж и лечебная гимнастика. Это связано с тем, что, в силу специфики двигательных нарушений, у детей с церебральным параличом наблюдаются различные патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции у них не могут развиваться спонтанно, или развиваются неправильно.
Под влиянием массажа и лечебной физкультуры снижается мышечный тонус, нормализуются позы и положения конечностей, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения, и ребенок начинает «правильно» ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию двигательных навыков.
Спецификой двигательных нарушений при ДЦП является то, что ребенок «не только не может действовать, но он никогда не знал, как действовать» (Ж.Тардье1). Поэтому, развивая движения
1 Tardien J. Le dossier clinique de l'infirmite mortice crbrale. — Rev. de Neuropsych. Inf. et Hyg. Ment. del'Enfanie 16 annee, 1968 1—2 p. 6.
ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, только при этом условии в мозгу ребенка могут формироваться правильные кинестетические ощущения и представления.
С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП основными задачами лечебной физкультуры являются следующие:
развитие реакций выпрямления и равновесия;
развитие функции рук и предметно-манипулятивной деятельности;
развитие зрительно-моторной координации;
торможение и преодоление неправильных поз и положений с нормализацией проприоцептивной афферентации, развитием так называемой позной адаптации. Для этого перед началом выполнения движений нормализуются позы и положения ребенка с выбором наиболее адекватных. Адекватными позами считаются те, в которых наилучшим образом нормализуется мышечный тонус, уменьшаются непроизвольные движения;
предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа, различных неправильных поз, положений и нарушений осанки.
При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.
Для стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, применение различных приемов массажа), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры).
На всех занятиях у ребенка воспитывают возможность восприятия позы и направления движений, а также развивают возможность восприятия предметов на ощупь (стереогноз). Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.
В качестве примера приводим некоторые упражнения по обучению вставанию и ходьбе с поддержкой.
При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью
159рекомендуется использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттягивая их назад. Таким образом, достигается рефлекторное расслабление приводящих мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает перекрест ног при стоянии и ходьбе. Этот же прием будет использоваться в дальнейшем при поддержке ребенка во время ходьбы.
Упражнение 1. Развитие переноса веса тела с пяток на носки: ребенок стоит лицом к взрослому, который поддерживает его за руки, взрослый легкими движениями отклоняет ребенка назад, добиваясь опоры на пятки, а затем вперед, добиваясь опоры на носки.
Упражнение 2. Развитие равновесия в положении стоя: ребенок стоит, ноги параллельны и слегка разведены. Методист легкими толчками подталкивает ребенка сзади вперед, назад, в сторону. Ребенок должен сохранять равновесие, при боковых толчках перенести вес тела на одну ногу, отведя другую разогнутую ногу в сторону. Облегчающий прием — поддержка за бедра или плечевой пояс.
Обучению самостоятельной ходьбе предшествует овладение умением стоять в правильном положении без поддержки.
Важное значение имеют специальные упражнения, направленные на активизацию манипулятивной деятельности и развитие кинестетических ощущений в пальцах рук.
Полезны игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-белобока», помещение рук ребенка на руки взрослого. Во время кормления руки малыша должны охватывать чашку. Ребенка стимулируют к ощупыванию своих рук, ног, игрушек.
Важной задачей является формирование захвата предметов с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов, которые являются основой для формирования готовности руки к письму.
Для формирования готовности руки к письму со всеми детьми с отклонениями в развитии и особенно с детьми с ДЦП полезно проводить следующие упражнения:
разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;
постукивать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);
соединять лучезапястные суставы, кисти разогнуты, пальцы отведены («корзиночка»);
учить ребенка сгибать пальцы одновременно и поочередно;
противопоставлять первому пальцу все остальные поочередно при предварительном расслаблении путем потряхивания мышц кисти.
Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии всегда осуществляется в системе комплексных лечебно-педагогических мероприятий.
Лечебные мероприятия на первом году жизни направлены на улучшение обменных и, главным образом, окислительно-восстановительных процессов в нервной системе, нормализацию внутричерепного давления, стимуляцию и нормализацию деятельности ЦНС.
Физическое воспитание сочетается с приемами и методами педагогической реабилитации и имеет важное значение в развитии эмоционально положительного общения ребенка со взрослым, зрительного, слухового и особенно двигательно-кинестетического восприятия. Оно способствует стимуляции голосовых реакций, формированию предпосылок для понимания речи и развития зрительно-моторной координации. С этой целью в процессе лечебного массажа и специальных упражнений по развитию движений используются яркие, звучащие игрушки. Внимание ребенка привлекается к этим игрушкам, их вкладывают в его руку, стимулируют ощупывающие движения руки, побуждают малыша к захвату игрушки.
С помощью различных приемов малыша учат захватывать и затем произвольно отпускать предмет. Для этого, прежде всего, проводится коррекция положения большого пальца, который должен быть установлен в среднефизиологическом положении. Для улучшения проприоцептивных ощущений проводят массаж кистей и кончиков пальцев с применением щеток различной жесткости.
Необходимо стимулирование подражательной моторной и звуковой активности. Для того, чтобы ребенок усвоил названия некоторых движений {ладушки, до свидания, дай ручку и др.), эти команды произносятся с одновременным выполнением обозначаемых ими действий.
На первом году жизни особое значение для психомоторного развития ребенка имеет его эмоционально положительное взаимодействие с близкими взрослыми. Дети с отклонениями в развитии в раннем возрасте отличаются общим беспокойством, они плохо спят, многие из них испытывают трудности с кормлением, часто напрягаются, вздрагивают. Все это затрудняет уход
161матери за больным ребенком, и у ребенка может не сформироваться чувства защищенности и безопасности, необходимого для дальнейшего нормального психического и, прежде всего, эмоционального развития. В процессе физического воспитания ребенка создаются наиболее благоприятные условия для развития тесного эмоционально-положительного общения матери с ребенком на основе телесного, глазного и речевого общения.
2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
Физическое воспитание в возрасте ребенка от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией его психического развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку, применение различных приемов массажа, упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда и т.п.).
На этом возрастном этапе в процессе физического воспитания у детей формируется кинестетическое восприятие.
В этот период детей начинают обучать навыкам самообслуживания, предлагая им доступные задания.
При развитии двигательных функций широко используют звуковые ритмические и речевые стимулы. Многие упражнения полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь.
Полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и действия, ребенок научился одновременно проговаривать их; в дальнейшем подключается певучее проговаривание или счет.
Чрезвычайно важной задачей физического воспитания на этом возрастном этапе является максимальное расширение предметно-практической деятельности ребенка, которая открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.
Известно, что многие дети с отклонениями в развитии в этом возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственного расположения 162
предметов, они часто с трудом соотносят объемные и плоские фигуры, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Поэтому чрезвычайно важно в процессе физического воспитания на основе совместной предметнопрактической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи между словом, предметом и действием.
Развитие моторики рук проводится путем стимуляции игровой деятельности ребенка.
Развивая тонкую моторику пальцев рук, ребенка одновременно обучают подбирать простые геометрические фигуры (шар, куб, треугольник) по форме, размеру; располагать кубики в ряд в горизонтальной и вертикальной плоскости — «строить поезда, заборы, башни».
2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт
общения.
Большое внимание уделяется развитию функции руки, подготовке ребенка к овладению навыком письма, развитию пространственных представлений. Ребенка учат изолированным движениям одной руки (все остальные части тела при этом должны находиться в полном покое).
Особое внимание уделяют развитию тонких движений пальцев рук. При этом важно, чтобы у ребенка не возникали сопутствующие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки
или ног.
Для стимуляции развития изолированных движений указательного пальца используют ряд специальных упражнений, например, надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук, клавиши фортепиано.
Для развития пространственных представлений используют специальные дидактические игры и игрушки. Например, игра «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной.
163Игры на развитие восприятия формы тренируют зрительное внимание и способствуют формированию пространственных представлений. Если ребенку не доступна игра «Почтовый ящик», то начинают игры-упражнения с различения формы шара, круга и их размеров: большой — маленький. Для этого берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик, шарики двух размеров и предлагают задание: Большой шар положить в большое окошко, маленький — в маленькое. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара и куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать и манипулировать с ними, постепенно увеличивается. Для закрепления этих знаний используются доска с прорезями различной формы и величины и соответствующие геометрические фигурки к ней (доски Сегена), а также описанный выше «Почтовый ящик».
В специальных играх со строительным материалом ребенка учат различать высоту и длину предметов, формируют понятия высокий — низкий, длинный — короткий, большой — маленький. Для развития зрительно-моторной координации используются игры «Лабиринты», в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь какого-либо сказочного персонажа к своему домику, игра «Колобок» и др.
Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с развитием их мышления. Ребенка следует научить не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира.
Важное значение имеют также специальные игры-упражнения по развитию пространственных представлений.
2.5. Развитие пространственных представлений
и конструктивного праксиса в процессе
физического воспитания
Подготовка детей с отклонениями в развитии к обучению может быть успешной лишь при условии сформированности у ребенка основных пространственных представлений.
У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов — форму и величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных от-
ношениях между предметами, понимает и использует речевые средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.
Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у различных категорий детей с отклонениями в развитии.
У многих из них затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.
Механизм недостаточности пространственных представлений у различных категорий детей с отклонениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локальное поражение теменных отделов коры головного мозга, что нередко имеет место у детей с церебральными параличами при поражении теменно-височно-затылочной области коры головного мозга. В этих случаях у ребенка появляется так называемая зрительно-пространственная, или конструктивная апраксия. У ребенка с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту не понимает смысла предлогов над, под, за.
Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или из палочек цельное изображение, картинку, квадрат или треугольник, особенно стойкие затруднения он испытывает в рисовании: не может нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов.
В дошкольном возрасте у него наблюдаются стойкие затруднения в дифференциации правой и левой стороны тела.
Такие стойкие пространственные нарушения характерны для детей с церебральным параличом. Нарушения формирования пространственных представлений у этих детей может быть связано с ограничениями в движении глаз с одной или с обеих сторон. Из-за наличия внутреннего косоглазия ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения. При большем поражении моторного аппарата левого глаза может наблюдаться своеобразное нарушение — односторонняя пространственная агнозия. В этих случаях ребенок привычно игнорирует левое поле зрения. При специальных пробах на конструктивный праксис он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинки видит также только изо-
165бражение справа; то же имеет место и при чтении. При обучении грамоте у ребенка могут возникнуть существенные затруднения, особенно в чтении. Нарушения чтения у него будут зависеть от патологии его зрительного восприятия. С таким ребенком необходимо как можно раньше начинать специальные занятия по развитию движений глазных яблок и укреплению паретич-ных мышц. Для этого используют яркие звучащие игрушки, располагая их в направлении наиболее дефектного движения, всячески стимулируя развитие этого движения. Необходимо проводить серии упражнений в прослеживании игрушки во всех направлениях, добиваясь плавности движения и возможности переключения с одного движения на другое. Подобного рода нарушения могут наблюдаться у детей с дефектами зрения.
Проявления конструктивной апраксии могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии при нарушениях созревания у них корковых теменных отделов мозга. Несформированность пространственных представлений характерна для всех категорий детей, у которых имеет место замедленный и неравномерный темп созревания ЦНС или недоразвитие коры головного мозга, например, у детей с ЗПР, стойкими речевыми расстройствами, у умственно отсталых детей.