Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека пережи­вать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях нео­пределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного раз­вития событий. Такая тревожность является стабильным свойством личности матерей детей-инвалидов.

Для исследования уровня тревожности использовали тест — Шкала само­оценки, разработанный Ч. Д. Спилбергером и адаптированный Ю. А. Ханиным (Приложение 1.9).

В эксперименте приняли участие 61 женщина основной группы, имеющие детей с нарушением интеллекта в умеренной и тяжелой степени разного воз­раста: 6—9 лет, посещающих специальный детский сад (20 чел.); 9—16 лет, обу­чающихся в классах для «особых» детей специальной (коррекционной) школы VIII вида (21 чел.) и 16-28 лет, посещающих реабилитационный центр при специальной школе VIII вида (20 чел.). Для контроля было обследовано 40жен­щин, имеющих психически здоровых детей разного возраста.

Исследование личностной тревожности в экспериментальной группе по­казало, что наибольшее число обследованных матерей (95%), имеющих детей 6-9 лет с нарушением интеллекта, демонстрируют высокий уровень тревож­ности. Уровень тревожности у 65% обследованных матерей контрольной груп­пы также высокий и у 35% — средний.

На рис. 37 представлена диаграмма уровня личностной тревожности в основной и контрольной группах матерей, имеющих детей 6—9 лет.

Следовательно, женщины, воспитывающие детей со сниженным интеллек­том, имеют высокую личностную тревожность. Это тревога матери и по пово­ду состояния ребенка, его будущего, и по поводу реакции окружающих на ее

исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью - student2.ru

ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопро­вождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза.

Женщины, воспитывающие детей с нормальным интеллектом, показали тоже достаточно высокий уровень личностной тревожности — 65%. В пору не­стабильности социально-экономического положения нашего общества жен­щиной владеет страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне — сво­ем и своих детей. К сожалению, состояние высокой личностной тревожности показательно для нашего общества, особенно для женской части населения.

Сходная динамика уровней личностной тревожности выявлена и у женщин, имеющих детей более старшего возраста — 9-16 лет (рис. 38).

Средние показатели как основной, так и контрольной групп находятся в ди­апазоне высоких величин и составляют, соответственно, 49,7 и 45,6 балла. Экс­периментальная группа более однородна — стандартное отклонение равно 5,7; в контрольной группе прослеживается большая вариативность — 7,7 (рис. 39).

У почти четвертой части женщин, имеющих детей-инвалидов более стар­шего возраста, уровень личностной тревожности ниже, чем у женщин, имею­щих детей более младшего возраста. Возможно, этот факт может быть связан с адаптацией этих женщин к своему больному ребенку и, в связи с этим, изме­ненной социальной ролью и в семье, и в окружающем социуме, с более спо­койной и уравновешенной оценкой жизненной ситуации.

Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у большинства матерей, имеющих детей с серьезным нарушением интеллекта, ведет к воспри­ятию ими большинства ситуаций как угрожающих. Это может быть связано с хроническим повседневным напряжением, эмоциональным переутомлением в результате длительных субъективных переживаний, в том числе и своего оди-

исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью - student2.ru

исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью - student2.ru

ночества в постигшем женщину горе — иметь умственно отсталого ребенка.

Для исследования уровня субъективного ощущения матерями своего оди­ночества была использована Шкала одиночества. Данный опросник разрабо­тан Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Женщинам были предложены бланки с 20 утверждениями. В инструкции предлагали последовательно рассмотреть каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты его проявления применительно к жизни каждой женщины при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».

Выбранный вариант ответа отмечали условным знаком.

При обработке результатов подсчитывали количество каждого из вариан­тов ответов. Сумма ответов получалась при умножении вариантов ответов: «ча­сто» хЗ, «иногда» х2, «редко» xl, «никогда» хО.

Затем полученные результаты складывали и оценивали:

П от 40 до 60 баллов — высокий уровень одиночества;

□ от 20 до 40 — средний уровень одиночества;

□ от 0 до 20 — низкий уровень одиночества.

В табл. 23 представлены полученные результаты.

Таблица 23

Уровни одиночества у матерей умственно отсталых детей,%

Уровни одиночества Основная группа Контрольная группа
Высокий уровень одиночества 35% 20%
Средний уровень одиночества 65% 35%
Низкий уровень одиночества - 45%

Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Но необходимо различать одино­чество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом (табл. 23) можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с про­блемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. В состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуж­дены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, оди­ночество — вынужденное состояние таких матерей.

Ориентация женщины на социальные стереотипы — это лишь внешняя сто­рона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью — это непри­вычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации теряется, боится своего ребенка, его дефекта, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиноче­ство вдвоем: ребенок с матерью, но она не с ним.

У матерей детей с нормальным интеллектом доминирует низкий уровень одиночества — 45%. В этом случае можно говорить о естественном стремле­нии к одиночеству, которое время от времени испытывает каждый человек. Это потребность человека в одиночестве, когда хочется побыть наедине со своими мыслями, чтобы обдумать, разобраться в них. Такое одиночество — нормаль­ное, комфортное состояние для душевного и физического отдыха.

Для диагностики типа акцентуации личности матерей детей-инвалидов ис­пользовали тест-опросник Шмишека, теоретической основой которого является концепция «адаптированных личностей» К. Леонгарда. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера;

шкала 1 говорит о демонстративное™ поведения испытуемого;

шкала 2 — о неуравновешенности поведения;

шкала 3 показывает склонность к педантизму;

шкала 4 показывает возбудимую акцентуацию;

шкала 5 характеризует личность с высокой жизненной активностью;

шкала 6 показывает степень утомляемости;

шкала 7 выявляет повышенную тревожность;

шкала 8 показывает силу и выраженность эмоционального реагирования;

шкала 9 говорит о глубине эмоциональной жизни;

шкала 10 показывает склонность к перепадам настроения.

Перед проведением опроса давали следующую инструкцию: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет — знак «-» (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных отве­тов нет».

Было обследовано 32 женщины основной и 34 женщины контрольной групп, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет.

Результаты этого теста показали, что у женщин, имеющих детей со снижен­ным интеллектом, доминируют акцентуации характера следующих типов: тре­вожный — 28,1%, застревающий — 25,0%,эмотивный — 21,9%, возбудимый — 12,5%.

У 2 женщин выявлена акцентуация характера дистимического типа, чего не наблюдалось вообще у женщин, имеющих детей с нормальным интеллек­том. Еще у 2 женщин акцентуации характера соответствовали гипертимному типу.

У женщин, воспитывающих детей с нормальным интеллектом, доминиро­вали акцентуации характера других типов: эмотивный — 38,2%, гипертим-ный — 26,5%, циклотимный — 17,6%, экзальтированный — 17,6%.

Следовательно, для женщин, имеющих здоровых детей, характерны хоро­шее настроение и самочувствие, общительность, высокий жизненный тонус, в отличие от женщин, воспитывающих детей со сниженным интеллектом, где преобладают низкая контактность, минорное настроение, неуверенность в себе.

Резюмируя полученные в этом разделе результаты исследований, следует заметить, что у матерей детей со сниженным интеллектом наблюдается высо­кий уровень личностной тревожности, что, видимо, связано с психотравмати-зацией в связи с больным ребенком. Это состояние высокой личностной тре­вожности постоянно сопровождает женщин и может являться причиной развития невроза.

Этим женщинам присуще обостренное чувство одиночества, что может быть связано с ориентацией матерей на социальные стереотипы. Женщина теряет­ся перед своим ребенком и, возможно, даже боится его. Чаще всего это проис­ходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом.

Исследование акцентуации личности матерей умственно отсталых детей выявило, что у этих женщин доминируют акцентуации характера по тревож­ному, застревающему и эмотивному типам. Такие женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном подавленном состоянии.

Этим женщинам крайне необходима психологическая помощь — прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необхо­димо помочь расширить горизонты своей жизнедеятельности, жить, по воз­можности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значитель­ные для нее, интересы. Тогда ей будет легче помочь и в воспитании своего ребенка.

Говоря о психологической помощи таким женщинам, следует упомянуть о различных объединениях, ассоциациях матерей детей-инвалидов. Положитель­ный эффект таких сообществ, прежде всего, в том, что они выводят женщин из состояния вынужденной изоляции, не оставляя их наедине со своим горем, делают, по возможности, жизнь матерей и их детей более яркой и насыщен­ной. Этих людей объединяет не только одна беда — больной ребенок, но и ре­шимость сделать все возможное и даже невозможное, чтобы помочь своим де­тям адаптироваться в этом мире.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ

Наши рекомендации