Основные проблемы системы образования
Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим четырём:
.качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.
.низкая заработная плата педагогов
.недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);
.доступность, плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);
Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:
общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:
.большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
.отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
.большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.
Заключение
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям.
Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни.
Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Список используемой литературы
1.Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. - ISBN - 4-512-6529-4.
.Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии/ Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.
.Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 570с. - ISBN - 7-65123-41-8.
.Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.
.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с. - ISBN - 7-6213-58-62.
.Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 - ФЗ.
.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 420с. - ISBN - 2-4135-65-7.
.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с. - ISBN - 1 - 3564-452-5.
.Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN.
.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.
.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. - 620с. - ISBN - 5 - 3256-748-1.
.Педагогическая психология / Под ред. В.Г. Казанской. - СПб.: Питер, 2003. - 260с. - ISBN - 2-6541-85-4.
.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. - 264с. - ISBN.
.Россия и страны мира / Статистический сборник - М., Госкомстат России. - 2002.
.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с. - ISBN - 6-6128-456.
.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С.78 - 84.