Физическая подготовленность и ее значение в подготовке бойцов рукопашного боя
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БОЙЦОВ
Оглавление
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1Состояние вопроса исследования по данным литературы.......... 4
1.1 Физическая подготовленность и ее значение в подготовке бойцов
рукопашного боя.......................................................................................... 4
1.2 Значимые физические качества............................................................... 6
1.2.1 Сила, силовые способности и методика ее развития.......................... 7
1.2.2 Быстрота, ее виды и методика ее развития........................................ 14
1.2.3 Выносливость, виды выносливости и методика ее развития............. 18
1.2.4 Гибкость...................................................... :..................................... 25
1.3 Значение контроля в процессе тренировочной деятельности.............. 26
Глава 2Цель, задачи, методы и организация исследования.................... 28
2.1 Цель и задачи исследования.................................................................. 28
2.2 Методы исследования............................................................................ 28
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение.................................................. 28
2.2.2 Педагогический эксперимент.............................................................. 28
2.2.3 Методы математической обработки данных..................................... 29
2.3 Организация исследования.................................................................... 29
Глава3 Результаты исследования.............................................................. 31
Выводы........................................................................................................ 33
Литература.................................................................................................. 34
Введение
Рукопашная схватка характеризуется высокой напряженностью боевых действий, требующих от человека максимальных мышечных усилий и умения проявлять их в быстроизменяющейся обстановке. В процессе поединка на организм бойцов воздействуют экстремальные по величине и продолжительности нагрузки, требующие предельной мобилизации функциональных возможностей организма и предъявляющие высокие требования к физической подготовке занимающихся.
Физическая подготовка является базой для достижения весомых успехов в искусстве рукопашного боя. Она характеризуется определенным уровнем развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Чем лучше физически подготовлен человек, чем работоспособнее его организм, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки и выполняет технические приемы, быстрее после них восстанавливается, тем легче ему поддерживать состояние тренированности. Без физической подготовленности невозможно в условиях поединка эффективно проявлять технические и тактические навыки. Поэтому в единстве с процессом разучивания и совершенствования базовой техники физическая подготовка является одной из главных составляющих тренировки. Это и послужило причиной выбора данной темы исследования.
Глава 1. Состояние вопроса исследования по данным литературы
Физическая подготовленность и ее значение в подготовке бойцов рукопашного боя
Проблема изучения закономерностей физического развития человека давно привлекала к себе внимание исследователей. Так, например, еще в трудах П.Ф. Лесгафта (1953) были сформулированы «Основы естественной гимнастики» и «Отношение анатомии к физическому воспитанию», а также рассмотрены особенности проявления мышечной силы человека.
П.Ф. Лесгафт отмечает, что для развития физических сил человека необходимо упражнять мышцы. Для этого существуют следующие главные способы:
1) увеличение числа движений;
2) ускорение производимых движений;
3) отягощение и сопротивление производимым движениям, которое
осуществляется:
а) различными тяжестями,
б) весом собственного тела,
в) силою другого лица.
Одними из первых некоторое представление о физических качествах сформулировали В. Ухов (1875) и Г. Демени (1915). Впоследствии это понятие прочно вошло в учебно-методическую литературу (А.Д. Новиков, 1949; В.М. Зациорский, 1966; А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, 1967; Б.А. Ашмарин, 1979; В.Н. Платонов, 1980; В.И. Ильинич, 1999).
В ранних работах (Б.А. Котов, 1917; К. Гальт, 1925; Б. Громов, Л. Гер-кан, 1925; Я. Миккола, 1935), на примере легкоатлетических упражнений, способность спортсменов проявлять максимальные мышечные усилия в кратчайшее время отождествлялась преимущественно с природными качествами человека, не учитывая возможностей педагогически направленного их воспитания.
До 50-х годов при обосновании физиологической природы мышечной силы и механизмов формирования двигательных возможностей не в полной мере учитывалось значение рефлекторной деятельности нервной системы, раскрытое И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.
В основе формирования двигательного навыка лежит механизм временных связей. Двигательные умения и навыки приобретаются и совершенствуются в процессе физических упражнений, при выполнении которых происходят глубокие изменения в деятельности мышц, центральной нервной системы и внутренних органов.
В процессе тренировки временные нервные связи в коре больших полушарий все больше и больше укрепляются, складываясь в динамический стереотип, происходит биохимическая и структурная перестройка периферических органов и мышечной системы, а также приспособительная гипертрофия скелетной и сердечной мускулатуры, что позволяет выполнять более значительные усилия при той же степени их стимуляции со стороны нервных центров.
Понимание механизмов условно-рефлекторных отношений в центральной нервной системе, обусловливающих формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, в последние годы значительно расширилось за счет трудов П.К. Анохина.
Согласно современных представлений в основе формирования целенаправленного поведенческого акта лежат нейрофизиологические закономерности «функциональной системы» (П. К. Анохин, 1978), которая является динамической организацией процессов и механизмов, обеспечивающих определенный приспособительный акт с оценкой его результативности и коррекцией, осуществляемой при ведущей роли высших отделов центральной нервной системы.
Существование двух сторон двигательной функции — навыков и качеств — приводит к выделению в спортивной тренировке двух направлений:
обучения движениям (техническая подготовка) и воспитания физических качеств (физическая подготовка) — В.М. Зациорский.
Физическая подготовка спортсмена играет важнейшую роль в современной системе спортивной тренировки, во многом обеспечивая решение задач спортивно-технической, тактической и психологической подготовки (В. П. Филин, 1974). Высокий уровень физической подготовленности является основой совершенствования спортивного мастерства на любом этапе многолетней подготовки от новичка, до спортсмена экстра-класса (В.В. Кузнецов). При этом важное значение для достижения высокого спортивного результата имеет сочетание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) в соответствии с особенностями вида спорта (В.М. Дьячков, 1961).
Изучение особенностей развития физических качеств в возрастном аспекте, несомненно, имеет важное значение, т.к. в юношеском возрасте закладывается фундамент спортивного мастерства и формируются основные двигательные способности.
Различные аспекты подготовки юных спортсменов и воспитания физических качеств широко раскрыты в трудах В.П. Филина (1974), В.П. Филина, Н.А. Фомина (1980; 1986), В.М. Волкова, В.П. Филина (1983), М.Я. Набатниковой (1982).
Таким образом можно заключить, что . общепринятой является необходимость в процессе всесторонней подготовки спортсменов отводить значительное место физической подготовке, которая направлена на воспитание и совершенствование требуемых для спортивной деятельности двигательных качеств и способностей.