Итоговый контроль по дисциплине

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и назначение курса «История социальной педагогики». Связь с другими дисциплинами.
2. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
3. Воспитание у восточных славян.
4. Зарождение гуманистической традиции в воспитательной практике и общественно- педагогической мысли в Древней Греции.
5. Спартанская и афинская система воспитания в Древней Греции.
6. Воспитание в Древнем Риме.
7. Антропологические воззрения христианского средневековья. Гуманистические идеи ученых-монахов.
8. Рыцарское воспитание в эпоху средневековья.
9. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения.
10. Воспитание в славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (XX-VII вв.).
11.   Социально-педагогические письменные памятники «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и т.д.
12. Гуманистические традиции в педагогических системах Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
13. «Отец сирот», гуманист И.Г. Песталоци.
14. Гуманизм педагогических воззрений И.Ф. Гербарта.
15. Проекты общественного воспитания И.И. Бецкого в России.
16. Воспитательные дома при Екатерине II.
17. Социальная педагогика, свободное воспитание в странах Западной Европы в XIX.
18. Социальная педагогика П. Наторпа.
19. Ведомство императрицы в России. Воспитательные и сиротские дома, приюты.
20. Семейное воспитание в России. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта.
21. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
22. Демократ и гуманист Я. Корчак.
23. Идеи социального воспитания С. Френе.
24. Идеи одного из основателей социальной педагогики в России В.В. Зеньковского.
25. Социально-педагогическое наследие В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной.
26. Творческое наследие П.П. Блонского
27. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.
28. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.
29. Теория и практика социального воспитания в России после Октября 1917 г.
30. Разработка советскими педагогами проблем цели, содержания и методов воспитания С.Т. Шацкий и В.М. Сорока-Росинский.
31. Педагогическое мастерство А.С. Макаренко.
32. Возрождение социальной педагогики во второй половине XX века.
33. Современная учебно-методическая литература по истории и теории социальной педагогики.
34. Современный опыт социального воспитания в России, за рубежом.

Примерные темы рефератов

1. Воспитание в условиях древней цивилизации.
2. Роль церкви в воспитании в раннехристианский период
3. Идеи нравственного воспитания в наследии педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.
4. Периодизация детства в педагогической системе Я.А. Каменского
5. Методы физического, нравственного и умственного воспитания в концепции Дж. Локка.
6. Методика воспитания привычек в книге Д. Локка «Мысли о воспитании».
7. Факторы формирования и развития личности философских трактатах К.А. Гельвеция и Д. Дидро.
8. Метод естественных последствий в наследии Ж.-Ж. Руссо.
9. Идеи гармонического развития личности в педагогической теории И.Г. Песталоци.
10. Теория общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля.
11. Воспитательный потенциал представителей философской педагогики (В.Ф. Гегель, Ф.В.Шеллинг, И.Г. Фихте).
12. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции И.Ф. Гербарта.
13. Вопросы воспитания в социальных учениях (Р. Оуэн, С.Симон, Ш. Фурье).
14. Идеи свободного воспитания М. Монтессори.
15. Основные идеи педологии.
16. Идеи социального воспитания в теории и практики Я. Корчака.
17. Традиции семейного воспитания в народной педагогике.
18. Крещение Руси и преобразование воспитания.
19. Идеи воспитания в памятниках древнерусской литературы (летописи, Поучения, Изборники, Хроники, Русская правда).
20. Идеи воспитания в педагогической литературе XVI в XVII в. («Домострой» и «Гражданство обычаев детских»).
21. Государственное призрение детей в XVIII в.
22. Идеал человека, задачи, содержание и методы воспитания в наследии Н.И. Новикова.
23. Задачи и содержание национального воспитания в педагогическом наследии К.Д. Ушинского
24. Вопросы семейного воспитания в педагогической публицистике Л.Н. Толстого
25. Основы семейного воспитания в произведениях П.Ф. Лесгафта.
26. Педагогическая журналистика в России второй половины XIX века о вопросах воспитания детей.
27. Идеи семейного воспитания в наследии П.Ф. Каптерева.
28. К.Н. Вентцель и его «Идеальный детский сад».
29. Развитие идей внешкольного воспитания в работах отечественных педагогов 20-х-30-х годов XX в.
30. Взгляды Н.К. Крупской по вопросам целей, задач, содержание и методов воспитания детей.
31. Вопросы семейного воспитания в «Книге для родителей» А.С. Макаренко.
32. Воспитание гражданина в наследии В.А. Сухомлинского.
33. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
34. Разработка теории физического воспитания в наледи П.Ф. Лесгафта.
35. Я.А. Коменский о системе воспитания детей.
36. Игра как фактор воспитания детей в теории и практике А.С. Макаренко.
37. Природа как фактор воспитания детей в «Школе радости» В.А. Сухомлинского.
38. Идеи «педагогизации среды» в наследии В.Н. Шульгина
39. Основы социального воспитания в наследии М.В. Крупениной.
40. Социально-педагогические взгляды В.Н. Сороки-Росинского.

Рекомендуемая литература

Основная:

Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XVI –XVII вв. – М., 1985.

Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – М., 1989.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – М., 1990.

Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной работы. – М., 2006.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – Т. 1,2. – М., 1997.

История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 2009.

Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: с др. времен до конца XVII в. – М., 1978; XVII в. – перв. пол. XIX – М., 1978; вторая половина XIX в. – нач. XX в. – М., 1987; 1917 – 1941; 1941 – 1961; 1961 – 1985. – М.

Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 1,2. – М., 1993; 1999.

Дополнительная:

Архиепископ Амвросий (Ключкарев). Слово об открытии приюта для попечения о детях преступников, отправляемых в ссылку // О семейном счастии и христианском воспитании. – М., 1997. – С. 85 – 94.

Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. – Кострома, 1999.

Беляев В.И., Мардахаев Л.В. и др. История социальной педагогики. – М., 2006. – Ч. 1,2.

Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. – М., 1993.

Благотворительные организации социальной направленности / Сост. А.Б. Белинская. – М., 1998.

Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М., 1993.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л.В. Бадя. – М., 1994.

Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Избр. пед. соч. – М., 1982.

Клементович И.П. Теория и история социальной педагогики. – М., 1998.

Малинин Г.А., Фрадкин А.А. Воспитательная система Шацкого. – М., 1993.

Наторп П. Социальная педагогика. – Спб. – 1911.

Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. – М., 1994.

Нищеретный П.И. Исторические корни традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.

Отечественная социальная педагогика: Хрестомантия /Сост. и авт. Предисловия Л.В. Мардахаев. – М., 2003.

Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М., 2003.

Ромм Т.А. История социальной педагогики. – Ростов н/Д., 2010.

Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. – Новосибирск, 2007.

Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. – Екатеринбург, 1995.

Фрадкин А.А., Плахова М.Г., Осовский Е.Г., Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

Наши рекомендации