Этапы реализации Программы
ПОЛОЖЕНИЕ
О региональной программе
Ленинградской области
«Ученическое самоуправление»
2016 г.
Региональная программа Ленинградской области «Ученическое самоуправление» (Далее – Программа) разработана с учетом особенностей Всероссийской программы «Ученическое самоуправление», которая реализуется Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» совместно с общероссийским общественным движением «Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа реализуется комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр «Ладога» совместно
с межрегиональной общественной организации Российского Союза молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ленинградским отделением общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Актуальность Программы
В условиях, когда определенные проблемы образовательных организаций невозможно решить без активного участия самих школьников, школам приходится искать новые подходы к организации учебного процесса, внося серьезные коррективы в регламенты отношений педагогов, обучающихся, родителей и местной общественности.
Вот почему последние годы особое место в нормативно-правовой базе любой образовательной организации отводится государственно-общественному управлению, и в том числе школьному ученическому самоуправлению, как неотъемлемой его части.
В большинстве общеобразовательных организаций успешно действуют органы школьного ученического самоуправления, представлены различные модели самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». На первом плане в приоритетах государства стоит задача воспитания подрастающего поколения.
Стратегия воспитания и развития личности в современных условиях должна быть направлена на цели развития Российской Федерации, в которой человек должен быть представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность.
Сегодня социализация детей и молодежи должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Необходимым условием для этого является развитие личности: развитие его социальных компетенций; развитие навыков поведения
в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; гражданской позиции. А эти условия создает система ученического самоуправления, которая моделирует систему самоорганизации ребенка, активизирует
его лидерские способности с целью активного построения своей собственной жизни
в современном обществе.
В соответствии со статьей 3 Закона об образовании основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются:
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие
его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.
Выполнение данных принципов невозможно без четко выстроенной системы самоуправления в общеобразовательной организации, в которую должны быть вовлечены в равной мере обучающиеся, педагоги и родители.
Развитию школьного самоуправления уделяется немало внимания со стороны всех заинтересованных сторон, в том числе со стороны государства на всех уровнях. В Ленинградской области накоплен большой опыт организации ученического самоуправления в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства образовательных организаций.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, понимая приоритетность данного направления, поддерживает развитие школьного ученического самоуправления через ряд проектов и программ. В рамках реализации мероприятий Подпрограммы «Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования детей в Ленинградской области» Государственной программы Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» проводятся обучающие семинары для социально-активных детей и подростков, лидеров ученического самоуправления.
На областном уровне оценкой и трансляцией лучших педагогических практик по данному направлению в том числе занимается ГБУ ДО «Центр «Ладога», организуя и проводя региональные конкурсы по ученическому самоуправлению, обеспечивая в дальнейшем участие команд школьников Ленинградской области во всероссийских соревнованиях.
Но деятельность по данному направлению будем рассматривать, как целый комплекс мероприятий, направленных на достижение практического результата.
Необходимо рассматривать работу органа ученического самоуправления не как организация и проведение творческих мероприятий, а как основу воспитательной системы, охватывающей все субъекты образовательного процесса. Для создания и работы в такой системе и молодому человеку, и педагогу необходимо изучать передовой опыт, обладать определенным набором знаний и навыков, которые и призвана аккумулировать и транслировать Программа.
Цели и задачи Программы
2.1. Цель: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для реализации права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией, развитие социальной одаренности и социальной активности детей.
2.2. Задачи:
- привлечение внимания государства и общества к вопросам развития ученического самоуправления;
- выявление и распространение лучших методик по работе с органами ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Ленинградской области;
- повышение уровня профессионального мастерства администрации
и педагогического состава общеобразовательных организаций в работе с органами ученического самоуправления;
- развитие личности молодого человека, формирование у него навыков общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни;
- формирование позитивного общественного мнения о лидерах органов ученического самоуправления в педагогическом сообществе и среди молодежи.
Участники Программы
В мероприятиях Программы принимают участие обучающиеся общеобразовательных организаций в возрасте до 18 лет, специалисты, занимающиеся развитием ученического самоуправления, руководители, заместители руководителей, педагоги общеобразовательных организаций, представители родительских комитетов общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования.
Управление Программой
4.1. В целях осуществления методического и технического обеспечения проведения мероприятий Программы на региональном уровне создается организационный комитет (далее – Оргкомитет), который формируется из представителей учредителей Программы.
4.2. Организаторами Программы на региональном уровне являются Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Ладога», межрегиональная общественная организация Российского Союза молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ленинградское отделение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Этапы реализации Программы
Программа реализуется в 4 этапа (ноябрь 2016 года – апрель 2017 года).
I этап – подготовительно-информационный (декабрь 2016 года).
В рамках данного этапа происходит:
- рассылка информационных писем и Положения о программе в органы исполнительной власти муниципальных образований Ленинградской области, осуществляющие управление в сфере образования, региональные отделения РДШ;
- проведение семинаров, посвященных реализации Программы. В рамках семинаров будут даны технологии и рекомендации по проведению регионального этапа Программы. К участию в семинарах приглашаются представители пилотных школ РДШ, специалисты по развитию ученического самоуправления, педагоги общеобразовательных организаций, курирующие деятельность ученического самоуправления;
II этап - региональный этап Программы (декабрь 2016 года – март 2017 года).
Целями регионального этапа Программы являются:
организация системной работы по развитию ученического самоуправления;
системная подготовка актива органов ученического самоуправления образовательных организаций;
системная подготовка педагогов, в компетенцию которых входит сопровождение деятельности органов ученического самоуправления;
создание площадок для обмена передовым опытом по развитию ученического самоуправления;
выявление лучшего ученического совета региона для участия в федеральном этапе Программы.
Не позднее 5 марта 2017 г. отчет о проведении регионального этапа Программы (приложение 1) и конкурсная документация победителя регионального этапа Программы в соответствии с пунктом 5.3. настоящего Положения будут направлены для участия в федеральном заочном этапе.
Ход реализации регионального этапа Программы:
- сбор заявок участников. Ученические советы общеобразовательных организаций, изъявивших желание участвовать в Программе, до 10 декабря 2016 г. присылают заявку на участие в региональный оргкомитет Программы по адресу: [email protected]
- После одобрения заявок все участники вступают в официальную группу в социальной сети «В контакте» Программы РСМ «Ученическое самоуправление» https://vk.com/lider_usu_rsm и в группу регионального этапа Программы «Ученическое самоуправление Ленинградской области» https://vk.com/club132673647;
- проведение обучающих семинаров для активов школьного самоуправления;
- проведение семинаров для специалистов и педагогов образовательных организаций с целью системной подготовки актива органов ученического самоуправления и педагогов, в компетенцию которых входит сопровождение деятельности органов ученического самоуправления;
- проведение выборов в органы ученического самоуправления. (см. Типовое положение о проведение выборов в органы ученического самоуправления).
- проведение Областного конкурса ученических советов (приложение 2).
Областной конкурс ученических советов «Я – за ученическое самоуправление» проводится с целью обучения участников технологиям, необходимым для эффективной работы органов ученического самоуправления, и выявления лучшего ученического совета Ленинградской области для участия в федеральном заочном этапе.
III этап – федеральный заочный этап (март 2017 года)
На данном этапе определяются участники финального мероприятия Программы, в котором принимают участие ученические советы – победители региональных этапов.
Для участия в федеральном заочном этапе, победителям регионального этапа необходимо подготовить конкурсную документацию, содержащую:
титульный лист – юридическое название общеобразовательной организации, адрес, телефон, адрес электронной почты общеобразовательной организации, Ф.И.О. автора, общественное поручение/должность;
содержание;
положение об органе ученического самоуправления (далее – ОУСУ);
список членов ОУСУ;
протокол выборов в ОУСУ;
резюме лидера ОУСУ.
модель ОУСУ, описание модели ОУСУ, календарный план работы
на 2016-2017 годы с отметкой об исполнении;
корпоративный кодекс ОУСУ;
ресурсы ОУСУ;
информационное сопровождение деятельности ОУСУ. Копии статей в печатных СМИ, скрин-копии статей в сети Интернет, информационные ресурсы в сети Интернет;
перечень партнеров ОУСУ. Письма поддержки, краткое описание совместных проектов;
план работы с потенциальными членами ОУСУ на 2017-2018 учебный год.
Требования к конкурсной документации:
Конкурсная документация должна быть оформлена в едином файле. Формат страницы – А4, правое поле – 3 см, левое, нижнее и верхнее поля – 2 см, шрифт – Times New Roman, размер – 12-14 кегель, межстрочный интервал – 1,15. Формат *doc или *pdf.
Итоги федерального заочного этапа и список финалистов Программы публикуется на сайте РСМ www.ruy.ru не позднее 24 марта 2017 года.
IV этап – финальное мероприятие Программы (апрель 2017 года).
Во время финального мероприятия происходит подведение итогов Программы, проводятся конкурсный отбор лучших ученических советов общеобразовательных организаций России и награждение победителей Программы.
Место и точные сроки проведения, а также конкурсные задания финального мероприятия определяются дополнительно и будут размещены на сайте РСМ в срок
до 24 марта 2017 года.
Ожидаемые результаты
Количественные:
в мероприятиях Программы должны принять участие 50-60 образовательных организаций Ленинградской области (не мене 3 организаций от каждого муниципального образования);
издание методических материалов по созданию и развитию органов ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Ленинградской области;
Качественные:
выявление и распространение лучших методик по работе с органами ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Ленинградской области;
повышение уровня компетентности администрации и педагогического состава общеобразовательных организаций в работе с органами ученического самоуправления;
формирование позитивного общественного мнения о лидерах органов ученического самоуправления в педагогическом сообществе и среди молодежи;
привлечение внимания государства и общества к вопросам развития ученического самоуправления;
подготовка кадров для работы с активом учащейся молодежи по развитию ученического самоуправления;
популяризация деятельности РСМ в среде учащейся молодежи в региональных органах власти;
популяризация ученического самоуправления в Ленинградской области.