Тема 1. Антропология в системе знаний о человеке
1. Антропология, как одна из областей изучения человека. Ее значение и практическое применение.
Антропология -наука о происхождении эволюции человека и человеческих рас. Как самостоятельная наукасформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфологиячеловека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. усиленноразвивается комплекс дисциплин, объединенных под названием ""биологиячеловека"" (изучение физиологических, биохимических и генетическихфакторов, влияющих на вариации строения и развития человеческогоорганизма). Основная задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей к социальным.
Антропология занимает особое место в системе наук. Под антропологией понимают целый комплекс наук, нацеленных на изучение человека с разных сторон. Такой междисциплинарный подход позволяет выявить закономерности, которые остаются скрытыми при изучении человека только с одной точки зрения. В этом – основная ценность, основное значение антропологического подхода к изучению человека и общества.
^ Принято разграничивать:
археологию (ископаемые останки)
этнографию (культуру и быт народов)
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.
2. Сферы антропологического знания, разделы антропологии.
- Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
- Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
- Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
- Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
- Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других[5].
3.Общая характеристика разных разделов антропологии
- Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
- Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
- Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
- Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
- Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других[5].
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
4. Разделы общей антропологии
Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Морфологияизучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:
·
в связи с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно
·
в связи с явлениями полового диморфизма
·
под влиянием различных условий жизни и труда.
Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.
Главная проблема в разделе морфологии — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования.
Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.
В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.
Раздел антропогенеза включает:
1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян,
2) эволюционную анатомию человека,
3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.
Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология.
Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:
·
причины и историю расообразования
·
классификацию расовых типов
·
распространение их по территории Земли
·
закономерности изменений расовых типов
5. Теория структурной антропологии К. Леви-Стросса.
Антропология Структурная
- социологич. ответвление филос. антропологии, наиболее полно разработанное К. Леви-Строссом на основе исследования первобытной культуры. Испытав влияние франц. социологии, традиции Э. Дюркгейма и англо-амер. школы культурной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), Леви-Стросс сумел оторваться от эмпиризма этнографии (или, как пишут на Западе, этнологии, культуротропологии) и превратить ее в строгую, методологически отточенную науку. А.с. Леви-Стросса основывается на использовании самых современных достижений точных наук – информатики, физики, математич. логики, структурной лингвистики. Основным структурирующим фактором соц. реальности А.с. признает т.наз. “коллективное бессознательное” – категорию, противостоящую субъективистским социологич. концепциям. Если “подсознательное” , по Леви-Строссу, сугубо индивидуально и бесконечно разнообразно, то “бессознательное”, обусловленное, в конечном счете общечеловеческой спецификой деятельности коры головного мозга, выступает в роли объективного начала, независимого от чувств, мыслей и намерений индивидов, составляющих любое, а не только первобытное об-во. В дальнейшем поле исследований существенно расширяется. От культуры примитивных об-в, представлявшей наиболее благоприятный материал для изучения соц. феноменов в статике, Леви-Стросс начинает выходить в сферу современной культуры. От языка как самой совершенной модели человеческих взаимоотношений (А.с. определяет их как отношения “символического обмена” ) Леви-Стросс переходит к более общим гуманитарным областям, в частности принимая теперь как адекватную форму постижения природно-соц. всеобщности искусство, и прежде всего “самый совершенный” вид искусства – музыку. С.М. Митина
В противоположность англо-амер. антропологам-эмпирикам, Леви-Строс предлагает изучать не столько факты, сколько соотношения между фактами — структуры; в противоположность исследователям «дологического мышления» (Л. Леви-Брюль) Леви-Строс утверждает, что первобытные народы обладают развитым логическим мышлением, что «цивилизованное» и «примитивное» мышление разнятся не качеством мысли, а ее предметами. Эта специфика подхода побуждает к построению новой дисциплины — структурной антропологии.