В группе общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни
Образовательная область | Образовательная деятельность | Объём недельной образовательной нагрузки / время | Объём образовательной нагрузки в год / время |
Познавательное развитие | РЭМП / конструирование (в чередовании) | 1 в неделю/ 15 минут | 36/9 |
Формирование целостной картины мира (ФЦКМ) | 1 в неделю/ 15 минут | 36/9 | |
Речевое развитие | Речевое развитие | 1 в неделю/ 15 минут | 36/9 |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка/аппликация/ конструирование из бумаги (в чередовании) | 1 в неделю/ 15 минут | 36/9 |
Рисование | 1 в неделю/ 15 минут | 36/9 | |
Музыка | 2 в неделю/ 15 минут | 72/18 | |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 в неделю/ 45 минут | 108/27 |
Итого | 10 в неделю / 2 часа 50 минут | 360/90 |
Сетка непосредственно-образовательной деятельности (занятий)
При организации режима пребывания детей в МАДОУ учитывается оптимальное распределение непосредственно образовательной деятельности (НОД) в течение дня и недели, которое проводится на основе сетки. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки строго регламентировано, согласно требований СанПиН 2.4.1.3049-13 (раздел XI, Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса).
Дни недели | Время | НОД | |
Понедельник | I п.д. | 9.00-9.15 (1 п.г.) | ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
09.25-09.40 (2 п.г.) | |||
II п.д. | 15.50-16.05 | МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Вторник | I п.д. | 9.00-9.15 (1 п.г.) | КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
9.25-9.40 (2 п.г.) | |||
10.35- 10.50 | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Ф) | ||
II п.д. | 15.30-15.45 (1.п.г) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Лепка/аппликация | |
15.55-16.10 (2 п.г.) | |||
Среда | I п.д. | 9.00-9.15 (1п.г.) | КОНСТРУИРОВАНИЕ Конструктор, строит.мат./ из бумаги |
9.25-9.40 (2 п.г.) | |||
II п.д. | 15.30-15.45 (1п.г.) | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
15.55-16.10 (2п.г.) | |||
Четверг | I п.д. | 9.00-9.15 | МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
II п.д. | |||
Пятница | I п.д. | 09.00-09.15 (1.п.г) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Рисование |
09.25- 09.40 (2 п.г.) | |||
10.20-10.35 | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (И) | ||
II п.д. |
Режим дня
Одно из ведущих мест принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
· Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей.
· Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
· Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
· Формирование культурно-гигиенических навыков.
· Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
· Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
· Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Образовательная деятельность МБДОУ ДСКВ организуется с учетом психологических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста. В первую очередь в МБДОУ ДСКВ создан соответствующий режим дня для воспитанников.
Расписание организации жизнедеятельности детей комфортно и направлено на обеспечение гигиены нервной системы ребенка и высвобождение максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.
Время, необходимое для реализации программы, составляет 100% от общего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием.
Расписание организации жизнедеятельности является гибким элементом образовательной детальности МБДОУ ДСКВ имеет различные вариации.
- Свободное распределение деятельности детей воспитателем в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям образовательного материала. Эта вариация составляется самим воспитателем, который согласовывает с администрацией, в котором учтены длительность прогулки в течение дня, расписание непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель самостоятельно определяет, какие формы организации детей, виды деятельности необходимы ему для решения той или иной образовательной задачи. Он обязан продумать стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности. В связи с этим разработана модель организации образовательной деятельности на день. В режиме организации жизнедеятельности учтено время для оптимальной организации двигательного режима детей профилактических мероприятий, направленных на профилактику переутомления воспитанников и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т.п.).
- Организация жизни детей в дни карантинов, во время других неблагоприятных периодов (морозы, затяжные дожди, и т.п.). Большое значение он имеет не только в дни карантинов, но и в период эпидемии гриппа.
Режим организации жизнедеятельности воспитанников во время карантина разрабатывается совместно с медицинским персоналом образовательного учреждения при участии заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и предлагается воспитателю вместе с режимом противоэпидемических мероприятий.
Во время эпидемии гриппа соблюдается общий режим для всего образовательного учреждения, прежде всего, сокращается время пребывания детей в помещении, ограничиваются контакты. Вся деятельность по возможности протекает на свежем воздухе.
В режиме учтено время для осмотра детей и проведения специальных профилактических мероприятий.
Организация жизни детей в определенные временные периоды (каникулы), способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению переутомляемости. Проводятся в первую неделю января.
Другим значимым моментом ежедневной организации жизни и деятельности детей являются оздоровительные и закаливающие мероприятия, включающие как неспецифическую профилактику, так и общеоздоровительные мероприятия, специальные закаливающие процедуры и элементы закаливания в повседневной жизни. При выборе средств и способов закаливания учитываются условия, состояние здоровья и подготовленность каждого ребенка (Система закаливающих мероприятий.)
Образовательный процесс с детьми всех возрастных групп включает время, отведенное на:
· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
· самостоятельную деятельность;
· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, организуется педагогами в различных формах:
· непосредственно образовательная деятельность, именуемая нами как специально-организованная деятельность (занятия) - (интеграция с другими образовательными областями, комплексная, по подгруппам, фронтальная);
· индивидуальная работа с детьми;
· проектная деятельность;
· образовательные маршруты – наблюдение, экскурсии, целевые прогулки;
· подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и другие виды физической активности в физкультурном зале, групповом помещении и на воздухе;
· чтение художественной, природоведческой и энциклопедической литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть;
· беседы, рассматривание альбомов и картин;
· развивающие и дидактические игры, игры-ситуации, проблемно-игровые ситуации, отгадывание загадок и др.;
· посещение театров, библиотек, музеев, выставок и пр.;
· сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
· традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры, игры-драматизации;
· рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование;
· наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, экспериментирование;
· пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, произношение чистоговорок, физминутки, минутки безопасности;
· инструктирование детей по мерам личной безопасности при различных видах деятельности;
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности в подгруппах численностью 10 – 12 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Успешное выполнение программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям.
Вся специально-организованная деятельность педагога с детьми, проводимая в образовательном учреждении, регламентирована учебным планом.
Распределение образовательного содержания в процессе учебного года, особенности организации образовательной деятельности по каждому разделу (дисциплине) реализуемых программ, периодичность и формы проведения мониторинговых мероприятий, методы и формы организации педагогического процесса, тематическое планирование каждой возрастной группы отражено в рабочих программах воспитателей и специалистов
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов направленных на решение образовательных задач предполагает следующие формы:
· утренний прием детей;
· умывание;
· одевание и раздевание детей;
· прием пищи;
· укладывание на дневной сон;
· закаливание после дневного сна;
· проведение профилактических мероприятий;
· уход детей домой.
Организация сна детей
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну. При организации сна учитываются следующие правила:
· В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
· Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
· Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
· Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
· Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели
Организация питания детей
Организация питания детей в МАДОУ осуществляется в установленные часы приема пищи по составленному графику. В детском саду установлено пятиразовое питание с промежутками между приемами пищи в 3-4 часа. Десятидневное цикличное меню, разработанное Новосибирским институтом питания, обеспечивает детям полноценное, сбалансированное, взвешенное питание. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на старшую медицинскую сестру МБДОУ ДСКВ.
В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:
· мыть руки перед едой;
· класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;
· рот и руки вытирать бумажной салфеткой;после окончания еды полоскать рот.
Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками, салфетками.