Воспитательные мероприятия | |
Система коррекционной работы с заикающимися по периодам
Этапность логопедической работы с заикающимися
№ п\п | Факторы | Последовательность работы |
| В зависимости от степени самостоятельности речи | 1. сопряженная речь 2. отраженная речь 3. вопросно-ответная форма речи 4. пересказ 5. рассказ 6. спонтанная речь |
| В зависимости от степени подготовленности речи | 1. заученный текст 2. отрепетированный вслух текст 3. мысленно продуманный текст 4. незнакомый текст, экспромпт |
| В зависимости от сложности речевой структуры | 1. слог 2. слово 3. простая фраза 4. распространенная фраза |
| В зависимости от уровня громкости речи | 1. беззвучное произнесение 2. произнесение шепотом 3. произнесение тихим голосом 4. произнесение громким голосом 5. произнесение голосом обычной громкости |
| В зависимости от степени плавности и ритмичности речи | 1. пение 2. пение с движением 3. ритмизированная речь (стихи, проза) без движений 4. опора на согласные звуки 5. разнометрическая речь |
| В зависимости от общественного окружения общения | 1. в одиночестве 2. с близкими и друзьями 3. с педагогами 4. с малознакомыми людьми 5. с незнакомыми людьми |
| В зависимости от обстановки общения | 1. тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке 2. тренировка речи в малознакомой обстановке 3. тренировка правильной речи в незнакомой обстановке |
Структура логопедического занятия с заикающимися
Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися
Аппарат Деражне | | Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи |
Аппараты «Эхо», АИР | | Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха |
Аппарат Раздольского | | Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны |
Компьютерная программа «Видимая речь | | Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др. |
Методики логопедических занятий с заикающимися
№ | Методика, автор | Контингент обучающихся | Сущность методики |
| Н.А. Власова, Е.Ф. Рау | Дети дошкольного возраста | Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося |
| Н.А. Чевелева | Дети дошкольного и младшего школьного возраста | Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной |
| С.А. Миронова | Дети дошкольного возраста | Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы |
| Селиверстов В.И. | Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях | Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися |
| Г.А. Волкова | Дети дошкольного возраста | Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду |
| И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская | Дети дошкольного возраста | Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия |
| А.В. Ястребова | Дети младшего школьного (1-4 кл) | Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку |
| Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского | Подростки и взрослые заикающиеся | Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию. |
| В.М. Шкловский | Подростки и взрослые заикающиеся | Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении. |
| И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова | Подростки и взрослые заикающиеся | Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз) |
| Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др. | Взрослые заикающиеся | Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие |
| | | | |
Эффективность преодоления заикания
№ | Условие | Данные об эффективности логопедической работы |
| Учет этиологии заикания | Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова) |
| Учет возрастного фактора | У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова) |
| Учет сроков логопедической работы | Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков) |
| Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий | Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики |
| Учет природы заикания | При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной. |
| Учет симптоматики заикания | Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации) |
| Учет длительности комплексной работы | Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся |
| Значение личности педагога | |
| Учет микросоциального окружения | Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия |
| Учет отношения заикающегося к занятиям | Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь |
| Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе | Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи |
| Учет вида деятельности | |
| Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР | Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании |
| Учет полноты обследования заикающегося | |
| Использование ТСО | Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия |
| Учет типа специализированного учреждения | В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях |
Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста
(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова)
А Л А Л И Я
Классификация алалии
Данные о распространенности алалии[6]
У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек | |
Алалия как системное недоразвитие речи
Фонетико-фонематическая сторона речи | |
Лексико-грамматический строй речи | |
Концепции объяснения механизма алалии
| |
| СЕНСОМОТОРНЫЕ: речевое недоразвитие при алалии связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апрксией) | |
|
| ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности | |
|
| ЯЗЫКОВАЯ:недоразвитие речи связано с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний | |