Методическая тема занятия: логопедическая игротека.
Гаврилова М. В., МБОУ СОШ №105, учитель-логопед
Логопедическое занятие по развитию речи
Для детей с ограниченными возможностями здоровья 2 класса «Встреча зимы».
Пояснительная записка.
Методическая тема занятия: логопедическая игротека.
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые общей лексической темой «Зима».
Цель использования игровых технологий:повышать активность детей на логопедическом занятии, использовать навыки чтения для практической деятельности в ходе занятия.
Аудитория: 2-3 класс общеобразовательной школы.
Место занятия в коррекционной программе: проводится в середине второй четверти как занятие по развитию речи.
Используемые технологии:
Игровые;
здоровьесберегающие.
Оборудование: линейка с кругами, листы белой бумаги по количеству участников, картон, кроссворд, белое поле, простые карандаши, приз (конфеты по числу участников).
Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:
расширение активного словаря;
развитие мышления, памяти, внимания;
применение навыков чтения в практической деятельности.
развитие учебной мотивации.
Использованная литература: Толковый словарь Ожегова. М.: Оникс-Лит,2012.-1376 с.
Данный конспект разработан и апробирован как открытое логопедическое занятие по развитию речи в декабре 2015 года.
Занятие способствовало развитию толерантности, поскольку в нём участвовали: один ребёнок с общим недоразвитием речи (2 общеобразовательный класс), два ребёнка с задержкой психического развития (2 общеобразовательный класс, обучение в условиях интеграции). Оно мотивировало участников действовать в команде, развивало логическое мышление. Занятие учитывало сильные стороны каждого из участников (ребёнок с общим недоразвитием речи хорошо дешифрует текст, дети с задержкой психического развития могут помочь ему исправлять предложения).Занятие было рассчитано на 40 минут, представляло собой переработанную игру «Пакет». Для развития навыков чтения и умения воспринимать информацию в письменном виде все задания для поиска приза были представлены записками. Высокая утомляемость обучаемых с задержкой психического развития требовала быстрой смены заданий. Каждое задание было рассчитано на взаимодействие всех участников, а не на укрепление соревновательных мотивов, поэтому все чувствовали себя в равной степени ответственными за исход занятия (находку приза) и не ссорились. Цель занятия была достигнута, все дети активно участвовали в занятии, помогая друг другу в сложных ситуациях и пришли к цели - нашли спрятанные в шкафу конфеты.
Конспект логопедического занятия по развитию речи (2 класс).
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать смысл обучения и понимать личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: уметь адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Познавательные: уметь осознанно читать, выбирая нужную информацию и отбрасывая лишнюю.
Коммуникативные: уметь сотрудничать с другими участниками занятия в поиске необходимой информации.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент | Здравствуйте! Наша сегодняшняя игра посвящена встрече любимой зимы. Итак, мы начинаем! | Дети готовятся к началу игры- подходят к столу за заданиями. |
2. Основная часть | Выпал глубокий снег. 1.Чтобы не провалиться в сугроб по дороге в школу, надо идти по следам человека (ребёнка), который прокладывает дорогу, след в след (на полу лежат картонки, изображающие дорогу). При этом внимательно оглядываем кабинет в поисках нового красивого предмета, в котором спрятано что-то интересное. (В пакете записка- " Исправьте предложения".На одном листке-6 предложений типа "Кукла купает Машу") Исправили предложения? Учитель выдаёт записку-"Следующее задание спрятано в стуле"). 2.Решаем кроссворд с "зимними" словами-снег, горка и т.д.("Следующую записку ищите на окне"). 3.Текст записки: "Белое поле засейте словами"(Тренировка навыков очерёдности выполнения задания, "зимние" слова на цветной бумаге читают и кладут на белый лист.) 4. Игра «Снежки- первая в этом сезоне». (записка на столе под стеклом и таблица результатов). 5. Составляем из кубиков слова снег, снеговик, снежинка. Как поставить их вертикально? 6.А теперь игра-"Снеговики". Рисуем снеговиков по линейке и придумываем им "биографию". Нарисовали? 7. Учитель вручает записку на снеговиковом языке. 8. "Приз!" (конфеты, спрятанные в шкафу). | 1.Дети исправляют предложения. 2.Дети решают кроссворд. из цветной бумаги трех различных цветов -по числу участников, на них напечатаны слова) на игровое поле. Дети играют в снежки (закидывают в пластмассовое ведро по очереди комки бумаги и 3.Дети учатся работать в сотрудничестве, решают задачи по анализу и синтезу слова. 4.Дети кидают в цель снежки из бумаги и заполняют таблицу результатов. 5.Дети складывают из кубиков слова, а потом пытаются переставить их так, чтобы слово читалось по вертикали. 6.Дети рисуют снеговиков по линейке с кружочками и сочиняют им " биографию"(кто сделал, из каких материалов, где поставил и прочее) Дети расшифровывают записку из геометрических знаков, каждый из которых соответствует букве. 7.Дети отгадывают записку от снеговиков и ищут приз. |
3. Заключительная часть | - Что мы делали? - Как вы сегодня работали? Оцените работу. Занятие окончено.Всем спасибо за участие! | Мы играли, думали. |
Приложение.
1 попытка | 2 попытка | 3 попытка | 4 попытка | 5 попытка | Итог | |
М. И. | ||||||
М.О. | ||||||
Л. А. |
Записка на снеговиковом языке:
И-
Щ-
В-
Ш-
К-
А-
Ф-
У-
С-
О-
Т-
Е-
Л-
Я-
Н-
Ы-
М-
Д-
Р-
Ж-
Й-
П-