Нормы времени для определения педагогической нагрузки
№ | Виды работы | Объем работы | Нормы времени | |||||||
Учебная работа | ||||||||||
Лекции | Один лекционный поток | В соответствии с учебным планом | ||||||||
Практические занятия | На одну учебную группу | В соответствии с учебным планом | ||||||||
Групповые - консультации | До 5% на одну учебную группу | От общего числа лекционных часов | ||||||||
Индивидуальные консультации | 0,25 часа на одного студента | В соответствии с перечнем дисциплин учебного плана | ||||||||
Зачет | 0,25 часа на одного студента | В соответствии с учебным планом | ||||||||
Руководство аспирантами | 50 часов в год на одного аспиранта | Допускается: для профессора, доктора наук — 5 аспирантов; кандидат наук — 3 аспиранта | ||||||||
Руководство соискателями | 25 часов в год на одного соискателя | |||||||||
Руководство кафедрой | Штатному заведующему: 40—60 часов в год | |||||||||
Методическая работа | ||||||||||
Подготовка к лекциям | На 1 час лекций один раз в год | По новым материалам — до 3 часов; по ранее читавшимся — до 1 часа | ||||||||
Подготовка к практи-ческим занятиям | На 1 час занятий один раз в год | По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа | ||||||||
Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготовка их к изданию | На 1 двухчасовую лекцию | До 70 часов | ||||||||
Переработка лекций и подготовка их к изданию | На 1 двухчасовую лекцию | Не более 50% от нормы времени на ее разработку | ||||||||
Разработка методических указаний | На один авторский лист | До 40 часов | ||||||||
Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов | На каждое 2-часовое занятие | До 12 часов на материалы, издаваемые впервые; и до 6 часов при переиздании | ||||||||
Разработка учебных программ по вновь вводимым видам и подготовка их к изданию | На 100 часов учебной дисциплины | До 50 часов | ||||||||
Переработка учебных программ и подготовка их к изданию | На 100 часов учебной дисциплины | Не более 20 часов | ||||||||
Разработка учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов) | На одного преподавателя в год | Учитываются фактические затраты времени | ||||||||
Участие в работе предметно-методических комиссий | На одного участника в год | Учитываются фактические затраты времени | ||||||||
Научно-исследовательская работа | ||||||||||
Разработка и подготовка к изданию учебников | На один авторский лист | До 90 часов на учебник, издаваемый впервые, и до 50 часов при переиздании | ||||||||
Разработка учебных пособий и подготовка их к изданию | На один авторский лист | До 70 часов на учебное пособие, издаваемое впервые; до 40 часов при его переиздании | ||||||||
Разработка монографий, научных докладов и статей | На один авторский лист | До 70 часов в зависимости от объема и сложности | ||||||||
Рецензирование научных трудов | На один авторский лист | До 6 часов | ||||||||
Редактирование научных трудов | На один авторский лист | До 12 часов | ||||||||
Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры и включает чтение лекций, проведение методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятий, проведение зачетов и консультаций;
руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафедры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы.
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование используемых образовательных технологий, а также на повышение профессиональной компетентности преподавателя. Она предусматривает подготовку к лекционным, практическим и контрольным занятиям, на что отводится не более 200 часов в год. В данный раздел работы входит разработка рабочих программ и методических материалов; подготовка конспектов лекций, практических и контрольных занятий, комплексов физических упражнений, наглядных пособий; проведение работ, связанных с использованием компьютерной техники и учетом пройденного материала; составление документов планирования и отчетности.
Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с перспективным и годовым планом работы. Она направлена на совершенствование научной организации труда и стимулирование инновационной активности преподавательского состава кафедры и включает: реализацию плановых госбюджетных научно-исследовательских работ; подготовку к изданию, научное редактирование и рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов; участие в работе специализированных советов и научно-методических комиссиях; работу в комплексных научных группах по обеспечению подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Организационно-методическая работа включает: проведение мероприятий по спортивной ориентации молодежи; участие в заседаниях кафедры и научно-методических комиссиях; проведение контрольных соревнований, нормативов; оказание социальной поддержки высококвалифицированным спортсменам-студентам; оказание организационной помощи при проведении врачебно-педагогического контроля и составление отчетов по проделанной работе.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа предусматривает: проведение спортивных соревнований, дней здоровья, туристических походов, оздоровительных мероприятий спортивных праздников;
руководство подготовкой квалифицированных спортсменов и команд; оказание консультативной помощи спортивным общественным организациям и студентам в организации физкультурно-спортивных мероприятий и самостоятельных занятий; составление отчетов по проведенной спортивно-массовой работе.
При расчетах объема учебной работе и учете труда профессорско-преподавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому. Лекционные часы рассчитываются на лоток, включающий всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается при наличии различных учебных программ или при количестве студентов не менее 100 человек. При расчете часов практических занятий основной учебной единицей является учебная группа в 20—25 человек. Учебные группы могут делиться на подгруппы 8—12 человек при проведении занятий по стрелковой подготовке, практических занятий по борьбе, боевым единоборствам, в специальных медицинских группах и при работе на тренажерах.
В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:
• комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за перемещением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд факультета;
• осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде спорта.
В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-методический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:
• осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных занятий;
• распределение почасового фонда;
• контроль за его расходованием;
• организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре;
• контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчетапоучебно-методической работе.
Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания являются:
• организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством проведения учебных занятий;
разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;
руководство научно-методической работой;
внедрение научной организации труда;
составление сметы по штатному финансированию;
руководство хозрасчетной деятельностью;
повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры.
Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт личности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким параметрам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, уравновешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.
Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков:
• в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);
• знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления педагогического процесса;
• уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.
В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная
работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортивной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.