Нормы времени для определения педагогической нагрузки

№   Виды работы   Объем работы   Нормы времени  
       
Учебная работа  
  Лекции   Один лекционный по­ток   В соответствии с учеб­ным планом  
Практические занятия   На одну учебную группу   В соответствии с учеб­ным планом  
  Групповые - консульта­ции   До 5% на одну учебную группу   От общего числа лекци­онных часов  
  Индивидуальные кон­сультации   0,25 часа на одного сту­дента   В соответствии с пе­речнем дисциплин учебного плана  
  Зачет   0,25 часа на одного сту­дента   В соответствии с учеб­ным планом  
  Руководство аспиранта­ми   50 часов в год на одно­го аспиранта   Допускается: для про­фессора, доктора наук — 5 аспирантов; кандидат наук — 3 ас­пиранта  
  Руководство соискате­лями   25 часов в год на одно­го соискателя      
  Руководство кафедрой   Штатному заведующе­му: 40—60 часов в год      
Методическая работа    
  Подготовка к лекциям   На 1 час лекций один раз в год   По новым материалам — до 3 часов; по ранее чи­тавшимся — до 1 часа  
  Подготовка к практи-ческим занятиям   На 1 час занятий один раз в год   По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа  
  Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготов­ка их к изданию   На 1 двухчасовую лек­цию   До 70 часов  
  Переработка лекций и подготовка их к изда­нию   На 1 двухчасовую лекцию   Не более 50% от нор­мы времени на ее раз­работку  
  Разработка методичес­ких указаний   На один авторский лист   До 40 часов  
  Разработка и подготов­ка к изданию учебно-методических материа­лов   На каждое 2-часовое занятие   До 12 часов на матери­алы, издаваемые впер­вые; и до 6 часов при переиздании  
  Разработка учебных программ по вновь вво­димым видам и подго­товка их к изданию   На 100 часов учебной дисциплины   До 50 часов  
  Переработка учебных программ и подготовка их к изданию   На 100 часов учебной дисциплины   Не более 20 часов  
  Разработка учебно-на­глядных пособий (пла­катов, схем, стендов, макетов)   На одного преподавате­ля в год   Учитываются фактичес­кие затраты времени  
  Участие в работе пред­метно-методических ко­миссий   На одного участника в год   Учитываются фактичес­кие затраты времени  
Научно-исследовательская работа  
  Разработка и подготов­ка к изданию учебников   На один авторский лист   До 90 часов на учеб­ник, издаваемый впер­вые, и до 50 часов при переиздании  
  Разработка учебных по­собий и подготовка их к изданию   На один авторский лист   До 70 часов на учебное пособие, издаваемое впервые; до 40 часов при его переиздании  
  Разработка моногра­фий, научных докладов и статей   На один авторский лист   До 70 часов в зависи­мости от объема и слож­ности  
  Рецензирование науч­ных трудов   На один авторский лист   До 6 часов  
  Редактирование науч­ных трудов   На один авторский лист   До 12 часов  
                     

Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры и включает чтение лекций, проведение методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятий, проведение зачетов и консультаций;

руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафед­ры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы.

Учебно-методическая работа направлена на совершенствование используемых образовательных технологий, а также на повышение профессио­нальной компетентности преподавателя. Она предусматривает подготовку к лекционным, практическим и контрольным занятиям, на что отводится не более 200 часов в год. В данный раздел работы входит разработка рабо­чих программ и методических материалов; подготовка конспектов лекций, практических и контрольных занятий, комплексов физических упражне­ний, наглядных пособий; проведение работ, связанных с использованием компьютерной техники и учетом пройденного материала; составление до­кументов планирования и отчетности.

Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с перспективным и годовым планом работы. Она направлена на совершенствование научной организации труда и стимулирование инновационной ак­тивности преподавательского состава кафедры и включает: реализацию плановых госбюджетных научно-исследовательских работ; подготовку к из­данию, научное редактирование и рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов; участие в работе спе­циализированных советов и научно-методических комиссиях; работу в ком­плексных научных группах по обеспечению подготовки высококвалифици­рованных спортсменов.

Организационно-методическая работа включает: проведение мероприя­тий по спортивной ориентации молодежи; участие в заседаниях кафедры и научно-методических комиссиях; проведение контрольных соревнований, нормативов; оказание социальной поддержки высококвалифицированным спортсменам-студентам; оказание организационной помощи при проведе­нии врачебно-педагогического контроля и составление отчетов по проде­ланной работе.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа предусмат­ривает: проведение спортивных соревнований, дней здоровья, туристи­ческих походов, оздоровительных мероприятий спортивных праздников;

руководство подготовкой квалифицированных спортсменов и команд; ока­зание консультативной помощи спортивным общественным организациям и студентам в организации физкультурно-спортивных мероприятий и са­мостоятельных занятий; составление отчетов по проведенной спортивно-массовой работе.

При расчетах объема учебной работе и учете труда профессорско-пре­подавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому. Лекционные часы рассчитываются на лоток, включа­ющий всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается при наличии различных учебных программ или при количестве студентов не менее 100 человек. При расчете часов практических занятий основной учеб­ной единицей является учебная группа в 20—25 человек. Учебные группы могут делиться на подгруппы 8—12 человек при проведении занятий по стрел­ковой подготовке, практических занятий по борьбе, боевым единоборствам, в специальных медицинских группах и при работе на тренажерах.

В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:

• комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за переме­щением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд фа­культета;

• осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете рабо­ты по наглядной агитации и пропаганде спорта.

В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-мето­дический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:

• осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных за­нятий;

• распределение почасового фонда;

• контроль за его расходованием;

• организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физичес­кой культуре;

• контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчетапоучебно-методической работе.

Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания яв­ляются:

• организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством про­ведения учебных занятий;

разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;

руководство научно-методической работой;

внедрение научной организации труда;

составление сметы по штатному финансированию;

руководство хозрасчетной деятельностью;

повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персо­нала кафедры.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт лич­ности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким парамет­рам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, урав­новешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.

Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональ­ных знаний, умений и навыков:

• в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);

• знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления пе­дагогического процесса;

• уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.

В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная

работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортив­ной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дис­циплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

Наши рекомендации