По внеурочной деятельности

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Программа способствует гармоничному развитию личности школьника, воспитанию нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникационных компетентностей учащихся.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к социальному взаимодействию личности и общества.

Преимущества метода проектов и коллективных творческих дел :

-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих дел позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта , коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1.Гуманистический принцип предполагает:

· Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.

· Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).

· Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.

2.Коммуникативный принцип:

Этот принцип позволяет:

· Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;

· Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;

· Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;

· Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.

3.Принцип целостности картины мира.

· Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.

4.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения

5.Принцип «Идти от простого к сложному»

6.Принцип творческой активности

· Предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.

7.Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

· Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

8.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.

Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность

9. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к ос­воению этапа минуя предыдущие, то работа может не прине­сти ожидаемого результата.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

· На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.

· На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.

· На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.

9. Принцип динамичности.

· Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

· В начальном этапе дети работают рядом и общаются в ос­новном с воспитателем;

· На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами вы­полняют задание правильно;

· постепенно под руководством взрослого дети начина­ют общаться друг с другом: планируют, договарива­ются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

10. Принцип сравненийподразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой спо­собности к ассоциативному, а значит, и к творческому мыш­лению. 11.Принцип выбораподразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо оп­ределенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

ü осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;

ü осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

ü понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;

ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

ü познавательная, творческая, общественная активность;

ü самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

ü коммуникабельность;

ü уважение к себе и другим;

ü личная и взаимная ответственность;

ü готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные результаты:

ü способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

ü владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

ü готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;

Предметные результаты:

ü приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

ü получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

ü получение обучающимисяначального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;

ü формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;

ü формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.

Содержание программы по внеурочной деятельности

Содержание программы «Территория добра» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ Одинцовской СОШ №3. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.

Введение.

Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или учимся работать в команде.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра- исследование «Учимся выделять главное и второстепенное». Схема исследования. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Наши рекомендации