По внеурочной деятельности
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Программа способствует гармоничному развитию личности школьника, воспитанию нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно – коммуникационных компетентностей учащихся.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к социальному взаимодействию личности и общества.
Преимущества метода проектов и коллективных творческих дел :
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих дел позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта , коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1.Гуманистический принцип предполагает:
· Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.
· Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).
· Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.
2.Коммуникативный принцип:
Этот принцип позволяет:
· Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
· Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;
· Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;
· Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.
3.Принцип целостности картины мира.
· Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.
4.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения
5.Принцип «Идти от простого к сложному»
6.Принцип творческой активности
· Предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
7.Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
· Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
8.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность
9. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
· На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
· На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
· На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
9. Принцип динамичности.
· Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
· В начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
· На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
· постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
10. Принцип сравненийподразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 11.Принцип выбораподразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ü осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
ü осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
ü понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
ü познавательная, творческая, общественная активность;
ü самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
ü коммуникабельность;
ü уважение к себе и другим;
ü личная и взаимная ответственность;
ü готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
ü способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
ü владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
ü готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе;
Предметные результаты:
ü приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
ü получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü получение обучающимисяначального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;
ü формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
ü формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края.
Содержание программы по внеурочной деятельности
Содержание программы «Территория добра» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ Одинцовской СОШ №3. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Введение.
Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или учимся работать в команде.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра- исследование «Учимся выделять главное и второстепенное». Схема исследования. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.