Основные задачи профессиональной
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Квалификация воспитателя во многом зависит от профессио-I нальной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Методика физического воспитания и развития ребенка» предусматривает овладение учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для формирования физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных : типах дошкольных образовательных учреждений. Учащийся должен научиться грамотно планировать и проводить разнообразные формы организации двигательной деятельности ребенка, учитывать их групповые и индивидуальные достижения, анализировать и творчески корректировать его психофизическое и личностное развитие.
В курсе ставится задача обучения учащихся разнообразным формам работы с родителями: проведение консультаций, бесед, вы-; ступлений на собраниях и др.
Важнейшей задачей профессиональной подготовки учащихся
является воспитание у них любви к своей будущей профессии,
развитие самостоятельности мышления, стремления к повышению
I знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач
I воспитания, ответственного отношения к делу.
Учащихся обучают самостоятельному изучению и анализу пе-Вдагогической литературы, умению обобщить опыт как своей рабо-§ты,так и опыт своих коллег. Их учат быть всегда в хорошей физи-■ческой форме, чтобы стать образцом физической культуры для
ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подготовке специалистов по физической культуре играет развитие личности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно организовать тренировочный процесс воспитания двигательной культуры ребенка.
У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:
• Дидактические способности — умение правильно строить педагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений.
• Академические способности — творческое искание нового. Известно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном поиске нового.
• Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.
• Перцептивные способности — умение заглянуть во внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия.
• Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, пантомимика. От этого зависит многое в воспитательно-образовательной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, литературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много лучше, чем учитель словесности.
• Организаторские способности — умение воспитателя организовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом профессиональную компетентность, деловитость.
• Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволяет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.
• Суггестивные способности — умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обладающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радостью и с интересом занимаются с ним.
• Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.
• Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.
Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения предмета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.
Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».
В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.
«Содержание курса» предусматривает приобретение учащимися знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.
В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень домашних заданий для учащихся.
На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методика их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для самостоятельного изучения по литературным источникам, указываются задания, характер письменных материалов, их объем и назначение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.
Каждой теме дается список основной и дополнительной педагогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; перечень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в библиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, доклады для родителей).
Продуманный и тщательно составленный рабочий план обеспечит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практических навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом учащиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утверждается на заседании предметной комиссии.