Особенности отношения дошкольников к различным группам живых существ.
Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь должно быть направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально положительного опыта общения с природой.
Становление позитивной направленности отношения ребенка к окружающему — наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве.
Исследования показывают, что у дошкольников уже отчетливо выражено как позитивное, так и негативное отношение к природе.
Яркой особенностью отношения детей к живому является эмоциональность.
Однако она проявляется избирательно к разным природным объектам — с большим или меньшим эмоциональным откликом, положительно или негативно.
Дошкольник эмоционально реагирует на активные проявления жизнедеятельности животных — особенности их движений, голосовые сигналы, способы поведения, реакции на возникшую опасность, проявление чувств к людям, заботу о потомстве.
Положительные эмоциональные реакции детей чаще вызывают
· внешне привлекательные животные,
· наделенные развитыми чувствами и способностью их активно проявлять,
· животные, с которыми можно организовать интересную совместную деятельность.
К привлекательным высокоорганизованным животным дети чаще всего относятся позитивно — охотно играют с ними, не причиняют вреда, с желанием ухаживают. В общении с ними дошкольники более осторожны, поскольку учитывают возможность ответной реакции на свои действия.
К насекомым, пресмыкающимся и земноводным дети относятся эмоционально неприязненно, с опаской, часто допускают негативные действия. От общения с такими животными детей отталкивает их внешняя непривлекательность, нежелание вступать в контакт с человеком, связанные с ними суеверия. Подобное отношение к ряду природных объектов обусловлено тем, что дошкольник не осознает ценность жизни.
Растениявызывают у дошкольников меньший эмоциональный отклик и преимущественно в период цветения и плодоношения. Это связано с отсутствием у растений поведения, трудностью в нахождении их сходства с человеком. В силу этого дети часто «опредмечивают» растения, относятся к ним, как к предметам.
К культурным растениям отношение детей более позитивно, чем к дикорастущим. К последним отношение детей часто бездумное, в большинстве случаев не отличающееся от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Во многом это объясняется тем, что большинство дошкольников не считают растения живыми.
Большинство дошкольников остаются эмоционально «глухими» к их плохому самочувствию и страданию. Важным направлением работы по экологическому образованию дошкольников должно стать раскрытие им сущности животных, растений, людей как живых организмов.
В этом случае дети смогут осознать «необычность» непривлекательных животных как целесообразность их приспособления к среде, как важное условие жизни, узнать своеобразие жизни растений, понять, что различные состояния — проявление жизни живых существ. Во взаимодействии с природными объектами проявляется познавательная направленность отношения детей к природе. Дети задают вопросы, высказывают суждения о различных сторонах жизни живых существ.
Познавательный характер отношения к природе, стремление узнавать новое — положительное приобретение дошкольника. Однако способом познания природы нередко становится экспериментирование над живыми существами.
Вывод: необходимы различные стратегии приобщения дошкольников к взаимодействию с различными группами живых организмов,
1. Для накопления эмоционально-положительного опыта необходимо делать акцент на непосредственном взаимодействии с наиболее привлекательными объектами.
2. В то же время важно постепенно раскрывать субъектность всех живых существ, на основе предоставляемых ребенку знаний необходимо раскрывать привлекательность каждого живого существа, что является основой формирования по отношению к нему положительных эмоций.