Параметры оценки возможностей родителей

Для здоровья и развития ребенка крайне важным является возможность родителей или лиц, их заменяющих, адекватно удовлетворять потребности развития ребенка, умение адаптироваться к потребностям, изменяющимся по мере роста ребенка.

Необходимо рассмотреть родительские навыки в контексте структуры и функционирования семьи, а также других участников про­цесса воспитания ребенка (см. раздел «Семейные факторы и факторы окружения»).

При наличии повода для беспокойства о том, что происходит с ребенком, очень важно понять, как вышеупомянутые задачи выпол­няются каждым из родителей или лицами, их заменяющими. В частности: как родители реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или которые родители не могут удовлетворить;как ребенок, особенности его поведения и развития влияют на родителей;

Качество отношений родитель-ребенок:

  • понимание родителями потребностей ребенка и его развития;
  • осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития ребенка;
  • влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности (необходимо отличать то, что родитель декларирует, и то, что он на самом деле выполняет);
  • влияние прошлого опыта родителей на их нынешние родительские способности;
  • способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними;
  • способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь;
  • способность адаптироваться и менять проявления родительского внимания.

Важно не только слушать, что говорят родители о взаимоотношениях, но и наблюдать за взаимоотношениями в семье.

Рассматривая выполнение родительских обязанностей, помните, что нужно в равной степени оценивать как мать, так и отца (или лиц, их заменяющих).

Базовый уход

Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей меди­цинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соб­людение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем.

Обеспечение безопасности

Под обеспечением безопасности понимается надлежащая защита ребенка от вреда или опасности. В том числе защита от серьезно­го вреда или опасности, контакта с небезопасными взрослыми /другими детьми, защита от причинения вреда самому себе. Признание родителями того, что риск и опасность существуют как дома, так и за его пределами. Для ребенка раннего возраста - обеспечение безопасных условий. Для детей старшего возраста - знания о безопасном поведении и соблюдение навыков безопасного поведения.

Эмоциональное тепло

Удовлетворяют ли родители эмоциональные потребности ребенка, дают ли ему почувствовать, что его ценят, прививают ли поло­жительное чувство собственной национальной и культурной идентичности. Удовлетворяются ли потребности ребенка в надежных, ста­бильных и любящих отношениях со значимыми взрослыми, проявляются ли соответствующий такт и отзывчивость, тепло, поощрение и похвала, нежность, применяется ли уместный физический контакт, создается ли эмоциональный комфорт.

Стимулирование

Интеллектуальное развитие ребенка через поощрение, стимулирование и демонстрацию социальных возможностей. Здесь рассматривается развитие потенциала ребенка через взаимодействие, общение, разговор и реакцию на коммуникацию ребен­ка и его вопросы. Также сюда включаются совместная игра, разъяснение возможностей образования. Позволяют ли родители чувствовать ребенку свою успешность, могут ли обеспечить учебу в образовательном учреждении, прививают ли навыки са­мостоятельной жизни.

Наши рекомендации