Влияние труда взрослых на развитие детей


В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у детей трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь широко практикуется в детском саду — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших — в выполнении трудовых заданий. Но само по себе влияние этих занятий недостаточно действенно. Их нужно подкрепить собственной трудовой деятельностью, направляемой педагогом. Очевидно, занятия слишком эпизодичны, ибо трудно большими группами часто посещать кухню, прачечную и т. д. Кроме того, занятия носят почти целиком созерцательный характер.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.
В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?

Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как труд умственную работу, организационный труд. Если с ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит «труд» воспитателя, заведующей и т. д.
Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем в виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т. д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т. п.).

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Вполне понятно, что при таком понимании вопроса возможности производительной деятельности воспитателя (и других взрослых) ограничены как возрастом детей, совместно с которыми трудится воспитатель, так и конкретным характером труда.

Наши рекомендации