Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
Что значит быть патриотом? Патриот – это человек, любящий Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы во имя интересов Родины; настоящий патриот постарается сделать жизнь на Родине лучше, достойнее.
Ни для кого не секрет, что условия, в которых сегодня находится российское общество в целом, пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Какие же факторы противоречат гражданско – патриотическому воспитанию:
во-первых, в настоящее время Россия переживает духовный кризис;
во-вторых, основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
в-третьих, поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов;
в-четвёртых, упадок общественной морали.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными. Задача воспитания гражданственности и патриотизма должна решаться путем соединения различных общественных сил: семьи, школы, средств массовой информации, общественных организаций.
Отвечая запросам времени, в 2004 году в нашей школе начал работать краеведческий музей, который стал центром – патриотического образования и воспитания школьников. Создавая музей, были поставлены следующие задачи:
освоить культурные, духовные традиции своего народа; воспитать многосторонне развитого гражданина; сформировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну. В решении этих задач огромные возможности краеведческой деятельности.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»[1]
Всю краеведческую и исследовательскую работу ведут учащиеся. Многие из них стали победителями и призёрами различных конкурсов и научно-практических конференций. Особый интерес вызывает работа ученицы 9 класса Тукаевой Альфии «Всегда помнить своих предков». Она составила родословную села Мурапталово и рода Тукаевых. Согласно шежере, в переписи 1816 года костяк деревни «Мурапталово» составляли лица, носящие фамилию «Тукаев». Род Тукаевых берёт начало от «Ураксы» – 1705 года рождения и его сына Тукая Ураксина (1734-1831).
В роду Тукаевых много знаменитых людей. Сын Тукая – Карабулат Тукаев участник Отечественной войны 1812 года. Аксан Яхич Тукаев в 1925 году воевал с басмачами в Средней Азии, прошёл всю войну 1941-1945 гг., дошел до Берлина. Шакир Тукаев – полковник, знаменитый военврач Кремлёвского госпиталя, участник Великой Отечественной войны. Валиулла Тукаев служил в армии Заки Валиди.[2] В настоящее время род Тукаевых возрождается. Молодое поколение продолжают славные дела своих предков, и не забывают свою малую Родину.
Такие работы имеют огромное эмоциональное влияние на формирование патриотизма у учащихся. Отрадно, что с каждым годом все больше детей включаются в краеведческую работу. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. Наши ребята с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях. Ежегодно принимают участие и показывают хорошие результаты в конференциях различного уровня.
В музее большое внимание уделяется и работе по подготовке юных экскурсоводов. Для проведения бесед действует группа лекторов. Активистами музея организовываются встречи со старожилами села, с ветеранами войны, труда, с ветеранами школы, с воинами - интернационалистами. Оформляются альбомы и рефераты. Организовываются экскурсии по памятным историческим местам края, памятникам природы.
Сегодня большую часть музея занимает экспозиция, посвященная жизни и творчеству нашего земляка прозаика, поэта и драматурга поразительного таланта Баязита Бикбая. Действительно, природа щедро одарила его талантом. Как истинный патриот этот свой талант писатель всецело посвятил служению родному народу. Вот что пишет Гилемдар Рамазанов: «Добрый след в наших сердцах оставила работа Баязита Бикбая в годы Великой Отечественной войны. Именно он добился издания в трудные военные годы книжек фронтовых стихов Тимера Арслана, Якуба Кулмыя, Файзи Бикбова, стихов и поэм Хакима Гиляжева, Назара Наджми, Шарифа Биккула и автора этих строк». Слова Г. Рамазанова подтверждают и фронтовые письма молодых писателей и поэтов, которые хранятся в нашем школьном музее. Б. Бикбай никогда не искал лёгких путей, его волновали исторические темы, и он писал об этом, и самое главное - сумел показать национальный колорит башкирского народа.
В следующем году исполнится 200 лет одному из важнейших событий XIX века – Отечественной войне 1812 года. Именно поэтому приоритетом в работе музея считаем расширение и углубление знаний о событиях этой войны. Работу начали с изучения исторической драмы Б. Бикбая «Кахым-туря». Действие происходит в России в 1812 году, во время войны с Наполеоном. Кахым – первый профессиональный полководец башкир, закончивший Петербургскую военную академию и в 22 года получивший звание полковника. Кахым возвращается в деревню. Односельчане собираются, чтобы встретить своего прославленного земляка. Народ, гордый его подвигами и военной доблестью, сочувственно и горячо откликается на призыв Кахыма о помощи в войне с французами. Отец призывает его честно служить народу и Отчизне. Под одобрительные напутствия односельчан войско во главе с Кахымом уходит.
Русская армия и башкирские полки славят полководца Кутузова. Он благодарит героев за верность и храбрость в бою. Отныне у них одна судьба и цель - защитить Россию, уничтожить врага, дойти до Парижа. Взяв Париж, войско с победой возвращается домой. Во время отдыха Кахым с воодушевлением благодарит воинов за верную службу, отвагу и бесстрашие. Начинается всеобщее веселье.
Внезапно Кахым почувствовал себя плохо и понял, что его отравили. Смертельный яд подорвал силы Кахыма. Сделав над собой усилие, он произносит прощальные слова, обращённые к родному Уралу. Мать, потрясённая смертью сына, жаждет мести. Вдруг в небесной выси раздаётся голос Кахыма – он призывает всех к миру и согласию.
Драма, прославляющая подвиг народа, была написана в 1941-1942 гг. как призыв к единению в защите Отечества. Мы горды, что такое первое крупномасштабное произведение, посвящённое Отечественной войне 1812 года, принадлежит нашему земляку Баязиту Бикбаю.
В целях расширения знаний на 2011/ 2012 учебный год запланированы такие работы как:
- изучение песен и преданий об Отечественной войне;
- изучение работ башкирских и русских историков, исследователей;
- проведение читательских конференций, конкурсов, викторин;
- проведение исследовательской работы.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить башкир, как воинов России;
- ознакомиться с вооружением башкирских воинов;
- изучить военную тактику башкир, показать в ней роль конницы;
-рассмотреть участие наших земляков в Отечественной войне 1812 года;
- более углубленно рассмотреть последнюю битву – на реке Березине, в которой башкиры сыграли решающую роль.
Многие учащиеся получили персональные задания по сбору материала.
В заключение хочется сказать, краеведение – это наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.
В сегодняшнее переломное время главная задача взрослых развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, формирование у них готовности жить и трудиться в своем родном крае.
Ф.А.Саитов,
учитель истории МОБУ СОШ им. Р. Шарипова
села Сабаево (Буздякский район РБ)
Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
Проблемы патриотического воспитания можно решить через поисковую работу, которая прочно вошла в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями поисковой работы на современном этапе является её высокая идейность, общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
«Поисковое движение – уникальное явление, решающее комплекс важнейших государственных задач: увековечение памяти защитников Отечества, установление имен и судеб погибших, восстановление исторических событий, и, как следствие решения этих задач, воспитание молодых патриотов» – так звучит официальная формулировка.
Поисковая работа ребят позволяет собрать немало ценных материалов и сведений, подлинных документов, вещей, воспоминаний. При этом очень важно обратить внимание на самое тщательное выяснение исторической достоверности собираемых документов и воспоминаний.
С углубленного познания своей Родины начинается воспитание патриотизма. Патриотизм не может быть не связанным корнями с историей нашего народа. Воспитание патриотизма через поисковую работу – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской деятельности. Поисковая работа школьников должна проходить в несколько этапов:
- изучение местного материала на уроках истории;
- изучение краеведческой литературы на уроках литературы и географии;
- изучение архивных документов, памятников истории;
-обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).
В поисковой деятельности формируются не только патриотические убеждения, но и главное: она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения.
Цель – расширить представления учащихся о героическом прошлом родного края, закрепить навыки и умения самостоятельной поисковой работы (умения записывать беседы с участниками Великой Отечественной войны; работать с архивными документами и источниками; готовить сообщения и выступать с ними); вызвать положительные переживания; закрепить мотивы долга, ответственности за процесс и результаты своей самостоятельной познавательной деятельности, интерес к героическому прошлому дедов, родственников, воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи поисковой работы:
- обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
- вызвать у учащихся интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили деды, прадеды, родственники в победу над врагом;
- показать массовый героизм народа;
- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ, своих односельчан;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Формы работы:
- встречи с ветеранами и тружениками тыла;
- изучение документальных материалов по истории своего края, научной литературы, архивных источников;
- поисковая работа учащихся;
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций;
- шефская работа (оказание помощи ветеранам ВОВ);
- уборка памятников и могил погибших солдат.
Ход поисковой работы:
Вместе с группой мы выбрали общую тему, связанную с событиями Великой Отечественной войны. Свою поисковую работу мы посвятили теме: Война в истории моей семьи.
Наш девиз - «Вечная память нашим родным и близким, участникам Великой Отечественной войны».
Информации о родственниках нашей группы в школе не было. Сначала каждый из ребят занимался выяснением биографических данных о родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Кем они были, где воевали, как погибли, на каких фронтах участвовали.
Тема эта актуальная, но предполагала выполнение большого объема работы. Данная работа имела огромный потенциал воспитательного воздействия, как на самих участников исследования, так и на широкий круг связанных с этой темой людей односельчан. Приобщение к величайшей трагедии в истории страны через судьбы конкретных людей не может оставить сердца равнодушными. Работу разделили на три этапа: предварительный, проведение исследования, оформление и демонстрация результатов работы.
Предварительный этап - определить круг возможных источников:
- сведения из домашних архивов;
- сведения из районного военкомата;
- беседы с односельчанами и родственниками;
- помощь друг другу;
-выяснение биографических данных родственников-ветеранов, где воевали, на каких фронтах участвовали.
Совместно разработали вопросы и темы, которые должны быть обсуждены на встречах с родственниками – семейное положение, образование, наличие фотографии, писем, иных документов.
Проведения исследования:
В ходе работы учащиеся принесли фотографии, сведения о своих родственниках.
Чем больше мы узнавали, тем ближе становились нам эти люди, тем страшнее и несправедливее казалась война. И цена победы дороже.
Учащиеся собирали сведения о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Они встречались с ними, брали у них интервью, делали записи, фотографировались.
Оформление и демонстрация результатов работы:
Оформили стенд; написали статьи в районную газету, оформили альбом «Наши прадеды в войне», написали поисково-исследовательскую работу «Война в истории моей семьи»;
Учащиеся выступали с сообщениями о своих родственниках, прадедах, прабабушках, демонстрируя накопленный в ходе поисковой работы материал. Школьники описывали жизненный и боевой путь своих дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек и других родственников. Выступление учащихся сопровождалось слайдовой презентацией, подготовленной самими учащимися.
В школьном музее есть инвентарная книга. Бабушки, родственники учащихся дали ребятам самое дорогое – это письма с фронта, военные фотографии, шинели, фуражки, гимнастерки времен войны, наградные документы, боевые награды, записанные воспоминания. И в эту книгу написали все предметы, вещи, которые учащиеся принесли в музей. У нашей группы есть общая тетрадь, в которую мы записываем краткое описание предмета, когда и кем приобретен предмет или документ.
Завершается исследовательская работа подведением итогов. Наша группа выполнила свою задачу – собрала ценный материал о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны. Этот материал мы отдали в школьный музей, потому что в деревне наш школьный музей - это единственное место, где увековечена память наших дедов, прадедов, бабушек, прабабушек, родственников, братьев, сестер. В ходе заключительной части у учащихся воспитывается чувство действенной памяти о погибших, личной ответственности за сохранение мира на земле.
Также ребята участвовали в викторине районного масштаба “Это гордое слово “Победа”, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пригодилась собранная информация. Учащиеся поисковой группы (Арсланов Арслан, Саитова Ильвина) заняли 2-ое место.
18 марта 2011 года участвовали на республиканской научно-практической конференции «Ибрагимовские чтения».
В республиканских и районных изданиях исследовательские работы учащихся были опубликованы.
Таким образом, патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он является составной частью мировоззрения, формирует поведение по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам. И воспитание патриотизма через поисковую работу – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Р.Р. Салимгареева — методист,
Г.С. Галиева, зав. отделом краеведения
МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный
центр туризма, краеведения и экскурсий «Меридиан» (г. Уфа)