Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Тематический план Лекции Пр.з. Лаб.
I. Теоретические основы МОИЯ      
  1. Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками  
  2. Цели обучения ИЯ в разных типах учебных заведений  
  3.Содержание обучения ИЯ в разных типах учебных заведений  
  4. Современный методический стандарт по ИЯ для общеобразовательной школы      
  5. Принципы и методы обучения ИЯ  
  6. Средства обучения ИЯ. Концептуальные основы учебника ИЯ. Учебно-методический комплект  
II. Обучение аспектам ИЯ      
  1.Формирование фонетических навыков  
  2.Формирование лексических навыков  
  3.Формирование грамматических навыков  
III Обучение видам РД      
  1.Обучение чтению  
  2.Обучение аудированию  
  3.Обучение говорению  
  4. Обучение письму  
IV Контроль в обучении ИЯ  
V Урок ИЯ      
  1.Сущность урока, виды урока и требования к современному уроку ИЯ  
  2.Структура урока ИЯ и его организация  
  3.Логика урока ИЯ  
  4.Тематическое и поурочное планирование  
  5. Анализ урока  
VI Современные УМК по ИЯ и критерии их анализа  
VII Современные технологии обучения ИЯ      
  1. Использование технических средств в ОИЯ  
  2. Игры на уроках ИЯ  
  3. Проект в преподавании ИЯ  
VIII Обучение ИЯ в профильной школе  
IX Профессиональная деятельность учителя/преподавателя ИЯ      
  1. Профессиональная компетенция учителя/преподавателя ИЯ  
  2. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения ИЯ  

Содержание разделов курса «Теория и методика обучения ИЯ»

Теоретические основы обучения ИЯ

Иностранный язык как предмет обучения. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Способы обучения способы учения. Приемы обучения.

Роль сопоставительно-функционального анализа языковых явлений иностранного и родного языков. Единицы языка и единицы речи. Моделирование лингвистического материала в методических целях на разных уровнях.

Психолингвистические характеристики устной и письменной речи, рецептивной и продуктивной речи; речевые навыки и умения; развитие памяти, мышления, воображения при обучении ИЯ. Мотивация в обучении ИЯ.

Определение и реализация целей обучения в отечественных и зарубежных стандартах и программах для разных типов учебных заведений. Содержание обучения ИЯ, его лингвистический, психологический и методологический компоненты.

Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения. Дидактические и специфические методические принципы обучения ИЯ.

Краткий очерк истории методов в отечественной и зарубежной методике. Их цели, содержание, принципы, организация обучения.

Функциональное назначение и содержание социокультурного образования в разных типах учебных заведений. Понятия «иноязычная культура», «социокультурная компетенция», «межкультурная компетенция». Пути развития социокультурной и межкультурной компетенции.

Классификация средств обучения. Методические функции средств обучения. Учебник иностранного языка. Его структура и функции в учебном процессе.

Роль упражнения в формировании навыков и умений. Классификация упражнений. Типы упражнений. Система упражнений.

Обучение аспектам ИЯ

Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса. Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного подходов к обучению фонетике. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке ИЯ. Определение цели и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков.

Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Принципы отбора языкового материала. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннонативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слов. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Контроль.

Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Наши рекомендации