Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Тематический план | Лекции | Пр.з. | Лаб. |
I. | Теоретические основы МОИЯ | |||
1. Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками | ||||
2. Цели обучения ИЯ в разных типах учебных заведений | ||||
3.Содержание обучения ИЯ в разных типах учебных заведений | ||||
4. Современный методический стандарт по ИЯ для общеобразовательной школы | ||||
5. Принципы и методы обучения ИЯ | ||||
6. Средства обучения ИЯ. Концептуальные основы учебника ИЯ. Учебно-методический комплект | ||||
II. | Обучение аспектам ИЯ | |||
1.Формирование фонетических навыков | ||||
2.Формирование лексических навыков | ||||
3.Формирование грамматических навыков | ||||
III | Обучение видам РД | |||
1.Обучение чтению | ||||
2.Обучение аудированию | ||||
3.Обучение говорению | ||||
4. Обучение письму | ||||
IV | Контроль в обучении ИЯ | |||
V | Урок ИЯ | |||
1.Сущность урока, виды урока и требования к современному уроку ИЯ | ||||
2.Структура урока ИЯ и его организация | ||||
3.Логика урока ИЯ | ||||
4.Тематическое и поурочное планирование | ||||
5. Анализ урока | ||||
VI | Современные УМК по ИЯ и критерии их анализа | |||
VII | Современные технологии обучения ИЯ | |||
1. Использование технических средств в ОИЯ | ||||
2. Игры на уроках ИЯ | ||||
3. Проект в преподавании ИЯ | ||||
VIII | Обучение ИЯ в профильной школе | |||
IX | Профессиональная деятельность учителя/преподавателя ИЯ | |||
1. Профессиональная компетенция учителя/преподавателя ИЯ | ||||
2. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения ИЯ |
Содержание разделов курса «Теория и методика обучения ИЯ»
Теоретические основы обучения ИЯ
Иностранный язык как предмет обучения. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Способы обучения способы учения. Приемы обучения.
Роль сопоставительно-функционального анализа языковых явлений иностранного и родного языков. Единицы языка и единицы речи. Моделирование лингвистического материала в методических целях на разных уровнях.
Психолингвистические характеристики устной и письменной речи, рецептивной и продуктивной речи; речевые навыки и умения; развитие памяти, мышления, воображения при обучении ИЯ. Мотивация в обучении ИЯ.
Определение и реализация целей обучения в отечественных и зарубежных стандартах и программах для разных типов учебных заведений. Содержание обучения ИЯ, его лингвистический, психологический и методологический компоненты.
Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения. Дидактические и специфические методические принципы обучения ИЯ.
Краткий очерк истории методов в отечественной и зарубежной методике. Их цели, содержание, принципы, организация обучения.
Функциональное назначение и содержание социокультурного образования в разных типах учебных заведений. Понятия «иноязычная культура», «социокультурная компетенция», «межкультурная компетенция». Пути развития социокультурной и межкультурной компетенции.
Классификация средств обучения. Методические функции средств обучения. Учебник иностранного языка. Его структура и функции в учебном процессе.
Роль упражнения в формировании навыков и умений. Классификация упражнений. Типы упражнений. Система упражнений.
Обучение аспектам ИЯ
Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса. Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного подходов к обучению фонетике. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке ИЯ. Определение цели и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков.
Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Принципы отбора языкового материала. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннонативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слов. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Контроль.
Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.