Школа как феномен социальной жизни
Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.
Объект и субъект социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа.
Кобъектапринято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Является ребёнок как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, а также его семья и педагогический коллектив образовательного учреждения.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и взаимодействующий на него в своей практической деятельности. Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально- педагогической защиты:
1)первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);
2) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
3) оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно- энергетического комплекса и др.).
Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
Принципы социально-педагогической деятельности:
1. Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член.
2. Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.
3. Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.
4. Деятельностный подход: учет современного разделения труда, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.
5. Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер – необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком, быть готовыми к неожиданностям.
6. Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного, содержания и формы.
Школа как феномен социальной жизни
Общественную жизнь, педагогическую науку и практику невозможно представить без школы — традиционного субъекта общественных отношений, педагогического процесса, истории жизни каждого человека. Трудно найти другое образовательное учреждение, столь подробно и разнопланово описанное и проанализированное в научной, методической, публицистической и мемуарной литературе. При этом доминируют представления о школе как о рационально устроенной формальной организации. Традиционной стала практика сведения описаний школы к характеристикам учебно-воспитательного процесса и его отдельных составляющих, при этом ее целостный образ ускользает, растворяется в описании элементов.
Школа может и должна быть представлена как социокультурный феномен, социальный институт и живой, саморазвивающийся организм с присущими ему внутренними противоречиями, как целостная воспитательная организация, аккумулирующая и активно использующая основные механизмы социализации и воспитания и взаимодействующая с человеком на протяжении самого ответственного периода его жизни — детства.