Учебный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

· Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

· Приобщение к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

· Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

· Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.

Учебно-тематическое планирование

Класс Тема Количество часов
Введение
Соха и топор
Крестьянские хоромы
Соловки
Храм Покрова на Нерли
Икона «Живоначальная Троица»
Московский Кремль
Летописи
Обобщающий урок
итого

Календарно-тематическое планирование

№ урока Раздел Темы уроков Цели и задачи Содержание и вопросы АФО Социокультурный ряд
Вводный урок (1 час) «Семь чудес России» Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой, подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса. Что такое чудо? Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России? Ресурсный круг (развивающий): «Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»? Работа в паре: «Умеем ли мы хранить память о наших истоках?» Память Памятники
  Соха и топор (4 часа) «Соха и топор» Присоединение ученика к важнейшим горизонтанльным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой. Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает? Работа в паре (развивающий): «Соха и топор» Простота Опыт Артель Община
    «Куда соха и топор вместе ходили?» Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации. Работа в паре (развивающий): «Как работали соха и топор» Ресурсный круг: (развивающий) «Работа в артели» Артель Мастерство Подсека Пашня
    «Чему соха и топор человека учили» Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации. Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула Селянинович… Работа в паре (развивающий): «Чему соха и топор человека учили?»   Простота Мудрость Ум- разум
    «Соха и топор как чудеса России» (возможен вариант урока – экскурсии) Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.) Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки. Работа в паре (оценивающий): «Соха и топор как чудеса России» Чудо опыта, мудрости, простоты  
3. Крестьянские хоромы (4 часа) «Крестьянские хоромы» (Состав крестьянских хором)   Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы. Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома? Работа в паре (развивающий): «Крестьянские хоромы» Хоромы (двор – усадьба) Чувство меры
    «И тесен дом, да просторен он»   Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.   Работа в паре (развивающий): «Для каждого дела свое место» Ресурсный круг: (развивающий) «В крестьянских хоромах» Разумное домоустроительство Освященный мир
    «Домашний лад и порядок»   Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие. Работа в паре (развивающий): «Чему учились дети у родителей» Ресурсный круг: (развивающий) «Домашний лад и порядок» Лад Согласие Родной дом
    «Крестьянские хоромы – чудо России» (возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба») Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации. Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края. Работа в паре (оценивающий): «Крестьянские хоромы как чудо России» Мир Деревня Помочи
4. Соловки (5 часов) «Особый мир монастыря» Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе. Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны. Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря. Работа в четверке (развивающий): «Особый мир монастыря» Молитва Труд Отшельничество Монастырь Пустынники Скит Братия Монах
    «Этапы жизни Соловецкого монастыря» Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовно – гармонии. Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить? Работа в четверке (развивающий): «Этапы жизни Соловецкого монастыря» Гармония
    «Путешествие в Соловецкий монастырь» Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря. За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней. Ресурсный круг (развивающий): «Путешествие в Соловецкий монастырь» Сотрудничество
4.   «Чудо Преображения» Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера. Работа в четверке (развивающий): «Чудо Преображения» Ресурсный круг: «Как преображение человека помогает преображению земли?» Преображение Умирение Общерусская святыня
    «Соловецкий монастырь – чудо России» Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.   Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки — это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы. Работа в четверке (оценивающий): «Соловецкий монастырь – одно из чудес России» Духовный подвиг
5. Храм Покрова на Нерли (5 часов) Когда я бываю в храме… (возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком) На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся. Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме. Ресурсный круг: «Когда я бываю в храме?» Гармония Духовность Умиротворенность  
    «Покров Пресвятой Богородицы» Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа. История образа «Покров Пресвятой Богородицы» Работа в четверке (развивающий): «Покров Пресвятой Богородицы» Образ Богоматери Покров
    «На святом месте» Обратить внимание на особенность АФО — мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.   История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды. Мнемотехника (развивающий): «На святом месте» Ресурсный круг: «Белый храм у чистой воды» Душевная чистота Безгреховность Мир природный
    «Храм Покрова – символ гармонии» Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма. Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии. Работа в четверке (оценивающий): «Архитектурные секреты храма» Гармония Мир рукотворный Примирение  
    «Храм покрова на Нерли — одно из чудес России» Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов. Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба) Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде») Работа в четверке (развивающий): «Храм Покрова – символ гармонии») Ресурсный круг: «Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?» Памятник русского и мирового искусства
6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) Икона «Живоначальная Троица» (возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев» Обратить внимание на собенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица» Чем является икона в православной традиции? А. Рублев. Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России. Ресурсный круг: «Что значит икона в твоей жизни?» Чудотворные Образ Смысл Святой Обет Духовный подвиг
    «Путешествие в мир иконы» Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» — вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы. Что изображено на иконе? «Язык» иконы. Дерево, храм, гора. Работа в четверке (развивающий): «Путешествие в мир иконы» Единство Нераздельность Неотмирное единство
    «Звенящие краски иконы» Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы. Духовный смысл иконы. Цвет. Краски. Нераздельность Троицы. Работа в четверке (развивающий): «Звенящие краски иконы» Нераздельность Горний мир Завершенность Вечность  
    «Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся. Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы. Работа в четверке (оценивающий): «Нераздельность и неслияннсть лиц Пресвятой Троицы»  
    «Икона «Живоначальная Троица» как чудо России». Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации. Почему икона А.Рублева является чудом России? Ресурсный круг: «Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?»  
7. Московский Кремль (5 часов) «Щит военный. Щит духовный». Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».     Московский Кремль – щит военный, щит духовный. Работа в четверке (развивающий): «Щит военный, щит духовный». Щит военный Щит духовный Общероссийская светница
    «Сооружения и соборы Московского Кремля». («Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал») (возможно использование в/ф «Московский Кремль») Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками. История Кремля. Исторические памятники Кремля. Работа в четверке (развивающий): «Сооружения и соборы Московского Кремля». Историческая память
    «Московский Кремль – центр государства» Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля. Кремль – центр российской государственности. Символы государства. Работа в четверке (развивающий): «Московский Кремль – символ Российского государства» Резиденция Государственные регалии Символы государства Вера и Правда
    «Хранитель истории, доблести, славы». (возможно использование в/ф «Московский Кремль») Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами. Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата. Мнемотехника (развивающий): «Хранитель истории, доблести, славы». Связь времен
    «Московский кремль – чудо России» Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы. В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России? Ресурсный круг: «Путешествие по Московскому Кремлю» Работа в четверке (оценивающий): «Московский Кремль – чудо России». Центр истории; Общерусская святыня; Шедевр культуры; Символ государства
8. Летописи (4 часа) «Первые летописцы и первые летописи» Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора. Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых. Работа в четверке (развивающий): «Какими были первые летописцы?» Национальное достояние; Исторические источники; Книжники; Летопись; Мудрость; Патриотизм.  
    «Как писали и украшали летописи?» (возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой) Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта. Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи? Мнемотехника (развивающий): «В келье летописца» Работа в четверке (развивающий): «Рождение летописи» Житие Сказание Слово  
    «Преподобный Нестор и его летописи» У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России. Преп. Нестор «Повесть временных лет» Пр. Нестор и наш край. Работа в четверке (развивающий): «Первый летописец» Энциклопедия древнерусской истории, литературы «Повесть временных лет» — чудо России.
    «Летописи – чудо России». Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент, что летописи учат добру, справедливости. Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи? Работа в четверке (оценивающий): «Чему нас могут научить летописи?» Ресурсный круг: «Летописи – чудо России».  
9. Семь чудес России (обобщающий урок) 1 час   Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета. Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло – Белозерский монастырь – крепость государства. Работа в четверке (оценивающий): «Семь чудес России» Ресурсный круг: «Что значат для тебя семь чудес России?  

8. Методические и учебные пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

3. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

4. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

5. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).

6. «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).

7. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).

8. «Истоки»-8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 10, 2010, с.181-264).

Наши рекомендации