Тема 3. Коммуникативная деятельность педагога
План
1. Общение и деятельность.
2. Педагогическое общение.
3. Коммуникативные особенности личности.
3.1. Коммуникативные качества.
3.2. Коммуникативные способности.
3.3. Коммуникативная компетентность.
3.4. Коммуникативный потенциал.
4. Коммуникативные затруднения педагогов.
Общение и деятельность
Психологи и педагоги, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности.
Предполагается, что суть связи выражена, прежде всего, опосредующим общение и деятельность «субъектом», придающим и определяющим общие для них черты, а различия обусловлены тем, что результат общения — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми. Тем самым подчеркивается мысль о том, что все интересы общающихся субъектов сфокусированы на них самих, а не на «предметах», как это имеет место в деятельности. Но является ли различение общения и деятельности по такому основанию действительным? Ведь общение субъектов не самоцельно и не является взаимодействием ради взаимодействия. Во всякое взаимодействие человек вступает ради удовлетворения присущих ему потребностей. Будучи «предметным» (телесным) существом, человек и потребности свои удовлетворяет лишь предметным способом, с помощью соответствующих предметных средств.
Получение таких средств «является важнейшей целью общения, как и деятельности вообще, в чем проявляется ее продуктивный характер как способности приносить необходимые для инициальных потребностей продукты». С такой точки зрения специфичным для общения оказывается лишь сам способ получения подобных продуктов (материальных или идеальных), которым становится их обмен. А это значит, что общение по сути дела сохраняет все родовые черты «деятельности вообще» как субъект-объектного опосредования, носящего продуктивно-преобразовательный характер и обеспечивающего удовлетворение жизнедеятельностных потребностей субъекта через созидание особого (социального) предметного мира.
Общение всегда тесно связано с деятельностью и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Синонимом «общения» является термин «коммуникативная деятельность».
Проанализировать любой вид деятельности — значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.
Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект.
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке.
Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.
Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цель (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.
Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
2. Педагогическое общение
Я. Л.Коломинский выделяет в межличностном взаимодействии педагога с учащимися две стороны — внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение). Педагогическое общение при этом выступает как актуализация, проявление в коммуникативной деятельности личностных установок педагога по отношению к детям.
В. А.Кан-Калик под педагогическим общением понимает систему «социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств».
А. А.Леонтьев педагогическим общением считает «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся».
Общение выступает в структуре деятельностей, составляющих целостную педагогическою деятельность, как ведущий вид, интегрируя все остальные. Само общение в этой системе не имеет собственных специфических целей. Эти цели вытекают из целей педагогической деятельности, целей обучения и воспитания. Иными словами, педагогическое общение есть то, что по своим целям, структуре, функциям по существу совпадает с целостной деятельностью педагога.