Аш ош са ус ша шо со су ма шу су ос
Слова из слогов: МАМА, МАША, МАШУ, СУШУ, САША. Смешные слова: ШАОС, МАОС, МАУС и др.
Физкультминутка
Мы шли, шли, шли.
Б^а нашли.
Наклонились, подняли —
Дальше пошли.
Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении.
4. Индивидуальная работа с разрезными азбуками.
Дети составляют слоги: ША — СА; ШУ — СУ; ШО — СО. Договаривают до целого слова.
— Составьте любое слово из ваших букв.
5. Фонетическая игра * Добавь слог».
Дидактическая задача.Формировать механизм деления слов
на слоги.
Содержание.Дети играют парами: один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слова.
Примечание. Право начинать игру предоставляется детям поочередно. Выигрывает тот, кто придумал больше слов с данным слогом.
6. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 12
Тема.Сопоставление звуков С и Ш. Узнавание согласных! звуков. (Признак согласного звука: выдыхаемый воздух встречает! во рту преграду.)
1. Звуковой анализ слов в игре «Заменим звук»: МИШКА, |
МИСКА.
Дидактическая задача.Показать значение звука и то, как] меняется смысл слова при замене одного звука другим (устно).
— Расскажите все, что вы знаете о звуке С. Приведите при-]
меры слов с этим звуком.
— Что вы знаете о звуке Ш? Какие слова вы можете назвать!
с этим звуком?
2. Графическая игра «Полубуковка».
Дидактическая задача.Распознавать и запоминать форму| букв.
Оборудование.Ширмочка, буквы большого формата, кусок | картона.
Содержание.Воспитатель медленно выдвигает из-за ширмоч-] ки часть буквы. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы| по памяти и назвать ее. После того как буква будет названа,^ воспитатель показывает ее полностью.
3. Индивидуальная работа с разрезными азбуками.
Воспитатель загадывает загадай, а дети составляют из букв|
отгадки.
Осенью в щель забивается, Весной просыпается, Везде летает, Страха не знает.
(Муха)
Кто над нами вверх ногами?
(Муха)
Вот помощники мои. Их как хочешь поверни — Так и эдак, эдак — так — Не обидятся никак.
Дети показывают руки, поворачивая ладони
поочередно вверх и вниз.
4. Фронтальная работа по слоговой таблице. Игра «Кто, кто
в теремочке живет?»
Дидактическая задача.Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.
Оборудование.Слоговая таблица, картонный теремок с окошечком.
Содержание.Воспитатель прикладывает теремок к слоговой таблице. Дети видят в окошечке прямой слог и читают его. Воспитатель быстро передвигает домик к следующему слогу, который также прочитывается. Выясняется, какое слово прочитано:
Слова: Саша, Маша, муха, оса.
Загадки-шутки
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
(Когда дверь открыта)
На что похожа половина яблока?
(На вторую половину)
5. Игра «Шар лопнул».
Содержание.Дети становятся в круг, берутся за руки и расширяют круг, как бы надувая шар. По хлопку воспитателя шар «лопается» — дети приседают, опуская руки.
6. Итоги занятия.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять! Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.
Прыжки на двух ногах.
КОНСПЕКТ 13
Тема.Согласный звук Л (Л'), буква Л.
1. Определение на слух места звука Л (Л') в трех позициях:
— в начале слова: лампа, лодка, лыжи, лук, лев, лиса, луна,
лопата;
— в середине слова: молоток, белка, полка, павлин, апельсин,
молния, пальто, цыпленок;
— в конце слова: стол, стул, пол, пенал, дятел, футбол, •бинокль, самосвал.
2. Артикуляционная гимнастика. Произносим скорого
ворку выразительно, ясно.
Пошел Игнат лопаты покупать. Купил Игнат пяток лопат.
3. Звуковой анализ слова ЛУША. (Сюрпризный момент)
В гости к детям «приходит» красивая кукла Луша. Она знакомится с ребятами.
• Произнося слово ЛУША, следует голосом выделять звук Л,
фиксируя на нем внимание детей: ЛЛУША.
— Какой первый звук в этом слове?
— Что помогает нам его произносить?
• Язык. Он упирается в верхние зубы или десны.
— Значит, какой это звук?
• Согласный. Его нельзя крикнуть, произнести громко.
— Какой второй звук? Гласный или согласный? Докажите.
И т. д.
— Хлопками покажите количество слогов в слове ЛУША. На- |
зовите первый слог, второй. Составьте предложение с этим именем. |
— А еще в каких именах есть этот звук?
• Люба, Лена, Лёня и т.д. Дети приводят примеры слов со звуком Л (Л').
Загадка
Ножек четыре, шляпка одна, Нужен, как станет обедать семья.
(Стол) 4. Знакомство с буквой Л.
— Какую букву она вам напоминает? Чем похожа? Чем отличается?
• Дети анализируют букву Л. Устанавливают ее сходство и различие с буквой А.
Эту букву можно изобразить, разъединив средний и указательный пальцы руки.
МАША ЛУША УШЛА МАШУ |
5. Чтение слоговой таблицы. Сначала дети читают слоги, а затем из них составляют слова.
МА | УШ |
ЛУ | ША |
ШУ | ЛА |
С этими словами составляются простые предложения. Например: Машу платочком голубым.
Физкультминутка
1. Самолеты'загудели.
Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.
Самолеты полетели.
Руки в стороны, поочередно наклоны в стороны.
На поляну тихо сели,
Руки к коленям.
Да и снова полетели.
Руки в стороны, наклоны в стороны.
2. Ла-ла-ла (3 хлопка).
Наклон вперед, махи руками в стороны.
Лу-лу-лу (3 хлопка) Слава взял пилу.
Движение как при пилке дров.
Ул-ул-ул (3 хлопка) Михаил уснул.
Присесть, руки под щеку.
6. Индивидуальная работа с разрезными азбуками малого]
формата.
— Из букв составить слово МАМА.
— Из слогов составить слова: ЛУША, МАЛА, САМА.
— Из букв составить отгадку на загадку:
Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
(Сом)
Ш Сопровождается наглядностью в любом виде.
— Что вы знаете о соме?
• Ответы детей дополняются рассказом о соме, месте его обитания. Проводится словарная работа, подбираются синонимы. Составляется небольшой рассказ.
7. Игра «Большие — маленькие».
Содержание.При назывании большого предмета дети встают, маленького — приседают. Например: слон, бегемот, гора, солнце, муравей, цветок, нтичка. И т. д.
8. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 14
Тема. Обобщение изученного. Гласные: А, У, О; согласные: С, М, X, Ш, Л. Работа по разрезным азбукам различного формата. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам. Чтение повествовательных предложений из двух-трех слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения:
— Какие гласные вы знаете?
— Какие согласные вы знаете?
• Ответы детей. Дается характеристика звуков, букв, вспоминаются скороговорки, стихи о буквах.
1. Игра «Собери разные слова».
Дидактическая задача.Упражнять детей в составлении и чтении слов разной слоговой структуры; развивать сообразительность.
Оборудование.Касса слогов, наборное полотно, индивидуальные кассы слогов.
Содержание.Детям дается задание: составить как можно больше слов разной структуры из имеющихся букв. Один из детей составляет слова на фланелеграфе из букв большого формата, остальные работают со своими кассами.
СОМ САМ УС |
ЛУША САША МАША |
СУХО УХО
УХА и др.
2. Работа по единицам речи - звуку, слогу, слову, повество- |
2. Работа по единицам речи нательному предложению.
Загадка
Что всегда поверх воды?
(Масло)
Ш Опыт.Показывается стакан воды с кусочком масла. Дети убеждаются в правильности отгадки. Отгадка составляется на фланелеграфе. Детям раздаются буквы этого слова, и они его составляют под руководством воспитателя. Разбирается звуковой и слоговой состав слова. Слоги размещаются в рамочки.
Составляется (устно) предложение из трех слов: Маша любит масло.Схема этого предложения рисуется на доске или изображается на фланелеграфе.
Объясняется значение точки. (Загораживает путь, предлагает
отдохнуть.)
Загадка
Я маковой крупинкой Упала на тропинку. Остановила вас — Закончила рассказ.
(Точка)
3. Индивидуальная работа но разрезным азбукам. Вспоминаем
загадки. Дети из букв и слогов составляют отгадки: муха, ум,
оса, сом.
Физкультминутка
(Проводится перед индивидуальной работой)
Солнышко всходит и заходит.
Медленный подъем на носки и приседание.
МАСЛО СОУС МАЛО САЛО САМА |
4. Работа по разрезной азбуке большого формата. Чтение
слогов фронтально. Составление слов из этих слогов.
СО | ло |
МАС | УС |
МА | СА |
5. Работа с магнитной азбукой. Чтение слогов с договарива-нием до целого слова.
УХ | ЛУ | ЛА |
АХ | УЛ | ош |
ОХ | ЛА | шо |
6. Игра. «Узнай по голосу*.
Дидактическая задача.Развивать у детей фонематический слух.
Оборудование.Повязка или косынка.
Содержание.Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему завязывают глаза. Участники ходят по кругу и приговаривают:
Ты загадку отгадай,
Кто назвал тебя — узнай!
После этого кто-нибудь из детей называет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если угадывает — становится в круг, а называвший занимает его место.
7. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 15
Тема. Гласный звук Ы, буква Ы. Место звука в двух позициях — в середине слова и на конце. В русском языке нет слов, которые начинались бы с буквы Ы.
1. Анализ звука Ы. Звук гласный, произносится длительно. Рот широко не раскрывается, губы в улыбку не растягиваются.
Игровой момент «Пароход».