Остановимся на некоторых методических указаниях по руководству сюжетной игрой.
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отражать свои впечатления. В практике детских учреждений материал чаще бывает расположен в виде готовых сюжетных уголков (сюжетный уголок для игры в доктора, парикмахера, магазин и др.). Подобное расположение пособий для развития сюжетных игр на данном возрастном этапе неудачно, так как при этом не учитываются изменения, которые происходят в развитии ребенка на третьем году жизни. Все за него уже продумано, даны определенные сюжеты и полностью подобран необходимый материал. Поэтому часто дети играют однообразно, неинтересно, сюжеты повторяются изо дня в день.
Как же все-таки разместить пособия в помещении группы?
В групповой комнате, где стоит крупная мебель (стол, стулья, кровати, шкаф для хранения чистой посуды), надо выделить место для сюжетных игр. Здесь можно поместить шкаф для одежды кукол (меняется в зависимости от времени года), плиту, диванчик, на котором будут располагаться куклы, и другие сюжетные игрушки. В этой части комнаты дети могут играть с игрушками, отображая различные бытовые сюжеты. Здесь же неплохо установить открытый шкаф или стеллаж для различных игрушек или атрибутов. Например, для игры в магазин понадобятся весы, некоторые овощи, фрукты (можно использовать игрушки или муляжи), сумочки, корзинки или другое оборудование, например для игры в доктора. Этот материал пополняют в зависимости от обогащения детей впечатлениями, новыми знаниями.
Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни в группе). Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на главное, существенное. Тем самым он помогает ребенку не только запомнить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи между действиями, во взаимоотношениях взрослых. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.
Как и на втором году жизни, важным средством для обогащения содержания игры являются специально организуемые воспитателем показы-инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и поступки людей. Например, устроив инсценировку «Упрямые барашки» (не захотели уступить друг другу дорогу через мостик и поэтому упали в воду), воспитатель противопоставляет показанному поведение двух девочек – Маши и Даши: они тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу и преодолели препятствие благополучно. Сюжетом для таких инсценировок могут быть сказки с участием знакомых малышам игрушек. Это расширяет возможности их использования в повседневных играх.
Для обогащения сюжетных игр можно применять макеты из игрушек, например зимний сюжет: зима, куклы лепят снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах; или макеты, которые выполняются к праздникам: нарядные куклы едут на автомобилях с шарами и флажками.
Полезно рассмотреть макеты вместе с детьми, поговорить о том, куда едут нарядные куклы, и др. Совместные игры воспитателя и детей – эффективный метод обогащения их деятельности. Играя с малышами, педагог поддерживает у них интерес к игре, стараясь усложнить ее содержание. Если он видит, что кто-то из детей играет неактивно, остается безучастным, подсаживается к нему, задает вопросы по ходу игры, вызывает воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений. Это не только удлиняет и обогащает игру, но и упражняет память малыша. Вопросы воспитателя вызывают детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на становление речи. Или, например, педагог видит, как ребенок завязывает бинтом руку, но у него плохо получается, и вот он уже готов бросить это дело, не достигнув цели. Воспитатель, обращаясь к малышу, говорит: «Я доктор, давай я тебя полечу». Внимательно осматривает руку, протирает ватой, бинтует. Затем предлагает: «Пойди спроси у ребят, не заболела ли у кого-нибудь кукла, я полечу». Своими действиями педагог подводит ребенка к ролевой игре.
Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чутко относится к интересам малышей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превращаться в натаскивание.
Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом.В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе должен быть крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, а также средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году жизни. Помимо этого, детей третьего года жизни подводят к сюжетной постройке, учат строить. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных соотношений. Поэтому руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, педагог в присутствии малышей создает разные сооружения, затем объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить: организует работу так, чтобы дети помогали ему, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предметов, поддерживает интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Например, ребенок играет в зоопарк. Воспитатель уточняет, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Совместно решают: надо сделать из кубиков домик. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные, птицы), различными атрибутами для оформления построек (флажки, звездочки, елочки и др.).
По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф или класть его на стеллажи в соответствии с формой. Такое хранение помогает содержать его всегда в порядке. Кроме того, у ребенка закрепляется представление о форме предметов.
Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и простые конструкторы,с помощью которых ребенок может делать несложные предметы, например домик из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления, и др. Если, действуя с конструктором, малыш в чем-то затрудняется, не надо спешить ему на помощь. Но если ребенок не может обойтись без взрослого, не делая за него абсолютно все, надо ему показать и объяснить, что можно выполнить из деталей и почему именно так, чтобы в дальнейшем он мог сам решить подобную задачу.
Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения.Путем наблюдений малыши знакомятся со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Объектами наблюдений могут быть животные, находящиеся в группе, рыбки в аквариуме, растения, картины, на которых изображены пейзажи, цветы (время от времени их надо менять). Рассматривая вместе с детьми окружающее, воспитатель пробуждает у них желание наблюдать самостоятельно. Если воспитатель видит, что ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь ему увидеть в наблюдаемом объекте или явлении главное, существенное. При этом малыши могут задавать вопросы, что будет свидетельствовать об уровне их познавательной деятельности.
Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры.Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать пирамидки из 6–8 колец, детям от 2,5 до 3 лет – пирамидку из 8—10 (12) колец и даже фигурные пирамидки.
Малыши любят играть с матрешками.В первом полугодии (в возрасте от 2 до 2,5 лет) они собирают и разбирают 4—5-местные игрушки, а во втором полугодии – 6—7-местные.
С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой.Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы несложных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образцу, ребенок должен ориентироваться на форму и цвет. Так, играя, он закрепляет знание свойств предмета.
В группе должен быть игровой материал, различный по цвету.Располагать игрушки надо так, чтобы малыши могли ими пользоваться. Воспитатель помогает детям организовать игру. Например, в коробке подобраны разнообразные предметы основных цветов: грибы, шарики, палочки, кольца. К ним даны цветные дощечки таких же цветов. Взяв для игры пособие, ребенок должен сам разложить эти предметы на дощечки соответствующих цветов.
Для упражнений в восприятии и запоминании основных цветов надо иметь игрушки, предметы, окрашенные в эти цвета. Например, у кукол должны быть красные и желтые платья, у мишек синие штаны, у других кукол красные косынки. Строительный материал также должен иметь разную окраску. Во время самостоятельной деятельности детям можно предлагать, например, такое задание: «Давайте внимательно посмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеленого или синего цвета?» Подобные задания способствуют развитию у малышей ориентировки в окружающем, наблюдательности.
Большой интерес в самостоятельных играх у детей вызывают складные кубики:из их частей можно собирать целый предмет. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать от 2 до 4 частей, детям от 2,5 до 3 лет – до 6 частей. На картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышам предметы и их части, чтобы они могли сложить целый предмет.
В самостоятельной деятельности ребенок использует разнообразные лото(«Лото малышам», ботаническое, зоологическое, лото «Транспорт», «Мебель», «Посуда»). Эти игры использовались на занятии, и дети знают, что нужно делать.
В работе с детьми третьего года жизни широко используют книги, серии картинокдля воспитания умения самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место – все эти задачи воспитатель решает, организуя самостоятельную деятельность ребенка. К выбору места хранения книг и картинок надо отнестись особо внимательно. Место должно быть спокойное, светлое, чтобы малышу, пожелавшему заняться книгой, не мешали другие дети. Хранятся книги на полочке или в шкафу так, чтобы их можно было свободно брать. Для самостоятельных занятий детям дают те книги и картинки, которые использовались на занятии и им знакомы. Но вполне естественно, что в самостоятельное пользование можно предлагать и то, что малышам не знакомо. При этом содержание иллюстраций в книге или картинок должно быть таким, что, имея определенный опыт, ребенок может сам в нем ориентироваться, например тематические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты и др.). Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили. Если воспитатель видит, что у ребенка исчез интерес к книге, надо или самому подключиться и своим участием поддержать интерес малыша, или же переключить его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.
Для закрепления навыков изобразительной деятельностина третьем году жизни ребенку в самостоятельное пользование можно давать только мел и доску. Карандаши и пластилин использовать нецелесообразно, так как у детей пока еще нет устойчивого отношения к использованию данного материала, поэтому без внимания воспитателя малыши могут применять его не по назначению. В группе следует иметь доску настенную или переносную, на ножках.
В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занимать действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности,связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием. Но поручение надо предлагать ребенку не для того, чтобы только чем-то занять его. Оно должно являться одним из средств трудового воспитания, а также способствовать решению задач развития ориентировочных реакций и речи. Давая ребенку поручение, надо проследить, чтобы малыш сумел его выполнить, так как на данном возрастном этапе дети часто отвлекаются и забывают о задании. Следует подбирать для ребенка такие поручения, при выполнении которых ему потребуется сделать усилие, подумать, как действовать. Полезны разнообразные словесные поручения: «пойди скажи», «пойди позови» и др. Они способствуют развитию общения и со сверстниками, и со взрослыми.
Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения,но и в этом возрасте ребенок устает от их однообразия. Дети не могут долго ходить, бегать, однообразно двигаться. Есть много средств для развития движений. С этой целью используют режимные и гигиенические процессы, привлекают детей к участию в работе взрослых, дают различные посильные поручения – что-то принести или отнести. Такие приемы расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, повышают двигательную активность.
Но особенно эффективным средством развития движений ребенка является игра.Во время игры малышу создают условия для движений как в группе, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В группе должны быть игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игрушечные автомобили, небольшие доски, ящики. Это особенно важно, когда дети по какой-либо причине не гуляют на участке. В групповой комнате, если позволяет площадь, или в каком-либо другом помещении можно разрешать малышам кататься на велосипеде (под контролем взрослого), играть в мяч, предложив ребенку не бросать его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей или взрослый, и показать, какие движения нужно делать.
На участке должны быть специальные пособия – шестигранники, лесенки, доски различной ширины, приспособления для игры в мяч, чтобы во время прогулок дети могли достаточно и разнообразно двигаться: развивать координацию общих движений, учиться преодолевать небольшие препятствия, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, согласовывать свои движения с движениями других детей.
Пособия, предназначенные для физических упражнений, должны храниться вне помещения группы.
Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.
Контроль за развитием детей раннего возраста
Контроль за развитием детей – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Каковы критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Система контроля за развитием ребенка (за детьми первого года жизни) разработанная в нашей стране в 30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием для создания для него необходимых условий – «социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л.С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода, в так называемые эпикризисные сроки.
Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна взаимосвязь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.
Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей?
Прежде всего – состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которыми воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки – в эпикризисный период – особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой-вопросником.
Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго).
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон:
1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервно-психического развития ребенка второго года жизни[8] следует оценивать его исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризисные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в формировании психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности.
Каковы методы контроля за психическим развитием детей?
1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития).
2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
3. Метод диагностики психического развития ребенка.
От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить малышу уверенность, что он выполнит задание, стимулировать желание выполнить его. Обычно дети с большим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую – соответствующую нижнему возрастному этапу. Например, если ребенок 2 лет не выполнил задание, ему дается такое же, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в этом случае, если малыш справится с требованием, его тоже надо похвалить.
С помощью диагностики определяется «ближайшая зона» развития ребенка.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев – 2 года, а на третьем году – в пределах полугодия: 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев – 3 года.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25 % детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок (на втором году – 1-й квартал, на третьем году – 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризисных срока, а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризисных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе опережение на один эпикризисный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризисных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки): I степень – 1–2, II – 3–4, III – 5–7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризисных срока), во II группе – с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризисный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризисный срок, другая часть на 2 эпикризисных срока).
Таблица 28
Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни[9]
По группам развития в процентном отношении дети распределяются примерно так:
первая группа развития – 33,1 %; вторая группа – 52 %; третья группа – 13,65 %; четвертая группа – 1,25 %.
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1–2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой – обязательной консультации психоневролога.
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, осуществляет общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей фиксируется в дневнике группы (форма № 127), где помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей педагог приводит описание поведения эпикризисных воспитанников, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в карту психического развития, которая хранится в группе. Карту заводят на ребенка один раз в два года, на второй и третий год жизни (табл. 28, 29).
В таблице с левой стороны проставляется возраст детей, далее уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящиеся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на 2 года 6 месяцев.
Врач, используя данные педагога, выносит оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма № 112).
Для диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев; 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. Там же должны находиться и материалы по методике выявления уровня развития ребенка соответственно всем показателям.
Таблица 29