Ознакомление с окружающим. 17 страница
Воспитатель берет слепленные детьми две фигурки «девочек в шубке» и одну фигурку «мальчика в курточке», сделанную воспитателем, и 2-3 раза изображает их стремительный спуск с горки, сопровождая его стихами:
Даша, Маша и Егорка Взяли санки — и на горку! Сели в санки — понеслись, С горки — вниз, с горки — вниз!
(Т. Г. Казакова)
«А вы, ребята, любите кататься на санках?» — интересуется воспитатель (Ответы детей.) Предлагает детям покатать с горки вылепленные ими фигурки, спрашивает, какое у каждой фигурки имя. Эта игровая ситуация может продолжиться и в вечернее время. Для этого воспитатель ставит макет в доступном для детей месте. По своему желанию они могут дополнять композицию лепкой деревьев, елочек, собачки, котенка и т.д.
Организация детской игры
Продолжаются игры по зимней тематике и в помещении, и в условиях прогулки на участке. Детям оставляют в группе игрушки, которые использовались на дидактических занятиях (за исключением пластилиновых). Баранки и комочки из соленого теста вполне допустимо оставить для игры в качестве угощения для кукол и зверушек. В уже привычные сюжеты «чаепития» включаются новые действия: теперь и дети, и игрушки, когда их угощают, активно «благодарят» — говорят «Спасибо, спасибо», кивают головкой. В игру постепенно включается речь «за себя» («Кушай, Зайка, калачи») и «за Зайку» («Спасибо, спасибо»), появляется, таким образом, первая ролевая речь. Обычно детям раннего возраста требуется многократное повторение-проигрывание одной и той же игровой ситуации и одних и тех же игровых действий. Воспитатель не должен препятствовать этому, но может ненавязчиво внести некоторое разнообразие: добавить новую игрушку, с которой можно произвести то же действие («А вот к нам и кукла Настя пришла. Давай ее тоже угостим! Ах, как вкусно! Настя говорит: „Спасибо, спасибо!"».) Если дети согласны с введением новых игрушек, можно попробовать привлечь к игре в качестве «гостя» другого ребенка — угощать и благодарить друг друга. Следует помнить, что для малышей переход от игры с игрушкой к игре с партнером-ребенком очень часто бывает затруднен, поэтому это делать надо очень осторожно и обязательно через совместную игру с воспитателем, который сначала принимает на себя роль «гостя» или «хозяина», а потом передает ее другому ребенку. Опять же партнер-ребенок должен быть уже более или менее умелым «игроком». Подобные игровые объединения ведут впоследствии к появлению совместной ролевой игры.
Мальчики продолжают предпочитать игру с машинками, кубиками, строительным материалом. Воспитатель может постараться придать их игре более сюжетный характер, задать игровую задачу (например, привести продукты в кухню, где повар уже готовит
обед для детей или зверей), которую дети выполнят с удовольствием. Можно устроить дороги в «праздничном городе» из кубиков, или «в зимнем лесу» (на фоне панно-декорации из детских работ), и машины будут не просто ездить, а перевозить гостей, зверей, продукты, игрушки, книги или даже «снег», сделанный из мятых салфеток. Дети уже легко справляются с включением в игру предложенных педагогом дополнительных построек, игрушек, оборудования, понимают, как можно играть, вспоминают события из своего опыта и с помощью взрослого пытаются отразить их в игре.
В то же время игры с кубиками или машинками представляют и самостоятельную ценность для играющих детей, и если педагог слишком активно вводит в них сюжеты, не вполне понятные для детей, игра легко распадается.
ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с русской народной сказкой о животных «Теремок», будут учиться слушать и понимать простые тексты, следить за действиями персонажей, запоминать героев сказки и их повторяющиеся диалоги. Отталкиваясь от сказочного сюжета, педагог предложит детям поиграть «в домики», «в теремки». Широкое использование на этой неделе малых форм фольклора — песенок, потешек, героями которых являются различные животные, позволит педагогу создать увлекательные игровые ситуации, развивать у детей память, воображение, восприятие речи и языковое чутье. Дети будут украшать сказочных петушков нарядными «перышками», овладевая при этом приемами рисования кистью и красками разных цветов. Знакомя детей с образами животных — героев сказки и поэтического фольклора, педагог будет стремиться вызвать у них добрые чувства, сопереживание, желание помочь. На этой неделе дети также узнают о свойствах снега (тает в тепле); будет проведено занятие по развитию тактильной чувствительности; на занятиях по конструированию педагог будет подводить детей к пониманию функции созданной ими конструкции. Продолжится работа по закаливанию детей; педагог будет упражнять их в равновесии, в умении прыгать двумя ногами с продвижением вперед.
Организация наблюдений. «Снеговик в гостях у ребят»
Задачи.Использовать игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега: тает, превращается в воду в помещении, в тепле.
Материалы.Вылепленный из снега Снеговик (высота 40-50 см); ведро (10—12 см диаметре), ленточки, сухие веточки, уго-лечки (пуговки), красный колпачок от фломастера; блюдце с очень небольшим количеством снега.
Содержание наблюдения.Снеговика ставят в высокую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика, дети рассматри-
вают его, вспоминают, как они лепили сами Снеговика (воспитатель показывает снег на блюдце и говорит: «Вот из такого снега». Педагог предлагает подарить ему «шляпу» (игрушечное ведро), украсить «шляпу» цветными ленточками, сделать метелочку из веточек, глазки, нос и т.п. Воспитатель предлагает «угостить» Снеговика сосульками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее). Дети украшают Снеговика цветными бусами (заготовленными заранее). Взрослый предлагает прочитать Снеговику стихотворение:
Два блестящих уголька — Глазки у Снеговика, Яркий нос, в руках — метла, Веселится детвора!
(Л. Павлова «Снеговик»)
Воспитатель обращает внимание малышей на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные сосульки, льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. «Если мы не вынесем Снеговика на улицу, на мороз, то он превратится в водичку — растает, вот как этот снег на блюдце», — поясняет и показывает блюдце воспитатель (там вода).
Снеговика выносят на участок. Уходя, Снеговик угощает малышей морковками: «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки» — поясняет гость.
«Мы пойдем гулять и увидим нашего Снеговичка», -- говорит педагог, заканчивая наблюдение.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, быть опрятными. Он постоянно контролирует малышей и помогает им в их действиях и в стремлении выполнять различные процедуры самостоятельно.
Педагог объясняет малышам необходимость выполнения правил гигиенического поведения: уметь обращать внимание на свой вид, аккуратно есть, правильно сидеть за столом, не бросать мусор на пол.
Воспитатель продолжает учить детей самостоятельно причесываться перед зеркалом, устранять беспорядки в своей одежде, самостоятельно и с помощью взрослого переодеваться по мере необходимости (во время физкультурных и музыкальных занятий, подготовке к дневному сну и др.).
При осуществлении закаливающих процедур, таких как обливание ног водой с постепенным снижением ее температуры, при-
учать детей также к некоторым действиям — насухо вытирать ноги, руки, надевать носки или гольфы, обувь.
Для лучшего усвоения малышами правил личной гигиены воспитатель предлагает детям осуществление подобных действий в тематических или сюжетно-ролевых играх с использованием кукол — «дочек», «сестричек».
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Теремок» 2. Физкультура. № 37-38 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание фортепианной пьесы Н. По-толовского «Лошадка». Повторение песни «Я на лошади скачу». Повторение упражнения из предыдущего занятия. Игра «Прятки» (муз. В. Петровой, автор игры Н. Кругляк) 2. Конструирование. «Мостик для машин» |
Среда | 1. Рисование. «Петушок — Золотой гребешок» 2. Действия с предметами. «Чудесный мешочек» |
Четверг | 1. Речь. «Шла лисичка по мосту» 2. Физкультура. № 37-38 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение песни «Я на лошади скачу». Слушание песни «Кот Васька» (русская народная мелодия в обр. Г.Лобачева, слова Н.Френкель). «Угадайка» на тему: «Кто живет в лесу?», пьесы — «Мишка», «Зайка», «Птички», «Лошадка». Упражнение на воспроизведение в движениях марша, бега, плясовой, шага мишки. Повторение игры «Прятки» 2. Лепка. «Подарим игрушки Зайке и Мишке» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Теремок»
Задачи.Учить понимать короткие, простые по содержанию тексты. Внимательно следить за развитием действий каждого персонажа; улавливать и понимать простейшие причинно-следственные отношения. Ввести новые слова и словосочетания: «теремок», «те-
рем-терем-теремок», «кто в тереме живет?», являющиеся синонимами: «дом-домик», «кто в домике живет?». Формировать представления о том, что дома бывают разные. Подчеркивать юмористичность сюжета, вызывать интерес не только к содержанию, но и форме исполнения сказки.
Материалы.Пособие настольного театра «Теремок». Русская народная сказка «Теремок» — книга с иллюстрациями.
Содержание занятия.Воспитатель на память рассказывает русскую народную сказку, используя фигурки настольного театра. Последовательность изложения произведения синхронно совпадает с перемещениями персонажей сказки.
Заключительная часть сказки обыгрывается, показывается медведь как добрый, но неуклюжий, смешной персонаж этой сказки. Педагог говорит: «Зверюшки обязательно построят новый домик — теремок». Особое внимание обращается на понимание того, что терем — это дом, место обитания сказочных животных.
А далее педагог собирает детей вокруг себя и, показывая им книжные иллюстрации, инициирует узнавание героев, высказывание последовательности действий персонажей сказки. Особое внимание обращается на изображение терема (какой он, из чего сделан) и подведение детей к выводу: дома бывают разные (настоящие — деревянные, кирпичные и сказочные).
Физкультура. № 37-38
Задачи.Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед (4-5 прыжков подряд). Закреплять умение ходить по ограниченной площади, перешагивать невысокие предметы (кубики, мешочки с песком), удерживая равновесие.
Материалы.Доска шириной 25-30 см, кубики, разноцветные мешочки с песком (вес 150 г), обручи разного диаметра.
Содержание занятия. Вначале занятия детям предлагается игровое упражнение «По ровненькой дорожке». Воспитатель помогает детям построиться в колонну по одному и пойти «гулять». Сначала говорит: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке». Дети идут ровным шагом. На слова: «По камушкам, по ка-
мушкам» — дети прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. Затем на слова: «В яму — бух!» — присаживаются на корточки. «Вылезаем из ямки», — говорит воспитатель, дети встают. Игра повторяется.
Для того чтобы увеличить количество повторений того или иного вида движений, воспитатель может варьировать текст, повторяя соответствующую этому виду движения строчку текста. Вначале воспитатель сам ведет колонну, затем отходит в сторону и следит, как дети выполняют движения, согласуя их с ритмом текста.
После игры воспитатель обращает внимание детей на заранее подготовленные мешочки с песком и предлагает детям взять их. Воспитатель помогает детям встать полукругом, встает напротив их и говорит: «Посмотрите, какие необычные мешочки мы приготовили для вас. Покачайте мешочки в руках, чувствуете, они тяжелые. Крепко держите их. Сейчас мы будем делать упражнения, чтобы стать сильными и крепкими. Смотрите на меня внимательно и повторяйте движения за мной».
Общеразвивающие упражнения с мешочками.
1. Стоя, руки опущены вниз, в одной руке мешочек. Вытянуть
прямые руки вперед ладонями вверх (покажи мешочек); отвести
руки за спину (спрячь мешочек). (Повторить 4-6 раз.)
2. Наклониться, положить мешочек перед собой. Выпрямиться.
Спрятать руки за спину. Наклониться, взять мешочек; выпрямить
ся. (Повторить 3-4 раза.)
3. Сидя на ковре, мешочек в руке. Поднять одну ногу, перело
жить под ней мешочек в другую руку, ногу опустить. То же под
другой ногой. (Повторить 4 раза.)
4. Положить мешочек перед собой. Прыгать вокруг мешочка
в одну и другую сторону (с отдыхом).
5. Ходьба друг за другом. Положить мешочки в коробку.
Воспитатель выстраивает детей друг за другом перед последовательно положенными предметами: доской, 4—5 кубиками (между ними 40—50 см) и обручами («трудная дорожка»). Важно объяснить, что идти надо осторожно, удерживая равновесие, точно по доске, перешагивать кубики, не задевая их, наступать в середину каждого обруча. Одновременно с объяснением воспитатель демонстрирует правильное прохождение «трудной дорожки». Затем дети по очереди выполняют данное задание. Воспитатель помогает затрудняющимся детям, подбадривает их.
Подвижная игра «Поймай снежинку» (по аналогии с игрой «Поймай комара»). К небольшой палочке привязывают веревку, на конце которой закреплена вырезанная из картона снежинка. Дети стоят по кругу, а воспитатель вращает палочку со снежинкой над их
17 :3iin;i:i 544
головой. Они подпрыгивают на двух ногах, стараются дотронуться до снежинки — поймать ее.
В конце занятия воспитатель проводит игру «Угадай, кто кричит». Воспитатель предлагает детям взяться за руки и выстраивает с ними круг. Настраивая детей на игру, воспитатель просит их закрыть глаза и очень внимательно слушать, кто придет к ним в гости и споет свою песенку. «А мы с вами должны угадать, кто к нам приходил». Далее воспитатель поочередно имитирует звуки, произносимые животными, которые хорошо знакомы детям (кошка, собака, свинья и т.д.). Дети угадывают. Последним можно назвать мышонка и предложить детям тихо-тихо, как мышки, выйти из зала.
На прогулке и во второй половине дня.Везти санки за веревку. Пытаться катать на санках друг друга (с помощью взрослого). Ходить по снежным валам.
В помещении.Подвижная игра «К куклам в гости».
Конструирование. «Мостик для машин»
Задачи.Учить строить по образцу, называть детали «Строителя», их цвет; из нескольких деталей делать целое; подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции.
Материалы.Настольный (мелкий) строительный материал на каждого ребенка: 2 призмы, 1 пластина, 4 кубика, 1 маленькая машинка.
Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4— 6 чел.), воспитатель обращает внимание на детали конструктора (призмы и пластина), закрепляет названия деталей и их цвет, предлагает построить мостик для машин: «Дети, сегодня мы будем строить мостик для маленьких машин. Посмотрите, как я буду строить:
положу пластину, возьму два кубика, поставлю один на другой около одного конца пластины, затем еще возьму два кубика и поставлю так же один на другой около другого края пластины, ближе к себе. Сейчас сверху на кубики положу пластину, а по бокам поставлю призмы, чтобы машинка вот так легко съезжала с мостика. Сейчас посмотрим, как машинка будет съезжать по мостику».
Сели на машину, Налили бензину, На машине ехали, До реки доехали.
(И.Токмакова «Поиграем!», отрывок)1
Воспитатель катает машинку по мостику и приговаривает: «Сначала машинка заезжает по горочке на мостик с одной стороны, едет по мостику, а потом съезжает с него с другой стороны, вот так — би-би-би».
Далее воспитатель дает детям из общей коробки по пластине, 4 кубика и 2 призмы и предлагает построить мостик. В процессе выполнения задания воспитатель называет последовательность действий, обращая внимание детей на образец, подбадривает детей, помогает тем, кто не справляется.
Далее воспитатель выравнивает мостики, приговаривая: «Вот какой красивый мостик получился у Степы, и у Димы, и у Сережи». Предлагает детям взять маленькие машинки и покатать по мостику. Дети берут маленькие машинки и катают их по выстроенным мостикам, подражая сигналам автомобиля.
Рядом с мостиком можно построить дорожки, по которым гуляют маленькие матрешки.
Рисование. «Петушок — Золотой гребешок»
Задачи.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения, овладевать простыми приемами рисования кистью и красками разных цветов.
Материалы.Силуэты петушков, вырезанных воспитателем из бумаги пастельных и контрастных цветов, краски гуашь (5—6 цветов), кисти, банки с водой, салфетки для осушения кисти.
1 100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 28.
17* 259
Предварительная работа.Рассказывание потешек, пение песенок о петушке, рассматривание иллюстраций с его изображением (петушок клюет, поет).
Содержание занятия.Дети садятся на ковер, воспитатель показывает им красивый конверт, раскрывает его, достает письмо и читает: «Здравствуйте, дети! Я хочу с вами дружить, а как меня зовут — догадайтесь сами: у меня красивый хвост с узорами, у меня — сапожки со шпорами, я вместе с солнышком встаю, деткам спать не даю, всех бужу».
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает: «ку-ка-ре-ку». В это время слышится стук в дверь — входит взрослый в ярком костюме Петушка. Он здоровается с детьми и спрашивает: «Ребята, а вы мое письмо получили, загадку отгадали? (Дети отвечают.) Обращает их внимание на свой наряд: «Посмотрите, какой красный у меня гребешок, а хвост с узорами, двойная бородка, важная походка». Петушок под музыку ходит вокруг детей. Затем он говорит: «Ребята, а я пришел к вам с маленькими петушками. Давайте их позовем». Петушок вместе с детьми зовет: «Петушки, ку-ка-ре-ку, выходите поскорей, у вас много здесь друзей!» Воспитатель достает из конверта силуэты и ставит их на мольберт. «Вот где спрятались петушки! — удивляется он. — Но почему у вас нет красивых перышек, узоров на хвосте?» Петушок просит детей помочь всем петушкам стать нарядными: «А что для этого нужно сделать?» Дети отвечают: «Надо нарисовать красивые перышки, на хвосте узоры» (если дети затрудняются, педагог подсказывает). Каждый ребенок выбирает силуэт петушка. Затем все садятся за столы, на которых стоят краски, кисти, баночки с водой, салфетки, и начинают рисовать.
В процессе занятия Петушок радуется результатам детского творчества и выражает желание тоже украсить маленького петушка: «Мне очень нравится, как у вас красиво получается, попробую и я порисовать». Берет кисточку и украшает силуэт. Воспитатель хвалит Петушка и всех детей, напоминает, что надо рисовать красками разных цветов, тогда и петушки будут красивыми и нарядными. Когда дети закончат рисовать, воспитатель просит Петушка помочь ему собрать силуэты маленьких петушков и положить их на отдельный стол. «Вот теперь все петушки собрались вместе», — говорит он и предлагает детям найти тех, которые «клюют зернышки» или «поют песенку». Затем дети, как «маленькие петушки», тоже могут «клевать зернышки» (приседать и стучать пальчиком по полу) или подговаривать слова песенки:
— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?1
Эти игровые действия могут повторяться 2-3 раза.
В вечернее время эта игра может продолжаться. Дети используют силуэты петушков для изображения отдельных «сценок» («петушки встретились и вместе громко поют свою песенку», «петушки нашли зернышки и стали их клевать», «петушки увидели жучков, червячков» и т.д.). В процессе игры воспитатель напоминает детям слова потешки, чтобы они самостоятельно ее повторяли.
Действия с предметами. «Чудесный мешочек»
Задачи.Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Развивать активный словарь детей при назывании игрушек, выбранных из мешочка.
Материалы. Яркий, красивый мешочек. Набор пластмассовых шариков, деревянных втулочек, маленьких машинок и т.п. для вкладывания в чудесный мешочек.
' Капица О. И. Детский фольклор.
Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к мешочку, наполненному игрушками. «Дед Мороз принес ребятам игрушки. Какие игрушки в мешочке?» — спрашивает педагог, предлагая малышам, каждому поочередно, вынуть из мешочка предмет; показать всем выбранную игрушку и назвать ее.
Игрушки рассматриваются, отмечается их цвет, подчеркивается их основная функция — они катаются. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга и начинают катать, названный воспитателем предмет (один ребенок другому). При этом педагог обращает внимание детей, как предметы по разному катаются, как лучше ловить движущиеся предметы (подставив полураскрытые ладошки) и т.п.
В конце занятия дети убирают поочередно названные воспитателем предметы.
Речь. «Шла лисичка по мосту»
Задачи. Развивать восприятие речи, языковое чутье. Вовлекать детей в диалог. Активизировать глаголы, наименования животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик. Платок.
Содержание занятия. Воспитатель усаживает детей рядом с собой и читает потешку.
Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок'.
Далее педагог ведет диалог с детьми: задает им вопросы и сам на них отвечает, дети подговаривают отдельные слова.
— Кто идет по мосту?
— Кто несет вязанку хворосту? (Достает игрушку — лису.)
1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 14.
— Зачем лисе хворост? (Демонстрирует вязанку веточек.)
Ответы детей.
Воспитатель: «Хворост, чтобы печь топить, обед варить. Зачем обед?»
Вместе с детьми: «Гостей кормить».
— А гости кто?
Вместе с детьми: «Медведь, еж да кот, да Ваня, да мы с вами». (Выставляет игрушки.)
Разыгрывают диалог еще раз, манипулируя игрушками. Дети подговаривают слова.
Воспитатель: «Сейчас мы все как будто в гостях у лисы. Будем петь и танцевать. Тили, тили, бом; тили, тили, бом».
Дети перемещаются на ковер, выполняют несложные движения (приседают, топают ногами, сопровождая движения звукоподражаниями. (Повторить 4 раза.)
«Гости потанцевали и решили поиграть», — говорит воспитатель. Дети перемещаются на свои места. «Играют лиса, медведь, Ваня, кот и еж», — показывает воспитатель. Дети называют игрушки вместе с воспитателем (сопряженная и отраженная речь). «Закрывайте глаза, — предлагает педагог и прячет под платок лису. — Открывайте глаза. Кто спрятался? Кого не стало?». Таким же образом обыгрываются все игрушки. При появлении спрятанной игрушки дети хлопают в ладоши.
Затем воспитатель накрывает платком кого-либо из детей. Дети при этом сидят с закрытыми глазами. «Кто спрятался? Кого нет? — спрашивает педагог и снимает платок, радостно удивляется: — Вот он!»
«Кто хочет потанцевать с игрушками? С кем ты хочешь потанцевать? — обращается к кому-либо из детей воспитатель: — Потанцуй: тили, тили, бом; тили, тили бом». Ребенок танцует с игрушкой. Все дети хлопают в ладоши и произносят звукоподражания.
Игра переходит в свободную деятельность детей.
Лепка. ^Подарим игрушки Зайке и Мишке»
Задачи. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; развивать сюжетно-игровой замысел; закрепить полученные ранее умения в лепке. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
Материалы. Игрушки: зайчик и мишка, макет «комнатки» из бумаги разных цветов, рисунок «коврика»; бумажные салфетки, пластилин, стеки, клееночки, клеящие карандаши, тряпочки для рук.
Предварительная работа. Игры с игрушками, изображающими животных, рассматривание иллюстраций, картинок анималистического жанра, чтение потешек, пение песенок.
Содержание занятия. На столе у воспитателя макет «комнатки» (полоса бумаги пастельных тонов 20x40 см со сгибами по краям, что помогает придать полосе вертикальное положение и стать «стеной». Другой лист служит «полом»).
Воспитатель привлекает внимание детей к макету: Посмотрите, ребята, какая красивая «комнатка», на полу лежит полосатый коврик, а на «стене» висит картинка, на ней нарисованы цветы. А кто живет в этой «комнатке»? Вы сейчас догадаетесь. У него длинные уши, короткий хвост, он ловко прыгает и грызет морковку. Это зайчик. А это кто? Он большой, лохматый, косолапый, любит мед. Это медведь. — Воспитатель: Так кто же живет в этой «комнатке»? Дети: «Зайка и Мишка».
Воспитатель сажает игрушки на полосатый коврик и говорит: «Зайка и Мишка живут дружно, любят играть в игрушки. А в комнатке нет игрушек, поэтому им стало грустно. Вы, ребята, можете из пластилина слепить игрушки. А какие игрушки можно сделать? Зайка и Мишка любят играть в мячик, катать машинку, тележку, строить из кубиков домик, собирать из шариков башенку, пирамидку. А в какие игрушки вы любите играть? (Дети отвечают). Свою любимую игрушку можете слепить из пластилина или сделать из бумажных комочков и подарить Зайке и Мишке».
Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал и приступает к лепке. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется реализовать свой замысел, напоминает приемы лепки способами раскатывания формы в ладонях, сплющивания комка, соединения частей предмета, фигурки. Обращает внимание на передачу характерных признаков того или иного образа. Например, если ребенок по подсказке взрослого решил слепить игрушку неваляшку, он дает ему стеку, чтобы изобразить лицо. Это вызывает у ребенка положительные эмоции, ему нравится, что неваляшка стала смеяться, улыбаться. Воспитатель может включиться и сделать тележку, домики и др.
После занятия воспитатель предлагает детям собрать все игрушки, которые они сделали, рассмотреть, что у каждого получилось, спрашивает, какую игрушку он подарит Зайке и Мишке. «Как много игрушек вы слепили из пластилина и сделали из бумажных комочков. А теперь свои игрушки подарите Зайке и Мишке», — говорит воспитатель.
Дети относят свои поделки в «комнатку» и кладут их на «коврик». Воспитатель: «Посмотрите, Зайке и Мишке очень понравились ваши подарки. Теперь у них стало много игрушек. Можно будет играть со своими друзьями».
В вечернее время дети продолжают игру, используя макет «комнатки». Они могут фломастерами нарисовать «коврики», «на стенах — обои», повесить новые картинки, слепить «стол, диванчик, стульчики», чтобы пригласить в гости кукол, подарить им слепленные из пластилина игрушки.
Организация детской игры
В игре детей закрепляется представление о доме: у каждого есть свой дом, у всех он разный. Можно построить домики для игрушек из коробочек разного размера в зависимости от величины игрушки. Для мелких зверушек можно сделать общий дом — из большой коробки; внутрь поставить игрушечную мебель, а если ее нет — сделать ее из кубиков (но не сложную, чтобы она не разваливалась во время игры. Рациональнее всего просто «обозначить» ее кубиками как предметами-заместителями: «этот кубик — диван, а этот — столик»). Так можно построить и теремок, если есть соответствующие игрушки маленького размера: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь. Детям напоминают сказку, проговаривают фрагменты из нее. Можно предложить детям устроить и «большой теремок» — натянув или набросив чистую занавеску поверх конструкции из детских стульчиков или другой мебели. Это «до-
мик», в котором подолгу и с удовольствием могут играть и сами дети, а не только игрушки. Они забираются «под крышу» по 2— 3 человека, вылезают и залезают обратно, пускают к себе друзей. Это способствует объединению детей, исчезновению страха перед сверстниками, снижает вероятность появления таких нежелательных переживаний, как страх темноты, тесноты, человеческих прикосновений. Дети любят играть в такой «домик», их возникающее общение окрашивается положительными эмоциями.