Ознакомление с окружающим. 17 страница

Воспитатель берет слепленные детьми две фигурки «девочек в шубке» и одну фигурку «мальчика в курточке», сделанную вос­питателем, и 2-3 раза изображает их стремительный спуск с гор­ки, сопровождая его стихами:

Даша, Маша и Егорка Взяли санки — и на горку! Сели в санки — понеслись, С горки — вниз, с горки — вниз!

(Т. Г. Казакова)

«А вы, ребята, любите кататься на санках?» — интересуется вос­питатель (Ответы детей.) Предлагает детям покатать с горки вы­лепленные ими фигурки, спрашивает, какое у каждой фигурки имя. Эта игровая ситуация может продолжиться и в вечернее вре­мя. Для этого воспитатель ставит макет в доступном для детей месте. По своему желанию они могут дополнять композицию леп­кой деревьев, елочек, собачки, котенка и т.д.

Организация детской игры

Продолжаются игры по зимней тематике и в помещении, и в условиях прогулки на участке. Детям оставляют в группе игруш­ки, которые использовались на дидактических занятиях (за исклю­чением пластилиновых). Баранки и комочки из соленого теста вполне допустимо оставить для игры в качестве угощения для ку­кол и зверушек. В уже привычные сюжеты «чаепития» включают­ся новые действия: теперь и дети, и игрушки, когда их угощают, активно «благодарят» — говорят «Спасибо, спасибо», кивают го­ловкой. В игру постепенно включается речь «за себя» («Кушай, Зайка, калачи») и «за Зайку» («Спасибо, спасибо»), появляется, таким образом, первая ролевая речь. Обычно детям раннего воз­раста требуется многократное повторение-проигрывание одной и той же игровой ситуации и одних и тех же игровых действий. Воспитатель не должен препятствовать этому, но может ненавяз­чиво внести некоторое разнообразие: добавить новую игрушку, с которой можно произвести то же действие («А вот к нам и кук­ла Настя пришла. Давай ее тоже угостим! Ах, как вкусно! Настя говорит: „Спасибо, спасибо!"».) Если дети согласны с введением новых игрушек, можно попробовать привлечь к игре в качестве «гостя» другого ребенка — угощать и благодарить друг друга. Сле­дует помнить, что для малышей переход от игры с игрушкой к игре с партнером-ребенком очень часто бывает затруднен, поэто­му это делать надо очень осторожно и обязательно через совмест­ную игру с воспитателем, который сначала принимает на себя роль «гостя» или «хозяина», а потом передает ее другому ребенку. Опять же партнер-ребенок должен быть уже более или менее умелым «иг­роком». Подобные игровые объединения ведут впоследствии к по­явлению совместной ролевой игры.

Мальчики продолжают предпочитать игру с машинками, куби­ками, строительным материалом. Воспитатель может постараться придать их игре более сюжетный характер, задать игровую задачу (например, привести продукты в кухню, где повар уже готовит

обед для детей или зверей), которую дети выполнят с удовольстви­ем. Можно устроить дороги в «праздничном городе» из кубиков, или «в зимнем лесу» (на фоне панно-декорации из детских работ), и машины будут не просто ездить, а перевозить гостей, зверей, продукты, игрушки, книги или даже «снег», сделанный из мятых салфеток. Дети уже легко справляются с включением в игру пред­ложенных педагогом дополнительных построек, игрушек, оборудо­вания, понимают, как можно играть, вспоминают события из сво­его опыта и с помощью взрослого пытаются отразить их в игре.

В то же время игры с кубиками или машинками представляют и самостоятельную ценность для играющих детей, и если педагог слишком активно вводит в них сюжеты, не вполне понятные для детей, игра легко распадается.

ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с русской народной сказкой о животных «Теремок», будут учиться слушать и понимать простые тексты, следить за дей­ствиями персонажей, запоминать героев сказки и их повторяющие­ся диалоги. Отталкиваясь от сказочного сюжета, педагог предло­жит детям поиграть «в домики», «в теремки». Широкое использо­вание на этой неделе малых форм фольклора — песенок, потешек, героями которых являются различные животные, позволит педагогу создать увлекательные игровые ситуации, развивать у детей память, воображение, восприятие речи и языковое чутье. Дети будут укра­шать сказочных петушков нарядными «перышками», овладевая при этом приемами рисования кистью и красками разных цветов. Зна­комя детей с образами животных — героев сказки и поэтического фольклора, педагог будет стремиться вызвать у них добрые чувства, сопереживание, желание помочь. На этой неделе дети также узна­ют о свойствах снега (тает в тепле); будет проведено занятие по развитию тактильной чувствительности; на занятиях по конструи­рованию педагог будет подводить детей к пониманию функции созданной ими конструкции. Продолжится работа по закаливанию детей; педагог будет упражнять их в равновесии, в умении прыгать двумя ногами с продвижением вперед.

Организация наблюдений. «Снеговик в гостях у ребят»

Задачи.Использовать игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега: тает, превращается в воду в помещении, в тепле.

Материалы.Вылепленный из снега Снеговик (высота 40-50 см); ведро (10—12 см диаметре), ленточки, сухие веточки, уго-лечки (пуговки), красный колпачок от фломастера; блюдце с очень небольшим количеством снега.

Содержание наблюдения.Снеговика ставят в высокую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения темпе­ратуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика, дети рассматри-

вают его, вспоминают, как они лепили сами Снеговика (воспита­тель показывает снег на блюдце и говорит: «Вот из такого снега». Педагог предлагает подарить ему «шляпу» (игрушечное ведро), ук­расить «шляпу» цветными ленточками, сделать метелочку из вето­чек, глазки, нос и т.п. Воспитатель предлагает «угостить» Снегови­ка сосульками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее). Дети украшают Снеговика цветными бусами (заготовленными заранее). Взрослый предлагает прочитать Снеговику стихотворение:

Два блестящих уголька — Глазки у Снеговика, Яркий нос, в руках — метла, Веселится детвора!

(Л. Павлова «Снеговик»)

Воспитатель обращает внимание малышей на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные сосульки, льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. «Если мы не вынесем Сне­говика на улицу, на мороз, то он превратится в водичку — раста­ет, вот как этот снег на блюдце», — поясняет и показывает блюд­це воспитатель (там вода).

Снеговика выносят на участок. Уходя, Снеговик угощает малы­шей морковками: «Они не ледяные, а настоящие, потому что ма­лышам нельзя есть снег и сосульки» — поясняет гость.

«Мы пойдем гулять и увидим нашего Снеговичка», -- говорит педагог, заканчивая наблюдение.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, быть опрятными. Он постоянно контролирует малышей и помогает им в их действиях и в стремлении выполнять различные процедуры самостоятельно.

Педагог объясняет малышам необходимость выполнения правил гигиенического поведения: уметь обращать внимание на свой вид, аккуратно есть, правильно сидеть за столом, не бросать мусор на пол.

Воспитатель продолжает учить детей самостоятельно причесы­ваться перед зеркалом, устранять беспорядки в своей одежде, са­мостоятельно и с помощью взрослого переодеваться по мере не­обходимости (во время физкультурных и музыкальных занятий, подготовке к дневному сну и др.).

При осуществлении закаливающих процедур, таких как обли­вание ног водой с постепенным снижением ее температуры, при-

учать детей также к некоторым действиям — насухо вытирать ноги, руки, надевать носки или гольфы, обувь.

Для лучшего усвоения малышами правил личной гигиены вос­питатель предлагает детям осуществление подобных действий в те­матических или сюжетно-ролевых играх с использованием кукол — «дочек», «сестричек».

Сетка занятий

Днинедели Занятия
Понедельник 1.Ознакомление с окружающим. «Теремок» 2. Физкультура. № 37-38
Вторник 1. Музыка. Слушание фортепианной пьесы Н. По-толовского «Лошадка». Повторение песни «Я на лошади скачу». Повторение упражнения из преды­дущего занятия. Игра «Прятки» (муз. В. Петровой, автор игры Н. Кругляк) 2. Конструирование. «Мостик для машин»
Среда 1. Рисование. «Петушок — Золотой гребешок» 2. Действия с предметами. «Чудесный мешочек»
Четверг 1. Речь. «Шла лисичка по мосту» 2. Физкультура. № 37-38
Пятница 1. Музыка. Повторение песни «Я на лошади скачу». Слушание песни «Кот Васька» (русская народная мелодия в обр. Г.Лобачева, слова Н.Френкель). «Угадайка» на тему: «Кто живет в лесу?», пьесы — «Мишка», «Зайка», «Птички», «Лошадка». Упраж­нение на воспроизведение в движениях марша, бега, плясовой, шага мишки. Повторение игры «Прятки» 2. Лепка. «Подарим игрушки Зайке и Мишке»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. «Теремок»

Задачи.Учить понимать короткие, простые по содержанию тек­сты. Внимательно следить за развитием действий каждого персо­нажа; улавливать и понимать простейшие причинно-следственные отношения. Ввести новые слова и словосочетания: «теремок», «те-






рем-терем-теремок», «кто в тереме живет?», являющиеся синони­мами: «дом-домик», «кто в домике живет?». Формировать представ­ления о том, что дома бывают разные. Подчеркивать юмористич­ность сюжета, вызывать интерес не только к содержанию, но и фор­ме исполнения сказки.

Материалы.Пособие настольного театра «Теремок». Русская народная сказка «Теремок» — книга с иллюстрациями.

Содержание занятия.Воспитатель на память рассказывает рус­скую народную сказку, используя фигурки настольного театра. Последовательность изложения произведения синхронно совпада­ет с перемещениями персонажей сказки.

Заключительная часть сказки обыгрывается, показывается медведь как добрый, но неуклюжий, смешной персонаж этой сказки. Педагог говорит: «Зверюшки обязательно построят но­вый домик — теремок». Особое внимание обращается на пони­мание того, что терем — это дом, место обитания сказочных животных.

А далее педагог собирает детей вокруг себя и, показывая им книжные иллюстрации, инициирует узнавание героев, высказыва­ние последовательности действий персонажей сказки. Особое вни­мание обращается на изображение терема (какой он, из чего сде­лан) и подведение детей к выводу: дома бывают разные (настоя­щие — деревянные, кирпичные и сказочные).

Физкультура. № 37-38

Задачи.Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед (4-5 прыжков подряд). Закреплять умение ходить по ограничен­ной площади, перешагивать невысокие предметы (кубики, мешоч­ки с песком), удерживая равновесие.

Материалы.Доска шириной 25-30 см, кубики, разноцветные мешочки с песком (вес 150 г), обручи разного диаметра.

Содержание занятия. Вначале занятия детям предлагается иг­ровое упражнение «По ровненькой дорожке». Воспитатель помо­гает детям построиться в колонну по одному и пойти «гулять». Сначала говорит: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорож­ке». Дети идут ровным шагом. На слова: «По камушкам, по ка-



мушкам» — дети прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь впе­ред. Затем на слова: «В яму — бух!» — присаживаются на корточ­ки. «Вылезаем из ямки», — говорит воспитатель, дети встают. Игра повторяется.

Для того чтобы увеличить количество повторений того или иного вида движений, воспитатель может варьировать текст, повторяя со­ответствующую этому виду движения строчку текста. Вначале вос­питатель сам ведет колонну, затем отходит в сторону и следит, как дети выполняют движения, согласуя их с ритмом текста.

После игры воспитатель обращает внимание детей на заранее подготовленные мешочки с песком и предлагает детям взять их. Воспитатель помогает детям встать полукругом, встает напротив их и говорит: «Посмотрите, какие необычные мешочки мы пригото­вили для вас. Покачайте мешочки в руках, чувствуете, они тяже­лые. Крепко держите их. Сейчас мы будем делать упражнения, чтобы стать сильными и крепкими. Смотрите на меня вниматель­но и повторяйте движения за мной».

Общеразвивающие упражнения с мешочками.

1. Стоя, руки опущены вниз, в одной руке мешочек. Вытянуть
прямые руки вперед ладонями вверх (покажи мешочек); отвести
руки за спину (спрячь мешочек). (Повторить 4-6 раз.)

2. Наклониться, положить мешочек перед собой. Выпрямиться.
Спрятать руки за спину. Наклониться, взять мешочек; выпрямить­
ся. (Повторить 3-4 раза.)

3. Сидя на ковре, мешочек в руке. Поднять одну ногу, перело­
жить под ней мешочек в другую руку, ногу опустить. То же под
другой ногой. (Повторить 4 раза.)

4. Положить мешочек перед собой. Прыгать вокруг мешочка
в одну и другую сторону (с отдыхом).

5. Ходьба друг за другом. Положить мешочки в коробку.

Воспитатель выстраивает детей друг за другом перед последо­вательно положенными предметами: доской, 4—5 кубиками (меж­ду ними 40—50 см) и обручами («трудная дорожка»). Важно объяс­нить, что идти надо осторожно, удерживая равновесие, точно по доске, перешагивать кубики, не задевая их, наступать в середину каждого обруча. Одновременно с объяснением воспитатель демон­стрирует правильное прохождение «трудной дорожки». Затем дети по очереди выполняют данное задание. Воспитатель помогает за­трудняющимся детям, подбадривает их.

Подвижная игра «Поймай снежинку» (по аналогии с игрой «Пой­май комара»). К небольшой палочке привязывают веревку, на кон­це которой закреплена вырезанная из картона снежинка. Дети сто­ят по кругу, а воспитатель вращает палочку со снежинкой над их

17 :3iin;i:i 544

головой. Они подпрыгивают на двух ногах, стараются дотронуть­ся до снежинки — поймать ее.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Угадай, кто кри­чит». Воспитатель предлагает детям взяться за руки и выстраивает с ними круг. Настраивая детей на игру, воспитатель просит их за­крыть глаза и очень внимательно слушать, кто придет к ним в гости и споет свою песенку. «А мы с вами должны угадать, кто к нам приходил». Далее воспитатель поочередно имитирует звуки, произносимые животными, которые хорошо знакомы детям (кош­ка, собака, свинья и т.д.). Дети угадывают. Последним можно на­звать мышонка и предложить детям тихо-тихо, как мышки, вый­ти из зала.

На прогулке и во второй половине дня.Везти санки за верев­ку. Пытаться катать на санках друг друга (с помощью взрослого). Ходить по снежным валам.

В помещении.Подвижная игра «К куклам в гости».

Конструирование. «Мостик для машин»

Задачи.Учить строить по образцу, называть детали «Строите­ля», их цвет; из нескольких деталей делать целое; подводить де­тей к пониманию функции создаваемой конструкции.

Материалы.Настольный (мелкий) строительный материал на каждого ребенка: 2 призмы, 1 пластина, 4 кубика, 1 маленькая машинка.

Ознакомление с окружающим. 17 страница - student2.ru


Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4— 6 чел.), воспитатель обращает внимание на детали конструктора (призмы и пластина), закрепляет названия деталей и их цвет, пред­лагает построить мостик для машин: «Дети, сегодня мы будем стро­ить мостик для маленьких машин. Посмотрите, как я буду строить:

положу пластину, возьму два кубика, поставлю один на другой око­ло одного конца пластины, затем еще возьму два кубика и постав­лю так же один на другой около другого края пластины, ближе к себе. Сейчас сверху на кубики положу пластину, а по бокам постав­лю призмы, чтобы машинка вот так легко съезжала с мостика. Сей­час посмотрим, как машинка будет съезжать по мостику».

Сели на машину, Налили бензину, На машине ехали, До реки доехали.

(И.Токмакова «Поиграем!», отрывок)1

Воспитатель катает машинку по мостику и приговаривает: «Сна­чала машинка заезжает по горочке на мостик с одной стороны, едет по мостику, а потом съезжает с него с другой стороны, вот так — би-би-би».

Далее воспитатель дает детям из общей коробки по пластине, 4 кубика и 2 призмы и предлагает построить мостик. В процессе выполнения задания воспитатель называет последовательность дей­ствий, обращая внимание детей на образец, подбадривает детей, помогает тем, кто не справляется.

Далее воспитатель выравнивает мостики, приговаривая: «Вот какой красивый мостик получился у Степы, и у Димы, и у Сере­жи». Предлагает детям взять маленькие машинки и покатать по мостику. Дети берут маленькие машинки и катают их по выстро­енным мостикам, подражая сигналам автомобиля.

Рядом с мостиком можно построить дорожки, по которым гу­ляют маленькие матрешки.

Рисование. «Петушок — Золотой гребешок»

Задачи.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения, овладевать простыми приемами рисования кистью и красками разных цветов.

Материалы.Силуэты петушков, вырезанных воспитателем из бумаги пастельных и контрастных цветов, краски гуашь (5—6 цве­тов), кисти, банки с водой, салфетки для осушения кисти.

1 100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 28.
17* 259

Предварительная работа.Рассказывание потешек, пение песе­нок о петушке, рассматривание иллюстраций с его изображением (петушок клюет, поет).

Содержание занятия.Дети садятся на ковер, воспитатель по­казывает им красивый конверт, раскрывает его, достает письмо и читает: «Здравствуйте, дети! Я хочу с вами дружить, а как меня зовут — догадайтесь сами: у меня красивый хвост с узорами, у ме­ня — сапожки со шпорами, я вместе с солнышком встаю, деткам спать не даю, всех бужу».

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает: «ку-ка-ре-ку». В это время слышится стук в дверь — входит взрос­лый в ярком костюме Петушка. Он здоровается с детьми и спра­шивает: «Ребята, а вы мое письмо получили, загадку отгадали? (Дети отвечают.) Обращает их внимание на свой наряд: «Посмот­рите, какой красный у меня гребешок, а хвост с узорами, двойная бородка, важная походка». Петушок под музыку ходит вокруг де­тей. Затем он говорит: «Ребята, а я пришел к вам с маленькими петушками. Давайте их позовем». Петушок вместе с детьми зовет: «Петушки, ку-ка-ре-ку, выходите поскорей, у вас много здесь дру­зей!» Воспитатель достает из конверта силуэты и ставит их на мольберт. «Вот где спрятались петушки! — удивляется он. — Но почему у вас нет красивых перышек, узоров на хвосте?» Петушок просит детей помочь всем петушкам стать нарядными: «А что для этого нужно сделать?» Дети отвечают: «Надо нарисовать красивые перышки, на хвосте узоры» (если дети затрудняются, педагог под­сказывает). Каждый ребенок выбирает силуэт петушка. Затем все садятся за столы, на которых стоят краски, кисти, баночки с во­дой, салфетки, и начинают рисовать.

В процессе занятия Петушок радуется результатам детского творчества и выражает желание тоже украсить маленького петуш­ка: «Мне очень нравится, как у вас красиво получается, попробую и я порисовать». Берет кисточку и украшает силуэт. Воспитатель хвалит Петушка и всех детей, напоминает, что надо рисовать крас­ками разных цветов, тогда и петушки будут красивыми и наряд­ными. Когда дети закончат рисовать, воспитатель просит Петуш­ка помочь ему собрать силуэты маленьких петушков и положить их на отдельный стол. «Вот теперь все петушки собрались вмес­те», — говорит он и предлагает детям найти тех, которые «клюют зернышки» или «поют песенку». Затем дети, как «маленькие пе­тушки», тоже могут «клевать зернышки» (приседать и стучать паль­чиком по полу) или подговаривать слова песенки:

— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?1

Эти игровые действия могут повторяться 2-3 раза.

В вечернее время эта игра может продолжаться. Дети исполь­зуют силуэты петушков для изображения отдельных «сценок» («пе­тушки встретились и вместе громко поют свою песенку», «петуш­ки нашли зернышки и стали их клевать», «петушки увидели жуч­ков, червячков» и т.д.). В процессе игры воспитатель напоминает детям слова потешки, чтобы они самостоятельно ее повторяли.



Ознакомление с окружающим. 17 страница - student2.ru


Действия с предметами. «Чудесный мешочек»

Задачи.Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Разви­вать активный словарь детей при назывании игрушек, выбранных из мешочка.

Материалы. Яркий, красивый мешочек. Набор пластмассовых шариков, деревянных втулочек, маленьких машинок и т.п. для вкладывания в чудесный мешочек.

' Капица О. И. Детский фольклор.

Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к мешочку, наполненному игрушками. «Дед Мороз принес ребя­там игрушки. Какие игрушки в мешочке?» — спрашивает педагог, предлагая малышам, каждому поочередно, вынуть из мешочка предмет; показать всем выбранную игрушку и назвать ее.

Игрушки рассматриваются, отмечается их цвет, подчеркивает­ся их основная функция — они катаются. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга и начинают катать, названный воспитателем предмет (один ребенок другому). При этом педагог обращает внимание детей, как предметы по разному катаются, как лучше ловить движущиеся предметы (подставив полураскрытые ла­дошки) и т.п.

В конце занятия дети убирают поочередно названные воспита­телем предметы.

Речь. «Шла лисичка по мосту»

Задачи. Развивать восприятие речи, языковое чутье. Вовлекать детей в диалог. Активизировать глаголы, наименования животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляци­онный аппарат детей.

Материалы. Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик. Платок.

Содержание занятия. Воспитатель усаживает детей рядом с со­бой и читает потешку.

Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок'.

Далее педагог ведет диалог с детьми: задает им вопросы и сам на них отвечает, дети подговаривают отдельные слова.

— Кто идет по мосту?

— Кто несет вязанку хворосту? (Достает игрушку — лису.)

1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 14.

— Зачем лисе хворост? (Демонстрирует вязанку веточек.)
Ответы детей.

Воспитатель: «Хворост, чтобы печь топить, обед варить. Зачем обед?»

Вместе с детьми: «Гостей кормить».

— А гости кто?

Вместе с детьми: «Медведь, еж да кот, да Ваня, да мы с вами». (Выставляет игрушки.)

Разыгрывают диалог еще раз, манипулируя игрушками. Дети подговаривают слова.

Воспитатель: «Сейчас мы все как будто в гостях у лисы. Будем петь и танцевать. Тили, тили, бом; тили, тили, бом».

Дети перемещаются на ковер, выполняют несложные движения (приседают, топают ногами, сопровождая движения звукоподража­ниями. (Повторить 4 раза.)

«Гости потанцевали и решили поиграть», — говорит воспита­тель. Дети перемещаются на свои места. «Играют лиса, медведь, Ваня, кот и еж», — показывает воспитатель. Дети называют игруш­ки вместе с воспитателем (сопряженная и отраженная речь). «За­крывайте глаза, — предлагает педагог и прячет под платок лису. — Открывайте глаза. Кто спрятался? Кого не стало?». Таким же об­разом обыгрываются все игрушки. При появлении спрятанной игрушки дети хлопают в ладоши.

Затем воспитатель накрывает платком кого-либо из детей. Дети при этом сидят с закрытыми глазами. «Кто спрятался? Кого нет? — спрашивает педагог и снимает платок, радостно удивля­ется: — Вот он!»

«Кто хочет потанцевать с игрушками? С кем ты хочешь потан­цевать? — обращается к кому-либо из детей воспитатель: — По­танцуй: тили, тили, бом; тили, тили бом». Ребенок танцует с иг­рушкой. Все дети хлопают в ладоши и произносят звукоподража­ния.

Игра переходит в свободную деятельность детей.

Лепка. ^Подарим игрушки Зайке и Мишке»

Задачи. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; развивать сюжетно-игровой замысел; закрепить полу­ченные ранее умения в лепке. Развивать мелкую моторику, коор­динацию движения рук.

Материалы. Игрушки: зайчик и мишка, макет «комнатки» из бумаги разных цветов, рисунок «коврика»; бумажные салфетки, пла­стилин, стеки, клееночки, клеящие карандаши, тряпочки для рук.

Предварительная работа. Игры с игрушками, изображающими животных, рассматривание иллюстраций, картинок анималистиче­ского жанра, чтение потешек, пение песенок.

Ознакомление с окружающим. 17 страница - student2.ru

Содержание занятия. На столе у воспитателя макет «комнатки» (полоса бумаги пастельных тонов 20x40 см со сгибами по краям, что помогает придать полосе вертикальное положение и стать «стеной». Другой лист служит «полом»).

Воспитатель привлекает внимание детей к макету: Посмотрите, ребята, какая красивая «комнатка», на полу лежит полосатый ков­рик, а на «стене» висит картинка, на ней нарисованы цветы. А кто живет в этой «комнатке»? Вы сейчас догадаетесь. У него длинные уши, короткий хвост, он ловко прыгает и грызет морковку. Это зайчик. А это кто? Он большой, лохматый, косолапый, любит мед. Это медведь. — Воспитатель: Так кто же живет в этой «комнатке»? Дети: «Зайка и Мишка».

Воспитатель сажает игрушки на полосатый коврик и говорит: «Зайка и Мишка живут дружно, любят играть в игрушки. А в ком­натке нет игрушек, поэтому им стало грустно. Вы, ребята, можете из пластилина слепить игрушки. А какие игрушки можно сделать? Зайка и Мишка любят играть в мячик, катать машинку, тележку, строить из кубиков домик, собирать из шариков башенку, пирамид­ку. А в какие игрушки вы любите играть? (Дети отвечают). Свою любимую игрушку можете слепить из пластилина или сделать из бумажных комочков и подарить Зайке и Мишке».

Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал и приступает к лепке. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется реализовать свой замысел, напоминает приемы лепки способами раскатывания формы в ладонях, сплющивания комка, соединения частей предме­та, фигурки. Обращает внимание на передачу характерных призна­ков того или иного образа. Например, если ребенок по подсказке взрослого решил слепить игрушку неваляшку, он дает ему стеку, чтобы изобразить лицо. Это вызывает у ребенка положительные эмоции, ему нравится, что неваляшка стала смеяться, улыбаться. Воспитатель может включиться и сделать тележку, домики и др.

После занятия воспитатель предлагает детям собрать все игруш­ки, которые они сделали, рассмотреть, что у каждого получилось, спрашивает, какую игрушку он подарит Зайке и Мишке. «Как много игрушек вы слепили из пластилина и сделали из бумажных комочков. А теперь свои игрушки подарите Зайке и Мишке», — говорит воспитатель.

Дети относят свои поделки в «комнатку» и кладут их на «ков­рик». Воспитатель: «Посмотрите, Зайке и Мишке очень понрави­лись ваши подарки. Теперь у них стало много игрушек. Можно будет играть со своими друзьями».

В вечернее время дети продолжают игру, используя макет «ком­натки». Они могут фломастерами нарисовать «коврики», «на сте­нах — обои», повесить новые картинки, слепить «стол, диванчик, стульчики», чтобы пригласить в гости кукол, подарить им слеплен­ные из пластилина игрушки.

Организация детской игры

В игре детей закрепляется представление о доме: у каждого есть свой дом, у всех он разный. Можно построить домики для игру­шек из коробочек разного размера в зависимости от величины игрушки. Для мелких зверушек можно сделать общий дом — из большой коробки; внутрь поставить игрушечную мебель, а если ее нет — сделать ее из кубиков (но не сложную, чтобы она не разва­ливалась во время игры. Рациональнее всего просто «обозначить» ее кубиками как предметами-заместителями: «этот кубик — диван, а этот — столик»). Так можно построить и теремок, если есть со­ответствующие игрушки маленького размера: мышка, лягушка, зай­чик, лиса, волк, медведь. Детям напоминают сказку, проговарива­ют фрагменты из нее. Можно предложить детям устроить и «боль­шой теремок» — натянув или набросив чистую занавеску поверх конструкции из детских стульчиков или другой мебели. Это «до-

мик», в котором подолгу и с удовольствием могут играть и сами дети, а не только игрушки. Они забираются «под крышу» по 2— 3 человека, вылезают и залезают обратно, пускают к себе друзей. Это способствует объединению детей, исчезновению страха перед сверстниками, снижает вероятность появления таких нежелатель­ных переживаний, как страх темноты, тесноты, человеческих при­косновений. Дети любят играть в такой «домик», их возникающее общение окрашивается положительными эмоциями.

Наши рекомендации