Подбор действий к названному объекту
Взрослый совместно с ребенком подбирает по 4—6 действий. Полезно, если малыш повторит названия действий самостоятельно.
— Что можно делать со щенком? (Играть, кормить, бегать, гладить, мыть, причёсывать, поить, фотографировать, гулять и т.п.)
— Что можно делать с куклой? книжками? с Микки Маусом? с велосипедом?
Пересказ рассказа целиком с опорой на картинки-сигналы
Особое внимание в этом упражнении обращается на выразительность прямой речи, на то, как ребенок интонацией передает чувства Леночки и ее мамы.
-------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 10
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ
В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.
Ход занятия. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ.
РАССКАЗ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»
Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек.
Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, чтокот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взялись перышки?
Разбираются варианты ответов.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Восстановление деформированного предложения
Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.
Клетку Маша закрыть забыла. ... Перышки кота около на лежали полу. ...
Голос Маша услышала громкий. ... Сидел на попугай люстре. ... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки пред
ложений:
забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.
3. Подбор действий
— Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша? Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.
4. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предло
жений
Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.
Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.
5. Подбор определяемых слов
Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:
говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...
добрая... маленький... красивый... голосистый...
голодный... остроклювый... тонколапый...
пушистохвостый... хитроглазый... длиннохвостый...
полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т. п.
При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.
— Какой кот? попугай?
— Какая девочка Маша?
6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ЗАНЯТИЕ № 11 -----------------------------------------------------------------
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ