Метод эвристического обучения.

Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблемМетод исследовательского обучения.

Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Приведем констатирующий эксперимент в средней школе № 6 города Фролово. В эксперименте участвуют ученицы 6 «а» класса с октября по декабрь 2013 года на уроках технологии.

№ п/п Фамилия, Имя Готовность к уроку Активность на теоретической части урока Интерес к выполнению практического задания Количество выполненной работы
1. Фролова Екатерина Нет формы Низкая Не интересуется Не справилась с заданием
2. Куницына Татьяна Готова Высокая Работа с увлечением Справилась с заданием
3. Завгороднева Мария Готова Высокая Работа с увлечением Справилась с заданием
4. Давыдова Татьяна Не готова Низкая Не интересуется Не справилась с заданием

Для проведения данного исследования мы взяли группу из 4 – х учениц, две отличницы и две не успевающих ученицы. Состояние их успеваемости на начало исследования показана в таблице №1.
ТАБЛИЦА 1.

АНЕКЕТИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ. НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ.

С девочками занимались следующим образом. Отличницам давали задания только из книги, без какой – либо возможности сделать как – то по своему, а неуспевающим наоборот, и их рвение учиться повысилось, об этом свидетельствуют данные таблица №2.

ТАБЛИЦА 2.

УСПЕВАЕМОСТЬ. КОНЕЦ ИССЛЕДОВАНИЯ.

№ п/п Фамилия, Имя Готовность к уроку Активность на теоретической части урока Интерес к выполнению практического задания Количество выполненной работы
1. Фролова Екатерина Готова Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием
2. Куницына Татьяна Нет формы Средняя Работа без интереса С заданием справилась, но частично
3. Завгороднева Мария Нет тетради Средняя Работа без интереса Задание выполнено не полностью
4. Давыдова Татьяна Готова Средняя Работает с увлечением С заданием справилась


Как можно увидеть, у отличниц пропадает интерес к учебе, а у отстающих наоборот.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей.

Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.

В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания.

Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.

ТАБЛИЦА 3

Наши рекомендации