Метод эвристического обучения.
Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблемМетод исследовательского обучения.
Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Приведем констатирующий эксперимент в средней школе № 6 города Фролово. В эксперименте участвуют ученицы 6 «а» класса с октября по декабрь 2013 года на уроках технологии.
№ п/п | Фамилия, Имя | Готовность к уроку | Активность на теоретической части урока | Интерес к выполнению практического задания | Количество выполненной работы |
1. | Фролова Екатерина | Нет формы | Низкая | Не интересуется | Не справилась с заданием |
2. | Куницына Татьяна | Готова | Высокая | Работа с увлечением | Справилась с заданием |
3. | Завгороднева Мария | Готова | Высокая | Работа с увлечением | Справилась с заданием |
4. | Давыдова Татьяна | Не готова | Низкая | Не интересуется | Не справилась с заданием |
Для проведения данного исследования мы взяли группу из 4 – х учениц, две отличницы и две не успевающих ученицы. Состояние их успеваемости на начало исследования показана в таблице №1.
ТАБЛИЦА 1.
АНЕКЕТИРОВАНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ. НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ.
С девочками занимались следующим образом. Отличницам давали задания только из книги, без какой – либо возможности сделать как – то по своему, а неуспевающим наоборот, и их рвение учиться повысилось, об этом свидетельствуют данные таблица №2.
ТАБЛИЦА 2.
УСПЕВАЕМОСТЬ. КОНЕЦ ИССЛЕДОВАНИЯ.
№ п/п | Фамилия, Имя | Готовность к уроку | Активность на теоретической части урока | Интерес к выполнению практического задания | Количество выполненной работы |
1. | Фролова Екатерина | Готова | Высокая | Работает с увлечением | Справилась с заданием |
2. | Куницына Татьяна | Нет формы | Средняя | Работа без интереса | С заданием справилась, но частично |
3. | Завгороднева Мария | Нет тетради | Средняя | Работа без интереса | Задание выполнено не полностью |
4. | Давыдова Татьяна | Готова | Средняя | Работает с увлечением | С заданием справилась |
Как можно увидеть, у отличниц пропадает интерес к учебе, а у отстающих наоборот.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей.
Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.
В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.
ТАБЛИЦА 3