Этап предварительной спортивной
Тренировки
Продолжительность данного этапа составляет 1,5—2 года; возраст начала занятий (применительно к плаванию) - 7-10 лет.
Основными задачами этапа начальной спортивной тренировки являются:
• овладение навыком плавания;
• изучение и совершенствование техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов;
• разносторонняя физическая подготовка на суше;
• овладение минимумом теоретических знаний по спортивному плаванию, соблюдению режима и навыкам гигиены;
• выявление спортивно одаренных детей для дальнейших занятий плаванием в учебно-тренировочных группах.
За основу планирования занятий в группах 1 -го года обучения берется 36-урочная программа обучения плаванию. При трехразовых занятиях в неделю программа может быть освоена за 3 месяца. Этот этап обучения условно делится на три ступени.
Основу первой ступени (уроки 1 — 12) составляют подготовительные упражнения по освоению с водой, элементарные гребковые движения руками и ногами в скольжении, учебные прыжки в воду, общеразвивающие упражнения на суше.
На второй ступени (уроки 13—26) главным образом изучается техника плавания кролем на груди и на спине.
Третья ступень (уроки 27—36) посвящена изучению и совершенствованию техники плавания способами кроль на груди и на спине, выполнения старта с низкого бортика и простых поворотов.
Этот этап обучения — самое массовое звено в системе развития плавания в нашей стране. Обучение проводится в группах началь-
ной подготовки ДЮСШ, на уроках плавания в общеобразовательной школе, в летних оздоровительных лагерях, школьных спортивных клубах, абонементных группах обучения плаванию в бассейнах и физкультурно-оздоровительных комплексах.
Дети, успешно освоившие программу этого этапа, переводятся в следующую группу 1-го года обучения, продолжающую изучение техники спортивных способов плавания (способы брасс и дельфин). В освободившиеся группы первых трех ступеней 1-го года обучения набираются новички. Таким образом, состав данных групп обновляется 2—3 раза в год и решается задача обязательного начального обучения детей плаванию в ДЮСШ. К моменту завершения учебного года группы 1-го года обучения будут иметь юных пловцов с несколько различным стажем занятий плаванием.
Из детей, успешно завершивших начальное обучение, комплектуются группы 2-го года обучения. В отличие от групп 1-го года обучения, куда новички зачисляются без предварительного отбора, в группы 2-го года обучения проводится отбор. При зачислении предпочтение отдается пловцам, которые имеют:
• большую мотивацию к занятиям спортивным плаванием;
• крепкое здоровье (высокая посещаемость занятий на 1-м году начальной подготовки);
• определенные способности к плаванию (хорошие координационные способности, подвижность в суставах, высокое положение тела в воде, эффективность плавательных движений);
• хорошую успеваемость в общеобразовательной школе.
Основу содержания занятий 2-го года обучения составляет разносторонняя плавательная подготовка. Освоение учебного материала рассчитано на 40 недель занятий. Этот этап также условно делится на три ступени.
Основу первой ступени составляют упражнения по изучению и совершенствованию техники всех спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов. В основном это повторение упражнений, освоенных на 1-м году обучения.
Основу второй ступени составляют упражнения по углубленному изучению и совершенствованию техники спортивных способов плавания, освоение рациональных вариантов выполнения стартов и поворотов (поворот кувырком в кроле на груди и на спине).
Основу третьей ступени составляют упражнения по совершенствованию техники плавания, выполняемые в различном темпе и с разной скоростью, эстафетное плавание. Занятия приобретают преимущественно тренировочную направленность.
Этап базовой подготовки
К тренировкам, характерным для этапа базовой подготовки, девочки обычно приступают в 9—10 лет, мальчики — на год позже. Этот этап многолетней спортивной подготовки юных пловцов продолжается примерно 3—4 года. Он считается наиболее важным для развития стайерской выносливости юных спортсменов.
Задачами данного этапа являются:
• укрепление здоровья, закаливание;
• повышение уровня физической подготовленности;
• совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одном или двух способах плавания;
• создание предпосылок для развития функциональных возможностей (с акцентом на преимущественное развитие аэробной выносливости);
• развитие общих и специальных силовых возможностей, а также гибкости и скоростных качеств;
• формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке; начало психологической и тактической подготовки.
Данный этап многолетней спортивной подготовки в основном приходится на препубертатную фазу развития, поэтому содержание подготовки для мальчиков и девочек (за исключением возраста и сроков) примерно одинаковое.
Совершенствование технической подготовленности.Формирование рациональной техники является необходимой предпосылкой наращивания объемов плавательной подготовки (см. раздел 7.2 главы 7, а также главу 3). Неточное выполнение большого количества упражнений ведет к закреплению ошибок в технике; в дальнейшем избавиться от них будет весьма затруднительно.
Развитие выносливости в зоне стайерских дистанций (свыше 400 м).У подростков в возрасте, соответствующем началу этапа базовой подготовки, наблюдаются высокие темпы повышения выносливости. Это происходит за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем. Такое развитие выносливости обеспечивается за счет планомерного увеличения объема нагрузок в плавании, а также использования средств ОФП. В этом возрасте отмечается «положительный перенос» тренированности в разных видах физических упражнений (беге, гребле, лыжных гонках и т.п.) на плавание. Поскольку техника плавания еще несовершенна, рекоменду-
ется выполнять большой объем плавания по элементам как эффективное средство развития функциональных возможностей.
Во второй половине этапа (11-12 лет для девочек, 12-14 лет для мальчиков) можно постепенно увеличивать интенсивность нагрузок, создавая предпосылки для увеличения выносливости в зоне дистанций 200-400 м. Однако необходимо помнить, что у детей данного возраста способности к такой работе сильно ограничены. Возможности для «положительного переноса» тренированности из других циклических видов спорта снижаются.
В целом для рассматриваемого этапа характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП.
Развитие выносливости в зоне спринтерских дистанций (50-200 м). Ввозрасте 9-Ю лет у девочек и 10-11 лету мальчиков спринтерская выносливость изменяется крайне мало; тем не менее рекомендуется эпизодическое выполнение упражнений в данной зоне нагрузок. Показатели спринтерской выносливости начинают постепенно увеличиваться: у девочек — с 11—12 лет, у мальчиков — с 12—14 лет. Такое повышение достигается за счет использования сравнительно небольшого количества упражнений в зоне дистанций 50-200 м и до 50 м, увеличения от года к году количества соревновательных стартов.
Силовые способности.До 11лет у девочек и 12 лет у мальчиков максимальная сила увеличивается незначительно. В то же время общая силовая выносливость существенно увеличивается за счет экономичности энергозатрат и совершенствования внутри- и межмышечной координации. Основное внимание уделяется обучению технике выполнения силовых упражнений. Рекомендуются разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями; темп движений аналогичен спортивному плаванию (40—60 движений в минуту). Основными средствами развития силовых способностей являются круговая тренировка, чередующая упражнения с отягощениями и общеразвивающие, а также лыжи и гребля.
После 11 лет у девочек и 12 лет у мальчиков силовая подготовка постепенно начинает специализироваться: приоритет по-прежнему отдается развитию силовой выносливости, однако в тренировку включаются упражнения на специальных тренажерах. В конце этапа базовой подготовки эпизодически применяются упражнения со средними и малыми отягощениями, выполняемые в максимальном темпе. Тренировка, направленная на рост силовых возможностей на суше, должна сочетаться с контролем за техникой плавания (см. главу 7, подраздел 7.3.1.). Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки — за счет обучения
сознательному контролю за темпом и шагом и плавания с небольшим дополнительным сопротивлением.
Круглогодичная тренировка в целом носит подготовительный, базовый характер. Объем плавания за сезон на первом году составляет примерно 300-400 км, на последнем году — 1000-1200 км. 60—70% общего объема плавания составляют упражнения для развития стайерской выносливости, 25—30% — для развития выносливости в зоне дистанций 200—400 м и 2—3% — для развития скоростной выносливости.
В динамике нагрузок отсутствует ярко выраженная волнообраз-ность, то есть резкая смена периодов большой нагрузки и восстановления. На 1-м и 2-м годах обучения не применяются большие нагрузки на фоне недовосстановления после ряда предшествующих тренировок; на 3-м и 4-м — применяются лишь эпизодически. Полное восстановление организма пловца к очередному занятию — важное методическое правило.
Учебный год, состоящий из 41—48 недель, разбивается на 2—3 макроцикла, завершающихся основными соревнованиями. Каждый из этих макроциклов состоит из 4—6 мезоциклов. Последние включают по 2—4 недельных микроцикла. К основным типам мезоциклов относят:
• втягивающий;
• базовый;
• соревновательный.
Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение пловцов к выполнению последующей тренировочной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужденных (либо запланированных) перерывов в тренировках. Продолжительность этого мезоцикла не превышает 3-х недель. В нем осуществляются развитие преимущественно общих, не специфических для плавания, компонентов физических качеств, оздоровление и закаливание организма. Большой объем нагрузки выполняется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и упражнения для совершенствования техники плавания.
В базовом мезоцикле проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма и совершенствованию физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Он является основной разновидностью мезоциклов годичной подготовки. В таблице 7 представлены интервальные упражнения, наиболее типичные для пловцов разного возраста на этапе базовой подготовки. Основной объем работы, направленной на развитие стайерской выносливости,
Таблица 7 Типичные упражнения для пловцов различного возраста
Стайерская | Выносливость | Скоростная |
выносливость | к работе смешанного | выносливость |
характера | ||
9-10 лет | ||
16-20x25 м, инт. 20-ЗОс | 10-16x25 м, инт. 30-40 с | 4-8x25 м, инт. 40-60 с |
10-16x50 м, инт. 25-50 с | 8-10x50 м, инт. 30-50 с | 2-4x50 м, инт. 60-80 с |
4-8x100 м, инт. 40-60 с | 2-3x100 м, инт. 50-80 с | 1x100м |
2-3x200 м, инт. 60-90 с | - | - ■ |
11 лет | ||
16-20 х25м, инт. 15-25 с | 12-16x25 м, инт. 30-40 с | 8-12x25 м, инт. 40-60 с |
10-16x50 м, инт. 20-ЗОс | 8-12x50 м, инт. 30-50 с | 3-4x50 м, инт. 60-80 с |
6-10x100 м,инт. 30-40 с | 3-4x100 м, инт.50-80с | 1—2x100 м, инт. 2—3 мин |
3-4x200 м, инт. 40-70 с | 2-3x200 м, инт. 60-120 с | - |
2-3 х40() м, инт. 2—3 мин | - | - |
12 лег | ||
20-30x25 м, инт. 10-20 с | 16-20x25 м, инт. 30-40 с | 10-16x25 м, инт. 40-60 с |
16-20x50 м, инт. 20-ЗОс | 10-16x50 м, инт. 30-50 с | (2-3)х(4х50м),инт. 10—15с, |
отдых межпу сериями — 2 мин | ||
8-15x100 м, инт. 20-40 с | 6-8x100 м, инт. 40-50 с | - |
4-5x200 м, инт. 30-40 с | 3-5x200 м, инт. 40-60 с | 2-3x100 м, инт. 2-3 мин |
3-5x400 м, инт. 40-80 с | 2-3x400 м, инт. 60-120 с | - |
2x800 м, инт. 2—3 мин | - | - |
выполняется кролем на груди. При плавании с помощью движений руками или ногами, а также брассом или на спине количество отрезков в серии уменьшается. Плавание дельфином рекомендуется чередовать с кролем на груди (например, 8x50 м: 50 м дельфином + 50 м кролем). При проплывании дистанций 200—400 м комплексным плаванием смена способа может происходить через каждые 25 м; с 11 — 12 лет при проплывании 400—800 м — через каждые 50 м.
Непрерывный метод применяют в его равномерном и переменных вариантах (см. главу 7, раздел 7.5.). Несмотря на то что непрерывный метод более надежно развивает выносливость, на началь-
ных этапах тренировки предпочтительнее интервальный метод, поскольку он предоставляет тренеру хорошие возможности для контроля и немедленной коррекции техники плавания.
Упражнения для развития скоростных качеств сравнительно меньше различаются для рассмотренных возрастных групп; как правило, это проплывание 4—8 отрезков по 10—25 м.
Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2—3 недели. Общий объем нагрузки в нем постепенно снижается (в большей степени это характерно при подготовке к соревнованиям на короткие дистанции). В этом мезоцикле происходит совершенствование технических возможностей спортсмена, устранение отдельных недостатков в подготовке. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования, отработке выполнения стартов и поворотов. Тренировка продолжается в более «мягком» режиме; предельные нагрузки не используются. Увеличивается доля спринтерских упражнений.