Тема 7. Современные модели организации обучения (2 часа)

План

1. Понятие о формах организации обучения, их классификации.

2. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы.

3. История возникновения классно-урочной системы обучения.

4. Урок - основная форма обучения в современной школе.

5. Структура урока. Его основные компоненты и их характеристика.

6. Требования к современному уроку.

7. Дидактический анализ урока.

8. Неурочные формы обучения. Их дидактическая характеристика.

9. Нетрадиционные уроки.

Основные понятия: форма обучения, урок, Классно-урочная система, Бель-ланкастерская система, Мангеймская система, Дальтон-план, План Трампа

Групповая творческая работа:

1. Студенческая группа разбивается на микрогруппы и предлагаются педагогические задачи для самостоятельного анализа:

Ситуация 1. Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Паренёк способный, материал схватывает, что называется, на лету, но готовиться глубоко не любит. Однако ответ правилен. Придраться не к чему». Оценка – «5». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше «тройки» поставить нельзя.

Ситуация 2. Учитель так организовал урок, что учащиеся сами добывают знания. Устанавливается связь с ранее изученным материалом, идет активизация познавательной деятельности путем подготовки проблемных вопросов (как изменяются свойства элементов…), включение краткого объяснения учителя (учительница дает формулировку закона…), включение учащихся в беседу по анализу фактов (сравните свойства…). Учащиеся самостоятельно добывают знания путем правильной организации урока.

Определите типы уроков.

2. Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002

Тема 8. Содержание образования как основа базовой культуры личности

План

1. Сущность содержания образования и его исторический характер

2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

4. Государственный образовательный стандарт и его функции

5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Основные понятия: содержание образования, принципы содержания образования, Государственный образовательный стандарт, функции Государственного образовательного стандарта.

Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002

Тема 9. Современные дидактические концепции

План

1. Характеристики основных концепций развивающего обучения

2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения

Основные понятия: личностно-развивающего обучения, развивающее обучение, проблемное обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, алгоритмическое обучение, дистанционное обучение.

Литература

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М., 1997

5. Тубельский А.Н. Авторская школа //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 17-18.

Модуль: Теоретическая педагогика

Общие основы педагогики

Тематика рефератов

1. Образование и его место в общественной жизни.

2. Значение школьного образования для становления индивидуальности и

3. личности человека.

4. Воспитание и формирование личности.

5. Развитие личности как педагогическая проблема.

6. Роль социализирующих факторов в формировании личности

7. Образование как общечеловеческая ценность.

8. Педагогика как область гуманитарного знания.

9. Цели образования в современном мире.

10. Педагогика в системе антропологических наук.

11. Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание.

12. Образование - фактор развития личности.

13. Культура и образование.

14. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания.

15. Педагогические цели и образовательные стандарты.

16. Понимание образование в аспектах ценности, системы, процесса, результата.

17. Философские принципы образования.

18. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.

19. Общее, профессиональное, дополнительное образование.

20. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.

21. Факторы, влияющие на формирование личности.

22. Роль воспитания и обучения в развитии личности.

23. Педагогический процесс: история понятия и современность.

24. Генезис форм организации педагогического процесса.

25. Эволюция методов осуществления педагогического процесса.

26. Эффективные модели образования в современном мире.

27. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения.

Наши рекомендации