Тема 7. Современные модели организации обучения (2 часа)
План
1. Понятие о формах организации обучения, их классификации.
2. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы.
3. История возникновения классно-урочной системы обучения.
4. Урок - основная форма обучения в современной школе.
5. Структура урока. Его основные компоненты и их характеристика.
6. Требования к современному уроку.
7. Дидактический анализ урока.
8. Неурочные формы обучения. Их дидактическая характеристика.
9. Нетрадиционные уроки.
Основные понятия: форма обучения, урок, Классно-урочная система, Бель-ланкастерская система, Мангеймская система, Дальтон-план, План Трампа
Групповая творческая работа:
1. Студенческая группа разбивается на микрогруппы и предлагаются педагогические задачи для самостоятельного анализа:
Ситуация 1. Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Паренёк способный, материал схватывает, что называется, на лету, но готовиться глубоко не любит. Однако ответ правилен. Придраться не к чему». Оценка – «5». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше «тройки» поставить нельзя.
Ситуация 2. Учитель так организовал урок, что учащиеся сами добывают знания. Устанавливается связь с ранее изученным материалом, идет активизация познавательной деятельности путем подготовки проблемных вопросов (как изменяются свойства элементов…), включение краткого объяснения учителя (учительница дает формулировку закона…), включение учащихся в беседу по анализу фактов (сравните свойства…). Учащиеся самостоятельно добывают знания путем правильной организации урока.
Определите типы уроков.
2. Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Тема 8. Содержание образования как основа базовой культуры личности
План
1. Сущность содержания образования и его исторический характер
2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
4. Государственный образовательный стандарт и его функции
5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Основные понятия: содержание образования, принципы содержания образования, Государственный образовательный стандарт, функции Государственного образовательного стандарта.
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Тема 9. Современные дидактические концепции
План
1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
Основные понятия: личностно-развивающего обучения, развивающее обучение, проблемное обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, алгоритмическое обучение, дистанционное обучение.
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 10-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2011.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М., 1997
5. Тубельский А.Н. Авторская школа //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 17-18.
Модуль: Теоретическая педагогика
Общие основы педагогики
Тематика рефератов
1. Образование и его место в общественной жизни.
2. Значение школьного образования для становления индивидуальности и
3. личности человека.
4. Воспитание и формирование личности.
5. Развитие личности как педагогическая проблема.
6. Роль социализирующих факторов в формировании личности
7. Образование как общечеловеческая ценность.
8. Педагогика как область гуманитарного знания.
9. Цели образования в современном мире.
10. Педагогика в системе антропологических наук.
11. Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание.
12. Образование - фактор развития личности.
13. Культура и образование.
14. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания.
15. Педагогические цели и образовательные стандарты.
16. Понимание образование в аспектах ценности, системы, процесса, результата.
17. Философские принципы образования.
18. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.
19. Общее, профессиональное, дополнительное образование.
20. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.
21. Факторы, влияющие на формирование личности.
22. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
23. Педагогический процесс: история понятия и современность.
24. Генезис форм организации педагогического процесса.
25. Эволюция методов осуществления педагогического процесса.
26. Эффективные модели образования в современном мире.
27. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения.