Требования к преподавателям и обучающимся
Для того, чтобы учится в Интернете, надо иметь программно-техническую среду – аппаратуру, соответствующие программы и доступ в Интернет. Другими словами, чтобы учиться в Интернете, надо еще обучаться пользованию им, а значит, иметь к нему доступ.
Как показали статистические исследования, столичные студенты имеют компьютерное обеспечение на уровне ведущих университетов США (Мичиганского, Пенсильванского, Стенфордского и др. – правда, на уровне 1995 г.). Например, более половины студентов 5 курса студентов Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права и Московского университета экономики, статистики и информатики имеют дома компьютер и более 50% из них подключены к Интернету.
Если у студента нет доступа к Интернету дома или на работе, то эта проблема вполне решаема, т.к. в Москве имеется много Интернет-кафе, где за разумную плату можно получить доступ в Интернет. Более подробную информацию об Интернет-кафе в Москве можно найти по адресу: http://www.provider.net.ru/list.cafe.shtml.
Известно, что типовые требования к конфигурации компьютера для обучения в Интернете включают в себя: процессор не ниже PIII-450 (в случае работы с видео лекциями), в другом случае – PII-300, память – 128 Мбайт, видео-карта – RIVA TNT, звуковая система AC-97, жесткий диск HDD – 4 ГБ, СD-Rom – 24X, модем 28,8 Кбайт. Достаточное программное обеспечение состоит, как минимум, из стандартных программ Microsoft office и Internet Explorer.
Однако, иметь аппаратуру - этого еще недостаточно. Как минимум, надо владеть указанными выше программами на пользовательском уровне.
Необходимо помнить, что при обучении в виртуальных аудиториях в Интернете следует еще овладеть соответствующим поведением – сетевой этикой. Она не регулируется правовыми аспектами, как и обычный этикет человеческого общения, но без нее люди не могут общаться в сети бесконфликтно: любой пользователь должен знать язык сети, специальные знаки общения, общеупотребительные аббревиатуры[19]. Непременным условием пользования сетью является соблюдение авторских прав. Сведения о правилах сетевого этикета можно найти на сайте кафедры экспериментальной и прикладной педагогики, заведующим которой является автор этой книги, по адресу: www.mesi.ru/pedagogika/index.html.
Рассмотрим некоторые особенности учебной работы в Интернет. Прежде всего, что касается работы с текстами. Этой работе при Интернет-обучении уделяется гораздо больше внимания, чем традиционных формах организации обучения, т.к. здесь почти нет прямого визуального контакта с преподавателем и изучение дополнительных ресурсов посредством чтения отчасти компенсирует этот недостаток. Учебные тексты могут быть выполнены на различных носителях: бумага, лазерный диск, публикации в Интернете. Конечно, содержание учебного материала может быть выполнено в электронном виде и в общем случае представляет собой гипермедийную структуру, включающую текст, графику, звук. Но даже в этом случае значительную долю составляет текст.
Таким образом, поскольку чтение составляет значительную часть учебной деятельности, студенту желательно овладеть навыками скорочтения. Что такое скорочтение? Это процесс деятельности человека, включающий такие способы и средства чтения, реализация которых обеспечивает ему возможность сократить время обработки текстов, повысив продуктивность усвоения материалов. Не лишне вспомнить слова Ж.Сименона «А не лучше ли, если бы вместо алгебры и древнегреческого в школе обучали искусству чтения?[20]». Скорочтение – это не беглый просмотр текста по диагонали, а серьезное, вдумчивое чтение, но с более высокой скоростью понимания и запоминания. Приведем несколько приемов скорочтения, чтобы показать существенное отличие от традиционного чтения: старайтесь вести взгляд не слева направо по строкам, а только сверху вниз по центру листа; не возвращайтесь к уже прочитанному; не произносите про себя читаемый текст; знакомясь с содержанием, пытайтесь предугадать, что будет на следующей строке, а ее уже не читайте, а только проверяйте, правы вы или нет.
Если при традиционном процессе обучения 80% объема знаний приобретается на основе чтение, то при Интернет-обучении эта цифра, видимо, значительно выше. Конечно, достичь скорости чтения Наполеона или Бальзака трудно, но, используя соответствующие тренинги, можно успешно овладеть этой методикой (подробнее см., например, сайт Школы рационального чтения www.inttech.ru). Для дистанционного корреспондентского обучения скорочтению можно предложить курс Европейской школы корреспондентского обучения: www.escc.ru.
Для эффективного обучения в Интернете очень важно иметь хорошие навыки работы на клавиатуре. Этому можно научится в Интернете, например, по адресу www.ergosolo.ru. Безусловно, чтобы овладеть приемами скорочтения и скоропечатания нужно много и упорно учиться, но эти труды оправдаются при обучении в Интернет.
Заключение
Обобщая изложенное, хочу предложить читателям несколько рекомендаций и выводов.
Рекомендация первая: не бойтесь Интернета! В конечном счете навигация в ести Интернет не намного сложнее управления обычным телевизором, а дает она несравненно больше.
Рекомендация вторая: если у вас есть возможность и, тем более, потребность получить образованные с применением Интернета, обязательно используйте эту возможность. Использование Интернет-образования ни в коей мере не отлучит вас от традиционных форм обучения, но откроет перед вами новый мир – мир знаний без границ.
Рекомендация третья: если вас заинтерсовала эта небольшая книга, постарайтесь познакомиться и с дургими работами по Интернет-образованию и Интернету, особенно с практическими руководствами по использованию сети в интересующих вас областях.
Что же касается выводов, то ограничусь здесь очень краткими сужданиями. Первое из них сводится к тому, что в отличие от радио и телевидения Интернет набрал «критическую массу» педагогически ценных качеств и поэтому ему суждено прочно обосноваться в сфере образования. А второй вывод заключается в том, что эффективное использование в обучении и профессиональной подготовке «всемирной паутины» делает настоятельно необходимым создание электронной педагогики как действительно основательной теоретической и прикладной научной дисциплины, способной гармонизировать сложные процессы развития личности и применения новых информационно-коммуникационных технологий. Проектировать адекватные Интернету педагогичские системы и давать реклмендации по развитию его технической, …, организационной и др. инфраструктуры. Если угодно, именно здесь кроется ключ к успеху Интернет-образования – ключ к его эффективности, ключ к выскоим темпам его развития и освоения широкими кругами педагогов и обучаемых.
Спасибо, читатель, за внимание к этой книге. И успехов в деле образования с использованием Интернета!
Сведения об авторе
Андреев Александр Александрович.Заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной педагогики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, автор более 200 опубликованных научных трудов, среди которых шесть монографий и учебных пособий. Область научных интересов – обучение в современных информационно-образовательных системах. Подробные сведения об авторе предсталены на сайте www.mesi.ru/pedagogika/x_files/andreev_a_a.htm.
[1] Бизнес on-line. № 5,2001 С.10
[2] Андреев А.А. Педагогика высшей школы. - М.: МЭСИ, 2002.
[3] Тиффин Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. – М. изд. "Информатика и образование", 1999.
[4] Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б. и др. Интернет-образование не миф, а реальность XXI века. – М.: МЭСИ, 2000.
[5] Сетевое обучение набирает обороты.Сетевые новости, 27июня 2001.
6 Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. – М.: РИЦ «АЛЬФА» МГОПУ, 2002.
7 Тифин Дж., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. – М.: Информатика и образование, 1999.
[8] М. Монтень. Энциклопедия афоризмов/Под ред. Э.Борохова – М.: АСТ, 2001.
[9] Андреев В.И. Педагогика. – Казань: ЦИТ, 2000.
[10] Севергин М.Ю. Телевизионные образовательные технологии. Дистанционное образование в России // Материалы шестой международной конференции по дистанционному образованию. 25 – 27 ноября 1998 г. – М.: МЭСИ, 1998.
[11] Усков В.Л. Web-Lecturing: новейшая технология преподавания на основе сети Интернет. Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции 11 – 12 октября 2001г. – М: МЭСИ, 2001.
[12] Андреев А.А., Каплан С.Л., Солдаткин В.И. Основы открытого образования. Т.2. – М.: НИИЦ РАО, 2002.
[13] Калмыков А.А., Орчаков О.А. Проектирование дистанционных курсов. – М.: МНЭПУ, 2002.
[14] Могилев А.В. Дистанционное обучение. www.vspu.ac.ru/de
[15] Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.:Изд.дом «Дашков и К», 2002.
17Орчаков О.А., Калмыков А.А. Проектирование дистанционных курсов. – М.: МНЭПУ, 2002.
[17] Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.
[18] Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А. и др. Основы открытого образования /Под ред. В.И. Солдаткина. – М.: НИИЦ РАО, 2002. Т.2.
[19] Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В., Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек. Ч.1. – М.:Либерея, 2001.
[20] Степанищев А.Т. Скорочтение. – М.: ГАВС, 1993.